Игры, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов

Категория: Игры развивающие осязательное восприятие

Каждый знает, что привлекательный предмет малыш непременно попытается взять в руки. Однако типичные действия детей с предметами (перетаскивание с места на место, постукивание о другие предметы, зажимание в руке, манипулирование) не приводят к восприятию формы и тем более выделению ее качественных особенностей. Эти действия, лишенные игровой и познавательной цели, говорят о низком уровне познавательного и сенсорного развития ребенка. При отсутствии своевременных учебно-воспитательных воздействий это может служить серьезным препятствием для успешного формирования познавательной, игровой, изобразительной, творческой и конструктивной деятельности.

В предлагаемых играх содержатся постепенно усложняющиеся обучающие задачи и правила игровых действий. Активное участие в этих занимательных совместных играх позволяет малышам легко и успешно овладевать рациональными приемами осязательного обследования формы объемных и плоскостных предметов, если соблюдаются следующие условия:

1.  Ребенок обследует предмет обеими руками и ощупывает его пальцами, поворачивая во все стороны.

2.   В процессе обследования обе руки действуют согласованно и активно. Одной рукой (левой) малыш придерживает и поворачивает предмет, а пальцами другой руки ощупывает его с каждой стороны, останавливаясь на дополнительных частях, которые характеризуют строение его формы (например, на ручке у чашки на колесах и кузове у игрушечного грузовика и т. п.).

3.  Исключается участие зрения в этом процессе. Однако ребенок должен иметь возможность предварительно рассмотреть предмет, который попадет в его руки. Это будет способствовать успешному различению на ощупь особенностей формы и узнаванию предмета в процессе осязательного обследования. Предварительное зрительное знакомство с формой послужит вспомогательной опорой для формирования у ребенка более четких представлений о том, как устроен предмет. Для постепенного повышения уровня восприятия формы как отличительного признака пред мета не менее важно также, чтобы после осязательного обследования малыши могли снова рассмотреть предметы.