Разберем и соберем

Особенности игры и ее воспитательное значение. Предлагаемая игра учит малышей различать и сравнивать предметы по величине, т. е. по их протяженности в пространстве. Осваивая приемы различения и сравнения предметов по величине, дети либо прикладывают их друг к другу, либо накладывают один на другой. В этом и заключается обучающая задача игры.

В игре участвуют шесть—восемь детей, Все они действуют с одним предметом и объединены общей целью — разобрать и собрать пирамидку. Малыши по очереди выполняют одни и те же действия. Общий предмет и общие действия объединяют их и сближают друг с другом.

Получая в руки колечко от пирамидки и надевая его на стержень, ребенок ощущает причастность к общей деятельности. При этом он отдает свое колечко, зная, что игрушка, приобретя свой. первоначальный облик, снова будет разобрана и все начнется сначала. Кратковременность и повторность игровых действий в неизменном виде нравятся малышам. Ребенок знает, что будет делать и что будут делать его сверстники, а значит, лучше осознает свою деятельность.

Кроме того, преобразования внешнего вида игрушки, которые происходят на глазах ребенка и при активном его участии, дают ему новые впечатления от превращения пирамидки и наводят на мысль об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета.

Эта очень простая игра-забава доставляет радость малышам. Поэтому все усилия, которые им приходится прикладывать (ожидание своей очереди, сравнение колечек по величине, выполнение правил игры), совершаются легко, без напряжения.

Игровой материал, Пирамидка одноцветная (желательно с желтыми кольцами). Число колечек, пирамидки должно соответствовать числу участников игры.

Описание игры и приемы ее проведения. Пригласив детей сесть за общий стол и заняв за ним свое место, воспитатель привлекает внимание к новой пирамидке. Он проводит руками по пирамидке сверху вниз, показывая, как постепенно раздвигаются руки по мере приближения к основанию игрушки. «Это потому, — объясняет педагог, — что колечки наверху совсем маленькие, потом — побольше, а внизу — самые большие. Попробуйте потрогать и посмотреть». Он передвигает пирамидку от ребенка к ребенку, чтобы каждый мог провести руками сверху вниз, ощутить и увидеть различие в величине колечек. Пирамидка возвращается к воспитателю, и он обращает внимание на то, как устроена эта игрушка.

«Смотрите, что это? — спрашивает педагог, показывая на колпачок и снимая его. — Это колпачок, а это что? Правильно, колечко (снимает верхнее колечко). Какое оно — большое или маленькое? Правильно, это колечко самое маленькое». Воспитатель придвигает колечко вплотную к колпачку и снимает следующее. «Это тоже колечка. Какое оно, такое же, как первое, или чуть побольше?» — снова обращается он к детям. Педагог накладывает одно колечко на другое так, чтобы все видели, .и вместе с детьми отмечает, что одно колечко поменьше, а другое побольше. Так по очереди снимаются все колечки с палочки и сравниваются путем накладывания друг на друга и прикладывания.

Когда все колечки будут выложены по порядку на столе, воспитатель обращает внимание детей на то, что у пирамидки есть палочка, а внизу подставка. Это тоже колечко, но оно самое большое и не снимается. «Все колечки знают свое место на палочке», — говорит он, собрав пирамидку, и начинает игру сначала.

Подвинув пирамидку к кому-нибудь из сидящих детей, воспитатель обращается к нему как бы от имени игрушки: «Сережа, сними мой колпачок и поставь его на середину стола». Затем предлагает малышу подвинуть пирамидку к кому-либо из сверстников и сказать те же слова, т. е. назвать имя ребенка и сказать: «Сними мое самое маленькое колечко». Далее следующий ребенок передвигает пирамидку сверстнику. Так постепенно игрушка разбирается, а пустая палочка возвращается к воспитателю. Начинается вторая часть игры.

Перед каждым ребенком на столе лежат колечки, а у воспитателя — палочка. «Надоело палочке одной стоять, и позвала она все колечки домой. У кого мое самое большое колечко?» — спрашивает воспитатель как бы от лица палочки. Кто-нибудь из детей отзывается: «У меня!» Все участники игры проверяют, правильно ли он ответил, и, если правильно, воспитатель придвигает к малышу палочку и говорит: «Отдай мое самое большое колечко!» Ребенок надевает кольцо на палочку и вместе со всеми задает тот же вопрос: «У кого теперь есть самое большое мое колечко?» Таким образом постепенно собираются и надеваются на палочку все кольца и колпачок. Игру можно начинать сначала.

Правила игры.

1.  Действия детей выполняются по очереди. Перед тем как взять или отдать колечко, обязательно произносятся нужные слова.

2.  Когда пирамидка разбирается, ребенок может передвигать палочку кому хочет.

3.  Когда пирамидка собирается, передвигать палочку можно только тому, у кого самое большое кольцо и кто сам об этом сказал.

Советы воспитателю. Самое главное в этой игре — увлечь детей ее содержанием и совместным решением задачи. Важно вызвать у них интерес к этой успевшей надоесть игрушке, показать, как можно с ней играть всем вместе.

Если у ребенка пропадет интерес к игре после того, как пирамидка будет собрана, предложите ему заняться . чем-нибудь другим и позовите на его место другого желающего.

Пирамидка должна получить постоянное место в группе, чтобы дети могли самостоятельно играть с ней: либо индивидуально, либо подобрав себе трех-четырех партнеров. Подобную инициативу следует поощрять. Помогите детям организоваться, выбрать ведущего, напомните правила игры и нужные слова. После самостоятельной игры пирамидку следует поставить на место.

Обновлено: 2019-07-09 22:39:05