Биография значимых отношений в семье

Картину своего общения с кем-либо из значимых вы можете воссоздать вместе с ним. Это было бы даже интересно.

Найдите прежде всего время и место: чтобы часа два никто не мешал вашим общим воспоминаниям и мечтам. Вам понадобятся еще и два карандаша, два тетрадных листа бумаги в клетку, 15-20 небольших листов из карманного блокнота. Запаситесь также проницательностью, искренностью и доверием — всем тем, что способствует наилучшему взаимопониманию. Нелишним было бы и чувство5<юмора. (Мало ли что может повстречаться на вашем общем жизненном пути!)

Если вы не ощущаете себя на высоте этих требований, то можете просто, ознакомиться с тем, как справились с нашим заданием более смелые. А можете прочитать в начале главы 5 и 6. Там ждут вас игры, в которые с удовольствием играют даже дети, оттачивая навыки взаимопонимания и юмора.

Ну, а тем, кто уже решился на совместные биографические поиски, напомним стихи В. С. Высоцкого:

Зарыты в нашу память на века и даты, и события, и лица, а память, как колодец, глубока, попробуй заглянуть — наверняка лицо —и то — неясно отразится.

Разглядеть, что истинно, что ложно, может только беспристрастный суд. Осторожно с прошлым, осторожно, не разбейте глиняный сосуд.

Итак, пусть каждый из вас двоих представит для начала прошлое, настоящее и будущее (да-да, и будущее тоже!) вашей совместной деловой жизни, семейных отношений или просто дружеского общения.

ЧТО И КОГДА?

А теперь постарайтесь вместе отыскать самые важные вехи, события в истории и будущей перспективе своих отношений. Такими важными вехами и событиями могут быть любые перемены в природе и обществе, в семье и на работе, в состоянии здоровья, в мыслях и чувствах. Словом, любая перемена — это событие. Причем, говоря «событие», всегда будем подразумевать некоторое конкретное изменение, происходящее мгновенно или достаточно быстро. Если же вам захочется отметить какой-нибудь длительный период жизни,  выберите для себя что-либо одно: начало, конец или его кульминацию.

Какие же события вашей совместной жизни самые важные?

...И они оба, не сговариваясь, почти одновременно сказали. «Поездка в Ллексино».

Они, Вадим и Вера, пришли в консультацию за советом. Как им жить дальше после одиннадцати лет семейной жизни: вместе или врозь? (Вадиму — 34 года, Вере — 29, старшему сыну—6, младшему — 4). Теперь по просьбе психолога они всматривались в свое прошлое и будущее.

— Март семьдесят пятого года, — предложила Вера второе событие.

ВАДИМ. Не-ет! Это не надо.

ВЕРА. Нет, это как раз очень важно. — И уточнила: — Начало марта семьдесят пятого года. (Впоследствии это событие они оценят как крайне неприятное.)

ВАДИМ. Пусть будет так. Тогда, наверное, и мой отъезд в Казахстан.

ВЕРА. Конечно. (И это событие тоже оказалось неприятным для обоих.)

Они задумались. Смотрели друг на друга. Вспоминали.

ВЕРА (без особого энтузиазма). Свадьба.

Вадим кивнул.

ВЕРА Начало работы после университета, рождение Дениски, рождение Пети.

ВАДИМ. Мой переход на другую работу в восьмидесятом году.

ВЕРА. Да. И твой второй переход в восемьдесят третьем.

— Но почему события только из прошлого? А в будущем вас что-нибудь ожидает?

ВЕРА и ВАДИМ (в один голос). Развод.

— И все? Долгое молчание.

ВЕРА. Еще, пожалуй, расставание с мамой.

ВАДИМ. При чем же здесь мама?

ВЕРА. ...Мама этого не переживет... И еще — мой уход на другую работу.

ВАДИМ. Да, твой уход. И наверное, улучшение жилья?

ВЕРА. Конечно! (Оживленно.) И Дениска пойдет в школу!

Тень улыбки на лицах. Легкое замешательство.

— Еще что-то увиделось?

ВАДИМ и ВЕРА. Рождение дочери.

Кроме перечисленных событий Вадим и Вера предлагали и другие, но не были единодушны в том, что это действительно важные перемены в их семейной, а не только личной жизни.

Впрочем, пятнадцати событий, которые они назвали, вполне достаточно для создания биографии отношений, и поэтому в предлагаемой методике требуется назвать именно 15 событий. Меньше — нежелательно, больше двадцати — существенно осложнит последующую работу. Каждое событие записывается на отдельном небольшом блокнотном листке в любой удобной формулировке, понятной обоим.

После этого на каждом листке-карточке напишите рядом с названием события его дату — время, когда оно произошло, или вероятнее всего произойдет. Укажите год, если можете — месяц (или время года) и даже число. А теперь разложите карточки в хронологическом порядке. У Веры с Вадимом они расположились так.

Все события были датированы декабрем 1984 г. Поэтому первые девять уже произошли, а шесть последних — ожидания, надежды, представления о совместном будущем. Последние весьма противоречивы. Наши знакомые словно на распутье: «налево» — развестись, «направо» — улучшить жилье, родить дочь... На первой странице нашей книги стоит 1998 г. Так что можно уже знать, что сбылось, а что нет. Но не станем забегать вперед, а вместе с Вадимом и Верой задержимся в декабре 84-го и продолжим размышления над их семейной хроникой.

ПОЧЕМУ?

Давайте подумаем теперь над тем, почему произошли или произойдут эти события. О своей совместной жизни вам придется и думать вместе.

Начнем с самого последнего события — под номером 15. Отложите его в сторону, как показано на рис. 2. Оно имеет много причин, некоторые из них, возможно, скрыты среди предшествовавших ему событий. Можете ли вы, к примеру, согласиться с утверждением, что событие 15-е произойдет потому, что было (будет) событие 14-е? Или, другими словами, что событие 14-е — одна из причин события 15-го? Не торопитесь с ответом. Нам еще осталось сказать вам, как удобнее всего отвечать вдвоем на один вопрос и при этом не спорить друг с другом.

Рис. 2. Уйдет ли Вера на другую работу из-за того, что расстанется с мамой? А почему они расстанутся? Смысл любого события становится яснее, если понять его причины. 30-40 минут понадобится на то, чтобы вдвоем распутать нити причин и следствий.

Возьмите, пожалуйста, по листку бумаги таких размеров, чтобы они могли упрятаться в ладони. На одной стороне каждого листка поставьте «X», на обратной — «О». Это будет метка с вашими «да» и «нет».

Ну а теперь пусть каждый самостоятельно, не выражая вслух собственного мнения, положит свою метку на стол (накрыв ее ладонью) вверх крестиком или ноликом. Не забудьте: «X» — значит, событие 14-е — одна из причин события 15-го, «О» — событие 14-ё не является причиной события 15-го.

Вадим и Вера одновременно убрали ладони и с интересом посмотрели ответы друг друга На столе лежали два листка, помеченные крестиком.

А как вы думаете, событие 13-е является причиной 15-го? Ответы в ваших руках.

ВАДИМ. Посмотрим?..

И снова метки лежали крестиками вверх, оба были согласны в том, что уход Веры на другую работу произойдет потому, что двумя годами раньше родится дочь.

На очереди — событие 12-е. Является ли оно причиной 15-го?

Опять единодушие: да, улучшение жилья—одна из причин ухода Веры на другую работу.

Наверное, вы уже догадались, что за событием 12-м последует 11-е, за ним 10-е, 9-е, 8-е и т.д. вплоть до первого. И с каждым событием нужно решить, является ли оно одной из причин события 15-го. Свои ответы записывайте в специальную таблицу, нарисуйте ее заранее.

В таблице Вадима и Веры было 15 строк и 15 столбцов по числу событий. В каждой клетке можно было отметить ответы обоих. (Это делал Вадим.) Когда событие 15-е сопоставили наконец с событием 1-м, таблица стала выглядеть так:

В ней легко обнаружить все ответы. По мнению Вадима, Вера уйдет на другую работу (15) потому, что разведется (10), улучшит жилье (12), родит дочь (13) и расстанется с мамой (14). Вера, конечно, видит более далекие истоки: ведь главная роль в этом событии — ее. По мнению Веры, перемена работы произойдет вследствие поездки в Алексино (1), мартовской «загадки» 1975 г. (2), послеуниверситетской работы (4), рождения второго сына (7), перехода мужа на другую работу (8) и, наконец, из-за ожидаемого улучшения жилья (12), рождения дочери (13), расставания с мамой (14). Посмотрите: в восьми случаях ответы супругов были одинаковы (в клетках таблицы стоит «XX» или «00»), а в шести случаях— разными «ХО» или «ОХ»), Согласия все же больше!

Итак, с событием 15-м, похоже, разобрались. Теперь дело пойдет быстрее. Отложите в сторону листок с событием 14-м и вместе подумайте, какие из предшествовавших (1-13) событий явились его причинами. Как и прежде, отвечайте с помощью меток и не забывайте записывать свои ответы (крестики и нолики) в таблицу, в столбец 14,

После того как весь столбец (начиная со строки 13 и кончая строкой 1) будет заполнен, приступайте к анализу причин события 13, затем 12, 11 и т.д. На каждый новый виток причинного анализа вам будет требоваться все меньше и меньше времени. Ведь у 13-го события — 12 предшествующих ему возможных причин, у 12-го — 11, у 10-го — 9... а у 2-го — только одна.

Прошло минут сорок, пока Вадим с Верой от 1989 г. (событие 15) добрались до 1974-го, в котором произошло самое первое событие из списка. Они уже, как заправские «доминошники», азартно стучали по столу ладошками со своими метками, пытались угадать заранее, совпадут их ответы или нет, и все активнее втягивались в непривычное поначалу занятие. Вера разрумянилась, да и Вадим повеселел. Он аккуратно записал все ответы.

Пока они пьют чай, обмениваются многозначительными взглядами и отдыхают перед завершающим этапом самообследования, послушаем, что может рассказать нам таблица.

ТАБЛИЦА. Надежно, выгодно, удобно хранить информацию в моих клетках. Вы можете найти во мне ответ на любое «почему» в своей совместной жизни. Хотите узнать, например, почему у вас родится еще и дочь (событие 13)? Что ж, отвечу: потому что когда-то у вас была поездка в Алексино (1), а спустя год был март (2), и вскоре свадьба (3) и, конечно же, потому, что года через два у вас улучшится жилье (12). Есть, правда, еще и другие причины — мамины, папины, — но не люблю говорить о том, в чем нет согласия. А почему вдруг о разводе (10) думаете? Я вот что вам скажу: не надо было уезжать Вадиму в Казахстан (9)...

Пройдет, возможно, не так много лет, и этот вымышленный монолог «умудренной опытом дамы» превратится в настоящий живой диалог с компьютером, который станет вашим личным секретарем-биографом. Психологи вместе с программистами уже создают первые варианты таких компьютерных программ, помогающих каждому провести интервью с самим собой.

Ну, а пока Вера и Вадим, отдохнув, продолжат наше задание.

ЗАЧЕМ?

Прежде всего соберите листки с названиями событий в стопку так, чтобы сверху было событие 1-е, а снизу — 15-е. Теперь вам предстоит подумать о целях своей совместной жизни. Отложите листок с событием 1 в сторону (рис. 3).

Рис. 3. Зачем нужно было ехать в Алексино? Неужели ради того, что случилось в начале марта 1975 г.? А если не для этого, то для чего?.. Даже столь мудреные вопросы можно одолеть, если не пожалеть еще 30 — 40 минут на взаимные признания.

Вспомните, были ли у каждого из вас какие-либо цели, которых вы стремились достичь с помощью этого события? Возможно, что и нет (не все в жизни происходит «для чего-то». Но если наш вопрос оправдан и событие 1 действительно имело цели, то не было ли его целью событие 2? А может быть, событие 3? 4? 5? ... 15? В целевом анализе, как и в причинном, возможны ответы «да» или «нет». Сообщайте их друг другу с помощью меток «X» или «О».

К семейной жизни с Верой Вадим начал готовиться, видимо, еще во времена поездки в Алексино (1). Тогда он решил с помощью этой поездки приблизить март 1975 г. (2). А Вера так далеко не заглядывала. Она даже не подозревала о возможных последствиях поездки. Поэтому во вторую строку первого столбца таблицы Вадим записал «X» (свой ответ) и «О» (ответ Веры), а во всех остальных строках этого же столбца появились нули:

Теперь пришел черед разобраться в целях события 2. Поскольку цели всегда впереди, то ими могут быть в этом случае события 3-15. Вспомните: происходило ли событие 2 для того, чтобы достичь события 3?

Вадим ответил «Да» и подумал, наверное: «Конечно, уже тогда я мечтал о том, чтобы Вера стала моей женой».

Вера ответила «Нет». В начале марта 1975 г. она еще не смотрела на Вадима как на своего будущего мужа.

Продолжим. Может быть, событие 2 произошло ради события 4? 5? б? 11..., 15? Свои ответы отмечайте крестиками-ноликами во втором столбце.

Осталось таким же способом найти цели у событий 3,4... 14.

Ох, нелегкая это работа — терпеливо перебирать каждое событие, каждый шаг своей жизни, задаваясь вопросом «зачем?» и не всегда отыскивая ответ. Но вот все позади. Целей нашлось немного, зато согласие было почти полным. Зачем свадьба (3) состоялась? Чтобы сыновей и дочку родить (5, 7, 13), хотя у Веры с самого начала была мысль и о разводе (10). Первый сын родился (5), чтобы братом стать (7) и в школу пойти (11). Еще одна общая у Веры с Вадимом цель — улучшить жилье (12), и для ее достижения Вадиму пришлось дважды сменить работу (6, 8). Все это легко можно прочесть в нижней части таблицы.

ЧТО ВАЖНЕЕ?

Вы можете узнать теперь не только любое «почему» и «зачем», но и вес (важность, значимость) каждого события совместной жизни. Но прежде чем выяснить это, попробуйте определить это сами, «на глазок».

Выберите из всех 15 событий самое важное для вас обоих— то, которое сильнее всего повлияло или повлияет на ход вашей совместной жизни.

ВАДИМ и ВЕРА. Поездка в Алексине

ТАБЛИЦА. Что вы! Это событие лишь на седьмом месте. Самое главное для вас—это рождение Дениса.

Ну, а как вы думаете, какое событие второе по важности?

ВАДИМ и ВЕРА. Наверное, март семьдесят пятого. .

ТАБЛИЦА. Я все-таки полагаю, что свадьба была для вас поважнее.

ВЕРА. Да что вы? Я бы ее вообще последней назвала.

ВАДИМ. А я, пожалуй, согласился бы.

ТАБЛИЦА. Конечно, со мной и нужно соглашаться. Зачем вам спорить? Вы лучше меня послушайте.

ВЕРА. А что же, интересно, вы можете сказать о разводе?

ТАБЛИЦА. Вот что я вам скажу: есть вещи для вас и поважнее. Повторяю, что самые главные для вас события — рождение Дениса и свадьба^

ВЕРА. Странно...

ВАДИМ. Но похоже на правду. Ну, а потом что?

ТАБЛИЦА. Потом — рождение Пети, дочери, улучшение жилья. И перемены в работе важнее вашего развода. Уж я не говорю о марте семьдесят пятого и о поездке в Алексино. Вы думаете, такая уж трагедия — съездил Вадим в Казахстан, и семью рушить надо (в космосе люди по году летают, а ничего, живут!). Да эта поездка и вовсе у вас на последнем месте по важности. Вы, я вижу, всерьез к разводу готовитесь. А на самом-то деле хотите жилье улучшить да дочку родить. Этим и живете.

ВАДИМ. Мне кажется, вы знаете нас лучше, чем мы сами. Вы не могли бы объяснить, как вам это удается?

ВЕРА. Действительно, расскажите. Мы можем ошибаться в себе, «но как понять, где правда, где причуда?»

ТАБЛИЦА. Очень просто, если вы умеете считать. Сосчитайте все свои крестики в моей первой строке и первом столбце. Сколько получилось? Тринадцать? Правильно. А в пятой строке и пятом столбце сколько насчитаете? Двадцать три. Где больше? В пятом. А вы говорите, поездка в Алексино важнее рождения Дениса.

ВЕРА. Что-то я ничего не понимаю!..

Разберемся вместе.

В этом нам поможет рис. 4, на котором изображена биография отношений Вадима и Веры. В нем содержится та же информация, что и в таблице ответов, но в более наглядной форме. Каждое событие расположено на рисунке тем выше, чем крепче связано оно с другими событиями, чем чаще является их причиной или следствием, целью или средством, чем сильнее вплетено в ткань совместной жизни.

Рис. 4. Что это?

—Два часа размышлений Вадима и Веры над своей жизнью: что и когда? Почему? Зачем?

— Воспоминания об одиннадцати годах вместе прожитой жизни, ожидания и планы на ближайшие пять лет.

— Каузограмма (если не бояться специальных терминов), т. е. графическое изображение структуры причинных и целевых связей между событиями совместного жизненного пути. Тонкие стрелки слева направо «—>» соединяют причины со следствиями. Стрелки справа налево «<—» идут от целей к средствам их достижения. Если какие-либо два события связаны одновременно и причинными, и целевыми зависимостями, то их соединяет широкая линия без стрелки «—». Напомним события, обозначенные цифрами: 1 — поездка в Алексино, 2 — начало марта 1975 г., 3 — свадьба, 4 — начало работы после окончания университета, 5 — рождение Дениски, 6 — переход Вадима на другую работу, 7 — рождение Пети, 8 — второй переход Вадима на другую работу, 9 — отъезд Вадима в Казахстан, 10 — развод, 11 —Дениска пойдет в школу, 12—улучшение жилья, 13 — рождение дочери, 14 — расставание с мамой, 15 —уход Веры на другую работу.

Давайте присмотримся к событию 5 (рождение Дениски). От него тянутся нити ко многим другим жизненным переменам. Оно стало причиной событий 6, 7, 8, 11, 12, следствием событий 1, 2 и 3, послужило средством достижения событий 7 и 11 и, наконец, само было целью события 3, Другими словами, рождение Дениски, по мнению Вадима и Веры, на многое повлияло в их жизни и от многого зависело. Представьте на миг, что «рождения» нет — как многое на рисунке сотрется, а в жизни утратится.

Возьмем другое событие. Пусть это будет «начало работы после университета» (4). Существенно ли оно повлияло на жизнь Вадима и Веры? Конечно, иначе не было бы его среди пятнадцати самых важных. Но в сравнении с большинством других событий преобразующая сила «начала работы», а значит и важность, намного меньше. Представьте теперь, что событие 4 исчезло с рисунка — общая картина принципиально не изменится1.

Таким образом, чем больше причинных и целевых связей имеет данное событие с другими событиями, тем необходимее оно, тем существеннее влияет на ход совместной жизни. А ведь именно об этом шла речь, когда мы просили оценить свои события по важности. Сосчитать количество связей у того или иного события легко, но осознать их в повседневной жизни бывает сложно. Как найти время и место, проницательность, искренность и доверие друг к другу, да еще и чувство юмора для того, чтобы вдвоем трезво проанализировать прошлое своих отношении, наметить им конструктивную перспективу? В юности не до того. Кто станет тратить два золотых часа общения с любимым человеком на кропотливый анализ истории этого общения. Ну, а позже, когда возникает потребность «остановиться — оглянуться», как не запутаться в переплетении всевозможных обстоятельств, желаний, причин, следствий, целей, средств?

Приемы биографического анализа, с которыми вы познакомились, позволяют осмыслить логику жизненных перемен, согласовать личные перспективы, обнаружить в ткани совместной жизни замысловатые, но не случайные узоры. Древние греки сказали бы: «Они сотканы из нитей, что прядут, отмеряют и отрезают богини судьбы — Клото, Лахесис и Антропос». Будь даже так, но работать с этими нитями человеку приходится самому. «Из многообразных событий жизни, из дел, чувства и помыслов он может, — писал С. Моэм, — сплести узор — рисунок выйдет строгий, затейливый, сложный или красивый... Существует один узор — самый простой, совершенный и красивый: человек рождается, мужает, женится, производит на свет детей, трудится ради куска хлеба и умирает: но есть и другие, более замысловатые и удивительные узоры, где нет места счастью или стремлению к успеху, — в них скрыта, пожалуй, какая-то своя тревожная красота». И чтобы рисунки на бесконечной ткани жизни всегда радовали не только нас, но и значимых для нас людей, стоит запомнить три золотых правила:

 беречь общие воспоминания, ценить историю своих отношений, сколь короткой бы она ни казалась;

 творчески относиться к годам, часам, минутам общения друг с другом, уметь жить настоящим;

 смелее заглядывать в далекое будущее, мечтать вместе, иметь общие надежды, планы.

Только тогда совместная жизнь с друзьями и родными станет действительно яркой, ценной и неповторимой.

Вадим с Верой соткали свой узор. Кому-то он может показаться не самым удачным. Но ведь их работа еще не завершена. Пожелаем же им творческих успехов и посмотрим на работу других мастеров.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

На рис. 5 мы видим графическое изображение совместной жизни другой супружеской пары, Анны и Алексея, которые, узнав о проводимых нами исследованиях, захотели посмотреть «узоры» своей жизни. Им обоим около 30 лет. Знакомы друг с другом пять лет, год назад справили свадьбу. Наши молодожены так стремились «познать себя», что каждый не поленился написать вначале по 15 самых важных событий своего личного прошлого, настоящего и будущего. И только после этого принялись за работу вдвоем — сформировали

список из 15 наиболее важных событий своей семейной жизни. В этот общий список могли войти события из личных списков мужа и жены, а также новые события, характерные именно для их совместной жизни. Затем, как Вадим с Верой, Алексей и Анна расставили даты, проанализировали-причины, цели, записали ответы в таблицу. Они сделали даже больше. Поскольку ответы не всегда совпадали (что вполне естественно), они проанализировали вдвоем каждый случай несовпадения, вслух обсудили соответствующую жизненную ситуацию и попытались найти общий ответ. Как правило, это удавалось благодаря готовности Алексея и Анны к взаимным уступкам. Попробуем теперь на основе рис. 5 представить себе их совместный жизненный путь. (На рисунке обозначены только те связи, в наличии которых уверены оба).

# - первым заметил Алексей        О - первой заметила Анна

О - заметили оба, независимо О - молодые люди смогли увидеть друг от друга    только вместе, в диалоге

Рис. 5. На четверть века вперед и на пять лет назад бесстрашно заглянули Алексей и Анна через год после свадьбы. Они увидели следующие события: 1 — встреча в Тбилиси, 2 — окончательно влюбился, 3 — крыша над головой, 4 — первые ссоры, 5 — дочка, 6 — общая творческая работа, 7 — сын, 8 — дом «с балконом на море», 9 — веселый покой, 10 — понимание друг друга с полуслова, 11 — первая афиша, 12 — путешествие в заморские страны, 13 — воспитанные дети, 14— изобретение, 15 — очередь зрителей.

В начале своей истории Алексей и Анна видят встречу в Тбилиси (1) во второй год знакомства. Это событие стало стартовым в их общей биографии. Оно не имело целей, но повлияло на очень многое. Через два месяца наш молодой человек окончательно влюбился (2), а еще два года спустя у пары появилась крыша над головой (3). В их общем прошлом это последнее событие стало самым важным, так много от него ждали. Оно представлялось необходимым для того, чтобы обрести свой дом (8), веселый покой (9), прийти к пониманию друг друга с полуслова (10). Крыша над головой понадобилась и для того, чтобы в будущем, через 7 лет, появилась первая афиша (11), а еще через 20 лет — длинная очередь зрителей (15). Планы, как видим, солидные. Но первый год жизни под общей крышей завершился первыми ссорами (4). О таких скорее всего говорят: милые бранятся — только тешатся; ведь эти ссоры все же не самые существенные моменты их жизни.

Пройдя сквозь опыт первых встреч, влюбленностей, первых ссор под первой общей крышей, Алексей и Анна видят свое будущее на четверть века вперед, с дочкой и сыном (5, 7, 13), в доме «с балконом на море» (8), с общей творческой работой (6) и деловыми успехами обоих (11, 14, 15). Ждет их также веселый покой (9), понимание друг друга с полуслова (10) и, конечно же, путешествие в заморские страны (12).

Самым значимым во всей этой картине прошлого, настоящего и будущего оказываются веселый покой, дом, понимание с полуслова. Заметим, что-в семейной жизни пары совместное профессиональное творчество (6, 11, 14, 15) выглядит даже значимее, чем предстоящее рождение и воспитание детей (5, 7, 13). Возможно, это связано с весной их отношений, а может, перед нами столь занятые люди, что рождению и воспитанию детей они могут уделить лишь свободное от работы время.

На рис. 5 события обозначены кружочками разного цвета и формы в зависимости от их происхождения. По количеству событий вклад Алексея в семейную жизнь оказывается несколько больше: он внес семь событий из 15, а Анна — пять. Однако путеводной звездой в их отношениях, самым важным событием оказывается веселый покой, его открыла Анна.

Рядом с ним — крыша, дом, понимание — все значимые общие биографические открытия пары.

Каждым таким открытием люди творят по существу совместный жизненный путь, делают его богаче, шире, чем личные пути-дорожки. Особенно интересно, что при этом создаются также новые перспективы в сугубо личной жизни каждого, по-новому переосмысливается накопленный опыт. Алексей и Анна — тому пример. Так, в своем личном списке Алексей отмечает событие «афиша»; оно, как выяснилось, обозначает профессиональные успехи жены, которые очень важны для него самого. Он предлагает включить «афишу» в число событий совместной жизни. Но Анна, размышляя о личном будущем, этого события не видела, а может, не придала ему значения. Теперь же она охотно соглашается с тем, что это действительно важное событие. Что означает ее согласие? Возможны два ответа.

Первый. Если в будущем Анны «афиши» не было и поэтому она ее «не видела», то теперь эта перспектива наметилась, на ее жизненном пути появилось нечто новое. В этом случае Алексей буквально создал новый фрагмент, не существующий пока «кадр» из будущей жизни Анны.

Другой ответ следует, если в будущем Анны «афиша» была, но она не придавала ей большого значения. В этом случае Алексей своим предложением не создал ничего нового, но укрупнил имеющееся, обратил внимание Анны на то, что «афиша» важнее, чем ей думалось.

Независимо от того, какой ответ верен, оба показывают, что значимые для нас люди способны создавать целые фрагменты нашей жизни, могут их стирать, усиливать, ослаблять. Под их влиянием меняются жизненные факты, по-новому расставляются акценты в прошлом, настоящем и будущем, возникают новые отношения человека к себе и к миру, меняется его характер. Каждый способен играть в судьбе других незаурядную роль, творя их или разрушая («Кто ты, мой ангел ли хранитель или коварный искуситель...»)

БЕСЕДЫ С БИОГРАФОМ

Два друга-журналиста. Стае и Леонид, впервые встретились в редакции семь лет назад. Теперь, когда каждый перешел тридцатитрехлетний рубеж, они захотели осмыслить продуктивные годы своего сотрудничества, согласовать творческие планы. Узнав о существовании компьютерной психологической методики, созданной одним из авторов этой статьи вместе математиком Алексеем Леонидовичем Пажитновым, Стае и Леонид решили «двух зайцев убить» — свою деловую жизнь увидеть и о компьютерах очерк написать.

И вот перед ними экран дисплея с мерцающей надписью: биограф. Стае нажал каретку, и появилась новая запись:

 несколько СЛОВ О ПРОГРАММЕ, С КОТОРОЙ ВЫ РАБОТАЕТЕ

 Она называется Биограф

 С ее помощью вы можете отличить в жизни «мелочи» от «важного», осознать свои истоки и перспективы.

 Анализ собственной жизни - глубоко интимная вещь.

 Создатели Биографа хорошо это понимают.

 Поэтому вам не придется сообщать ничего, о чем не хотелось бы рассказывать посторонним.

 надеемся, что Биограф окажется вам полезен. Потом последовали вопросы о событиях, датах, причинах,

целях. Все было почти так же, как в наших устных беседах с Вадимом и Верой, Алексеем и Анной. Но там разворачивалась хроника семейной жизни, а Стае с Леонидом попытались с помощью Биографа осмыслить совместную деловую жизнь. Было еще одно нововведение. На вопросы о причинах и цепях наши друзья должны были отвечать не просто «да» — «нет», а уточнять «благодаря» и «вопреки» чему произошло ю или иное событие, чего они стремились с его помощью «достичь», а чего — «избежать».

Словно самый аккуратный секретарь, компьютерный Био-г раф записывал ответы, надежно их запоминал, безошибочно мнализировал, а потом сообщал свои выводы. Он помог даже создать картину совместной деловой жизни, которую мы видим на рис. 6. Сплошными линиями на нем изображены положительные связи («благодаря», «достичь»), пунктиром — отрицательные («вопреки», «избежать»).

Первый разговор с Леонидом (1) сразу стал важным событием в жизни Стаса. Он предложил считать его событием (совместной деловой жизни — Леонид охотно согласился. Разговор повлек за собой несколько журнальных очерков о Минске (2), Ростове Великом (3), которые писались вместе уже с мыслью о будущей книге (4). Она видится им сейчас вершиной сотрудничества; за ней последовало признание читателей (5) и коллег (6), творческая поездка в Сибирь (7), фильм, снятый по мотивам книги (8). Все это были непредвиденные результаты книги, она создавалась скорее «потому, что нельзя было иначе», чем для признания читателей, коллег, зрителей. Маячила,, правда, далекая цель — юбилейное издание (13) через 15-20 лет.

Рис. 6. Если перекладывание карточек с событиями, заполнение таблицы ответов и вычеркивание картины жизни покажутся вам слишком утомительными, потребуют избыточных волевых усилий, рекомендуем приобрести программу «Биограф» к вашему персональному компьютеру, как это сделали Стае и Леонидом. Они поведали Биографу о событиях своей деловой жизни:

1 — первый разговор, 2 — очерк о Минске, 3 — очерк о Ростове Великом, 4 — книга, 5 — отклики читателей, 6 — признание коллег, 7—творческая поездка в Сибирь, 8 — фильм, 9 - пpocмотp первой пьесы, 10 — премьера, 11 —собрание сочинений, 12 — свой театр, 13 — переиздание первой книги, 14-«Гран-при», 15 — уход одного из нас.

Будущая вершина видится друзьям в создании театра (12), который воплотит их художественные и жизненные принципы. Путь к театру долог. Самая первая ступень — уже объявленный рабочий просмотр их первой пьесы (9), далее премьера на столичной сцене (10), собрание их публицистики и драматургии (11). А к 55-летию Леонида друзья надеются на «Гран-при» своему театру (14).

Остается еще событие печальное — уход одного из нас (15). Пунктиры, от него идущие, тревожат, словно мысли о том, как отсрочить уход, избежать неизбежного.

У Стаса с Леонидом есть достижения и признание в прошлом, значимые для себя и для общества планы в будущем, напряжение творчества в настоящем. В плотном деловом расписании обоих нелегко было найти два часа для беседы с Биографом. Но они обнаружили в нем интересного собеседника, имеющего веское мнение о том, чем и как они живут. Более того, друзьям захотелось вернуться к подобной беседе спустя несколько лет, на новом витке своей деловой жизни. Как, впрочем, и Вере с Вадимом, и Анне с Алексеем.

Может, и вам Биограф окажется полезен?

Не приближайся ко мне

Не удаляйся от меня

Стань там,

откуда лучше меня видно

Такаюки Кисока

В ВОЛНАХ ОТНОШЕНИЙ

 Предлагаем  воссоздать «линии отношений» с ними. Для этого:

1.  Перерисуйте на отдельный лист бумаги приведенный ниже рисунок. Проставьте на горизонтальной оси годы своей жизни.

2. Вспомните свои отношения с кем-нибудь из значимых, хотя бы с тем, чье имя вы упоминали чаще всего.

3.  Попытайтесь изобразить линией историю отношений с этим человеком. Горизонтальная ось обозначает годы вашей жизни — со дня рождения до сегодняшнего дня. На вертикальной оси обозначена степень психологической близости в отношениях:

100 баллов - вы испытываете чувство полного единства с этим человеком, чувство Мы, общаетесь с ним как с самим собой;

О баллов — чувство Мы отсутствует, относитесь к другому как к постороннему человеку.

В разные годы общения чувство Мы может меняться. Начертите линию этих изменений — от даты знакомства до сегодняшнего дня.

4. Выберите еще одного значимого для вас человека. На этом же рисунке начертите линию отношений с ним.

5. Попытайтесь изобразить подобным образом отношения еще с двумя-тремя спутниками своей жизни.

У кого-то история отношений напоминает штормящее море с волнами, вздымающимися к небесам и обрывающимися в бездну. Динамика отношений другого похожа скорее на штиль, бескрайнюю морскую гладь, открытые дали. Редкое волнение нарушает это постоянство.

Почему мы говорим: «душевные волнения», «не волнуйся», «волны жизни», «треволнения»? Русский язык богаче научной терминологии. В психологических словарях нет термина «волнение», психологи отмечают лишь тревоги, напряженности, стрессы. Между тем душа человеческая «волнуется» постоянно. И чаще всего источником волнений являются значимые для нас люди: «Любит — не любит? Плюнет?

Поцелует? К сердцу прижмет?..» Именно такие волнения не позволяют порой держать свой курс в море жизни. А может быть, как раз они и подталкивают нас к желанным берегам?

Мы уже знаем — история отношений складывается из дат, событий, их причин и целей. Это ее невидимые глубины. А в непосредственном переживании предстают более зримые формы, которые ближе к художественным образам, чем к интеллектуальным конструкциям. В истории отношений бывают рассветы и закаты, весны и осени, цветение и увядание, молодость и старость... Все эти образы схватывают в первую очередь перемены, изменения в отношениях. Линии отношений и есть линии перемен.

Возвратимся к героям предыдущей главы — Вадиму и Вере, Алексею и Анне. На этих примерах попытаемся показать, как в глубинах совместной биографии зарождаются волны отношений, линии которых видны на ваших рисунках.

Начнем с истории Вадима и Веры. Посмотрите снова на картину их совместной жизни (рис. 4): девять значимых событий позади, шесть они видят в будущем. Связи, которыми прошлые события соединены с будущими, называются актуальными. Чем больше таких актуальных связей, тем насыщеннее текущая жизнь, тем необходимее будущему багаж пережитого и сделанного, тем ярче освещено прошлое ожиданиями и надеждами. Насколько прочен этот «мост», соединяющий прошлое с будущем?

Подсчитаем актуальные связи и сравним их количество с максимально возможным. В данном случае (между событиями 9 и. 10) относительная сумма актуальных связей будет равна 15%. А теперь предложим Вере и Вадиму совершить мысленное путешествие в прошлое и будущее и подсчитаем насыщенность остальных временных периодов. О том, как переживаются ими разные годы, вы можете судить по рис. 7. Наиболее насыщенным временем Вадим и Вера считают свое прошлое, история их отношений видится им историей отдаления, утраты и без того не очень сильного чувства Мы.

Они ищут новые точки опоры, но, заглядывая на несколько лет вперед, предчувствуют отчуждение... и вновь верят, что оно пройдет. Вера полнее вовлечена в совместную жизнь: обнаруживает больше закономерных связей, меньше случайностей. Ее индивидуальный график насыщенности выше линии Вадима, надежнее кажутся ей пути из прошлого в будущее.

Рис. 7. Насыщенность совместной жизни с годами меняется. Сплошной линией на рисунке обозначены воспоминания о прожитых годах, пунктиром — ожидания и планы на будущее.

 

Иная картина жизни Алексея и Анны. Восхождением к Мы видятся им долгие годы общения. Здесь встречаются, правда, временные спады, но в целом чувство Мы с годами крепнет, прошлое и будущее глубже прорастают друг в друга. Трудно сказать, кто из двоих сильнее вовлечен в общение — так близки индивидуальные графики.

Таким образом, целостная, довольно сложная картина важнейших событий совместной жизни, их причинных и целевых зависимостей проявляется в хорошо известном каждому чувстве близости с другим человеком. Психологи лишь начинают исследовать, как формируется эта картина, как меняется она вслед за самой жизнью или опережая ее, какова ее специфика в деловых, семейных, дружеских отношениях? Ответы на эти вопросы дадут возможность научиться строить и перестраивать свои отношения с людьми, делать их более прочными и долговечными, удлинять пору их цветения — словом, быть счастливее друг с другом. Наверное, именно об этом мечтали первопроходцы в изучении биографии значимых отношений.

ИЗМЕРЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЛИЗОСТИ

В начале 70-х годов ленинградская аспирантка Наталья Анатольевна Логинова начала первые биографические исследования отношений со значимыми другими. Своим испытуемым (вернее — собеседникам) она предлагала изобразить продолжительность общения с каждым из значимых лиц в таблице-графике. Отношения с симпатичным человеком изображались сплошной прямой линией, с антипатичным — пунктирной; если общение было частым—линия рисовалась двойной, если редким — одинарной (рис. 8). Каждая прямая линия начиналась со дня знакомства и заканчивалась либо днем расставания, либо сегодняшним днем, если отношения продолжались.

Рис.8. Так выглядела одна из первых методик исследования биографии значимых отношений. И хотя короткий отрезок прямой линии не мог вместить в себя, конечно, всю историю отношений, эта методика позволяла узнать, с кем и как долго общался человек в разные годы своей жизни.

Этот методический прием (круг общения) сегодня может показаться слишком простым, неточным. Да и испытуемых у Н. А. Логиновой было всего семь человек (с каждым она работала не один день, давала различные задания по автобиографическому описанию жизненного пути, встречалась с людьми, хорошо знающими испытуемого, изучала документы). Но значение психологической методики состоит не только в том, что с ее помощью сразу добываются неизвестные ранее факты, не в том даже, что ею начинают пользоваться другие, более удачливые исследователи. Нередко оригинальная методическая идея дает импульс к созданию более точных приемов, с помощью которых факты наконец могут быть добыты. Такая судьба ожидала и замыслы Н. А. Логиновой. Всегда интересно, а порой и поучительно узнать, благодаря чему «идея рождает идею». Расскажем поэтому, как на глазах одного из нас прямые линии, отмеряющие стаж и частоту общения, изогнулись и превратились в волны отношений, говорящие о большем. Это случилось так.

1976 г. Помещение конструкторского бюро одного из ленинградских заводов. Послеобеденный перекур. Воспользовавшись получасом свободного времени, обращаемся к одному из случайно встретившихся сотрудников:

— Здравствуйте, Ян. Не найдется пи у вас двадцати минут для участия в психологическом эксперименте?

—Да, с удовольствием. Очень интересно. И результаты я смогу узнать? Тогда готов.

Ян получает лист миллиметровой бумаги с координатными осями:

горизонталь — годы жизни, вертикаль — стобалльная шкала психологической близости.

Это уже не методика Н. А. Логиновой, там по вертикали стояли имена значимых других. Скорее, чувствуя тогда, чем понимая, что эти люди неравноценны, мы предложили испытуемым сначала оценить своих значимых по степени близости (100 баллов — доверяю ему как самому себе, 0 — он для меня посторонний), а затем уже обозначать прямыми линиями, идущими параллельно друг другу на разной высоте, продолжительность общения с тем или иным человеком. В результате хотелось выяснить: какие они, самые близкие отношения — кратковременные или долговечные? Этот вопрос в то время еще не имел ответа, хотя психологи давно интересовались измерением чувства психологической близости. Прежде чем закончить разговор с Яном, рассмотрим некоторые описанные в литературе шкалы дистанций.

Как правило, шкалы дистанций конструируются эмпирически, путем отбора экспертами наиболее «работающих» суждений и предполагают эгоцентрическую организацию психологического пространства. Самая первая из них — это шкала социальной дистанции Е. Богардуса. Она выявляет степень приемлемости другого человека как представителя определенной социальной группы, т. е. шкала измеряет отношение к нему как социальному типу. С незначительными вариациями метод использовался для измерения дистанции, связанной с расовой и региональной принадлежностью, возрастом, полом, профессией, религией, для измерения дистанции между детьми и родителями. Шкалы имеют семь делений, соответствующих величине дистанции. Приведем, к примеру, одну из них, измеряющую отношение к той или иной национальности:

1. Принятие до близкого родства посредством брака.

2. Принятие до членства в моем клубе какличного друга.

3. Принятие до проживания на моей улице как соседа.

4. Принятие до работы по моей профессии.

5. Принятие до гражданства в моей стране.

6. Принятие в моей стране только как интуриста.

7. Предпочел бы не видеть в моей стране.

К этому же классу может быть отнесена шкала дистанции до индивидуума, используемая в культурологических исследованиях. Так, французский психолог А. Моль отмечает, что понятие «дистанция до индивидуума» играет основную роль в измерении степени побуждения реципиента, вызываемого сообщением. Шкала дистанции до индивидуума включает в себя семь пунктов и изменяется от «непосредственной и конкретной реакции» человека (наиболее короткая дистанция) до «никакой вовлеченности»: дело происходит «на другой планете» (максимальное значение дистанции).

Более интересна для нас шкала симпатической дистанции Д. Фелдеса, предназначенная для измерения готовности к контакту медицинского работника с бывшим пациентом психиатрической больницы. Она содержит 11 суждений, выражающих ту или иную степень близости оцениваемого человека (в порядке ее уменьшения):

1. Он мог бы быть моим лучшим другом.

2. Я не провожу различий между ним и психически здоровыми людьми.

3. Я мог бы открыть ему свою душу.

4. Я мог бы проводить с ним свободное время.

5. Я мог бы провести с ним отпуск.

6. Я мог бы пригласить его к себе в гости.

7. Я не стал бы обсуждать с ним важных проблем.

8. Я не доверил бы ему выполнения ответственных заданий.

9. Я уволился бы, если бы мне пришлось работать с ним вместе.

10. Я не выпускал бы его На свободу.

11. Я запретил бы ему иметь детей.

Каждое утверждение имеет пять градаций выраженности: «совершенно верно», «пожалуй», «все равно», «не совсем так» и «абсолютно неверно».

В целях измерения психологической дистанции наряду с перечисленными шкалами используются различные графические приемы. Так, например, испытуемому предлагается отрезок прямой, в одну из крайних точек которого условно помещается его Я. Он должен указать на отрезке точку, символически отмеряющую субъективное расстояние от Я до другого человека. Это задание выполняется заново для каждого из значимых лиц, в результате чего появляется возможность сравнивать между собой психологические дистанции и судить о большей или меньшей близости каждого.

 

Рис. 9. Для измерения психологической близости в общении психологи предлагают различные способы. В эгоцентрической модели другие люди располагаются ближе или дальше от Меня (а). В социоцентрической модели нужно решить, к кому из двух Других я ближе (б). А можно, «не переходя на личность», попытаться оценить, в какой мере отношения с другим человеком исчерпываются понятием Мы (в).

Отрезки прямых могут располагаться на плоскости по-разному (рис. 9а), в зависимости от желания исследователя. Несмотря на отличие графических шкал от описанных выше дискретных, лежащая в их основе теоретическая модель психологического пространства остается прежней: Я субъекта выступает организующим и определяющим центром некоторого поля его симпатий и антипатий к другим людям — так называемая эгоцентрическая модель.

Иной способ измерения психологической близости состоит в том, что значимые другие во всех возможных сочетаниях по два условно помещаются в конечные точки отрезков прямых, а испытуемому следует найти и обозначить точкой свое место между ними (рис. 96). Затем подсчитывается среднее значение от Я до Дг от Я до Д2, от Я до Д3. В результате все интересующие нас лица могут быть проранжированы по степени психологической близости. Этот прием является по существу методом парных сравнений и основан на социоцентрической модели психологического пространства.

Подобные графические приемы широко используются психологами в практической работе и при всей своей простоте информативны. Но все-таки остается неясной психологическая сущность используемой шкалы.

Для понимания природы психологической близости и ее теоретически обоснованного измерения более продуктивными представляются нам идеи самобытного психолога Бориса Федоровича Поршнева о феноменах Мы и Они как исходных психологических формах человеческого общения. «Субъективная сторона всякой реально существующей общности людей, всякого коллектива, — писал он, — конституируется путем этого двуединого или двустороннего психологического явления, которое мы обозначили выражением «мы и они»: путем отличения от других общностей, коллективов, групп людей вовне и одновременного уподобления в чем-либо людей друг другу внутри».

Два полюса — Мы и Они — существуют в тесном единстве. Поэтому уменьшение Мы понимается как отчуждение, отдаление, возрастание переживания Он (Она, Они). Выраженность этих двух переживаний и является непосредственным индикатором психологической близости партнера.

Идеи Б. Ф. Поршнева легли в основу сконструированной нами шкалы для измерения психологической близости значимого другого (рис. 9в). На этой шкале нет Я, но имеются две крайние точки: Он (Она, Они) и Мы, из которых Он — предельное выражение отдаленности. Мы — максимальная психологическая близость другого, что переживается субъектом как слияние с другим:

Не знаю — где ты и где я. Те ж песни и те же заботы.

М. Цветаева

Такое психологическое слияние — Мы — переживается человеком как доверительность, открытость влияниям. По Б. Ф. Поршневу, «полное доверие... тождественно принадлежности обоих участников данного акта или отношения к одному «мы»... Закономерна и обратная формулировка; психическая общность («мы») в ее предельном чистом случае это есть поле... абсолютной веры». Поэтому полюс Мы шкалы психологической близости может быть выражен в словах: максимум доверительности в общении, приравниваемый к интракоммуникации, к «общению наедине с собой». Такой формулировкой мы пользовались, обращаясь к нашим испытуемым с просьбой отобразить прямыми линиями продолжительность общения с разными по близости людьми.

Как вы помните, одним из испытуемых был Ян. Мы ожидали, что он, как и все, к кому мы обращались прежде, нарисует несколько параллельных прямых, одна выше другой, в зависимости от того, кого он чувствует близким, а кого дальним. Прошло минут пятнадцать, и Ян вернул нам лист миллиметровки со следующим рисунком (рис. 10).

— Правильно я сделал? =- спросил он.

— Вы сделали лучше, чем правильно! Вы новую методику изобрели!!!

Рис. 10. Не правда ли, отношение Яна с близкими ему людьми подобны сменяющим друг друга волнам?

Да, волны отношений первым увидел не психолог, а его испытуемый. Образ волн оказался столь естествен, что даже инструкция экспериментатора не смогла выпрямить их линии. Эта методическая находка стала следующей ступенью в изучении биографии значимых отношений. Она позволила нам получить много новой интересной информации.

СОЗВЕЗДИЯ ЗНАЧИМЫХ

В наших исследованиях приняли участие 58 человек, имеющих высшее техническое образование: 28 мужчин и 30 женщин в возрасте от 22 до 48 лет. Мы просили своих собеседников вспомнить людей, с которыми их сводила судьба, выбрать тех, чья роль была наиболее существенна, и записать их имена, начиная с наиболее значимого и кончая наименее значимым. Затем на листе миллиметровой бумаги каждый опрошенный чертил замысловатые линии отношений. 467 линий было начерчено участниками исследования. Каждый проанализировал историю отношений в среднем с восемью значимыми другими.

Круг значимых других включает, согласно полученным данным, от трех до двадцати двух человек. Он образуется родными и друзьями, число которых приблизительно одинаково (52 и 48%). Но это обманчивое равенство. Если мы учтем продолжающиеся отношения с партнером и уже завершенные, то среди продолжающихся отношений 65% составят родственники и 35%—друзья, а среди завершившихся —15% родные и 85% друзья. Следовательно, часть круга значимого общения, образованная друзьями, существенно менее устойчива, отношения здесь более конечны и заменяемы по сравнению с родственниками.

Мужчины скорее склонны относить к категории «значимых» мужчин (65%), а женщины — женщин (56%). Но самые главные роли в своей жизни и те и другие отводят женщинам: мужчины — женам и матерям, женщины — матерям и дочерям. Последние места распределяются между друзьями. В целом же главные роли исполняют: мать и отец, затем — супруги, дети, друзья, подруги (табл.1).

Единодушнее в своих привязанностях женщины, Судите сами: дистанция между самым значимым (мать) и наименее значимым (подруга) составляет 5,6 балла. У мужчин аналогичная разница между средней значимостью жены и друга меньше — 3,8 балла, следовательно, мужские приоритеты более индивидуализированы.

Таблица 1 Иерархия значимых других (по данным опроса 58 чел.)

Наверное, женщины обеспечивают устойчивость отношений, мужчины их изменчивость, и только вместе делают возможным закрепление нового и обновление старого — развитие отношений, их творческое долголетие. А где его пределы? Как долго живет Мы?

Чтобы выяснить это, мы разделили все линии отношений на группы в зависимости от рангового места партнера в иерархии значимых. Первую группу составили отношения с наиболее значимыми людьми — первыми по рангу у того или иного опрошенного (у одного это могли быть отношения с матерью, у другого — с женой или другом). Вторую группу составили отношения с людьми, занявшими вторые места в иерархии, третью — третьи и т д. В десятую группу вошли наименее значимые партнеры — те, которым участники исследования отвели десятые и более далекие места в своих иерархиях.

После этого подсчитали среднюю продолжительность разных по рангу отношений. Средний возраст отношения с самым значимым оказался равен 26 годам, с наименее значимым — 13. В целом взаимосвязь продолжительности общения и значимости партнера показана на рис. 11. Чем значимее другой человек, тем отношение к нему имеет больше шансов на долгожительство.

Рис. 11. Двадцать шесть лет уходит в среднем на то, чтобы удостоиться самой главной роли в жизни другого. И чем меньше стаж общения, тем вероятнее, что у вас окажутся достойные соперники — ведь на главную роль претендуют, возможно, еще семнадцать человек.

А меньшей значимости соответствует более быстрое прекращение каких-либо отношений. Не правда ли, результаты вселяют оптимизм — славно, что годы работают на наше Мы!

Связь значимости со стажем отношений убеждает также в том, что значимый другой тем дольше сохраняет свою необходимость и незаменимость, чем существеннее ценности, которые он разделяет и пробуждает в нас. Как только они утрачиваются — умирает Мы.

Как показывает рисунок, взаимосвязь между значимостью и продолжительностью отношений может быть изображена прямой линией (ее уравнение: (f = 24,9— l,4z). Если продолжить прямую за пределы десяти наиболее значимых лиц, то она пересечет горизонтальную ось в точке 17,8. А это означает, что уже с 18-м по значимости человеком стаж отношений меньше года или вовсе равен нулю. Другими словами: максимальное число жизненно значимых отношений равно 17-18.

Приведенные данные наводят на воспоминание о словах героя романа Т. Уайлдера: «У человека должно быть три другa-мужчины старше его, три — примерно его возраста и три — младше. У него должно быть три старших друга-женщины, три его лет и три — моложе. Этих дважды девять друзей я называю его Созвездием. Редко (а может быть, и никогда) все эти восемнадцать вакансий бывают заполнены одновременно. Остаются пустые места, у некоторых многие годы — или всю жизнь — бывает лишь один старший или младший друг, а то и ни одного... Конечно, это весьма причудливая теория, не надо принимать ее слишком буквально, но и не стоит отвергать с порога...». Действительно, не стоит принимать ее слишком буквально, однако количественное выражение созвездия удивительным образом совпадает с нашими эмпирическими результатами.

«В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут», — посмеется придирчивый критик, недоумевая, почему среди волн вдруг оказались созвездия. Но человеческие чувства столь многообразны, что можно отыскать еще сотни метафор, каждая из которых будет естественнее другой. И ни одна не отразит эти чувства с исчерпывающей полнотой. Поэтому и волны, и созвездия, и нити, и узоры, и многое другое — все, что покажется удачным, будет помогать нам выражать свои мысли по поводу наших с вами чувств, читатель. Поговорим же о звездах и об их отражении в волнах отношений.

Самая яркая звезда в созвездии значимых чаще всего имеет имя мамы. Безусловно, десятки лет общения с мамой — это замечательно! С первого взгляда она для каждого самый близкий и значимый человек. Но остаются еще семнадцать вакансий. Что же типичнее: мощный и короткий всплеск волны отношений с новыми значимыми? Или непрерывное «пожизненное» волнение в общении с ними?

Для ответа построим усредненные линии отношений с разными по значимости партнерами. Как показывает рис. 12, отношения с наиболее значимыми людьми всегда сопровождаются чувством большой и со временем все возрастающей близости. Менее значимые отношения не отличаются столь выраженным чувством близости, их история подобна приливу и отливу. Так что оба варианта типичны: краткий всплеск в менее значимых отношениях, нестихающее волнение — в наиболее значимых. Такое волнение даже желанно: «Ветру — с волною, мужу — с женою, а мне маяться с кем?» (Е. Бачурин).

На какой же ступеньке в иерархии значимых находится тот первый счастливец, отношения с которым не увядают, с которым хочется «маяться»? Каково максимальное количество людей, с которыми Мы становится все прочнее и прочнее? И кто, наконец, тот первый «несчастливец», которому суждено со временем отдалиться? Об этом тоже позволяют узнать результаты проведенного исследования.

Оказалось, что первые шесть наиболее значимых отношений характеризуются увеличением психологической близости другого человека с годами, седьмые и восьмые по значимости люди остаются на прежней дистанции, а начиная с девятого преобладает тенденция к отдалению. Словом, люди, с которыми вы общаетесь, постоянно держат весьма напряженный конкурс за 7-8 самых главных ролей в вашей жизни. Многим, увы, достаются роли второстепенные, хотя и необходимые. Не стоит обижаться, в этом конкурсе участвует каждый. В чьей-то жизни вы самый главный, а в жизни других — статист. Но и отдаляться нужно суметь очень бережно, ведь «девятые» и «десятые» были не так давно близки вам. Обижая их сегодня, вы раните память, сжигаете годы совместной жизни, в которых сгорают и лучшие минуты, часы, дни... Поэтому, даже отдаляясь друг от друга, лучше ориентироваться на мудрую немецкую пословицу: «Берите пример с солнечных часов: ведите счет лишь радостным дням».

Рис. 12. С годами главные герои становятся все ближе, и кажется, что быть в их роли приятно и легко. Но всегда ли легким бывает восхождение к Мы?

Итак, самые значимые для вас люди — одновременно самые давние, самые близкие, самые приближающиеся. И все-таки странно — в разные годы ими могут быть разные люди, но в каждый момент стихия общения имеет вполне определенные границы: есть всего два десятка вакансий для исполнения значимых ролей в жизни каждого из нас, всего 7-8 из них предназначены для главных героев, и лишь одному из них суждено быть самым главным, единственным. Ну, хоть здесь-то границы стираются («не знаю — где ты и где я»)?! Увы, даже с самыми близкими людьми психологическая дистанция обычно не равна нулю. К такому выводу приводит анализ линий максимальной психологической близости.

Линия максимальной психологической близости L в отношениях человека с другими людьми состоит из максимально приближенных к 100 баллам участков линий отношений (рис. 13). Эта линия достаточно стабильна в своем отношении к 100 баллам и указывает ту минимальную дистанцию, на которой находились и находятся самые близкие для человека люди. По ней нетрудно подсчитать средний для разных лет жизни показатель максимальной психологической близости:

где 1 — значение линии L в каждый i-й год жизни;

л — число прожитых лет.

Можно предположить, что показатель максимальной психологической близости измеряет некоторое индивидуальное свойство, относительно устойчивое и присущее человеку на протяжении всего жизненного пути1. Это своего рода водораздел между Я и Другими. У мужчин он шире, чем у женщин:

Рис. 13. Линия L — это история отношений с главными героями (а чаще — героинями) разных лет вашей жизни. Как видим, у Глеба, 37-летнего ленинградского инженера, много друзей, но самыми близкими людьми были: мама — подруга — мама — жена.

средний показатель максимальной психологической близости L равен соответственно 80 и 94 баллам (различия достоверны при р<0,001, т.е., если верить математической статистике, исключение из этого «правила» возможно в одном случае из тысячи). Следовательно, женщины считают себя более открытыми в отношениях с «единственными», в большей мере склонны отказываться от Я в пользу Мы. В своем стремлении к Мы они опять-таки единодушнее мужчин (разброс значений показателя L у женщин равен 14, у мужчин — 27 баллам). Не этим ли можно объяснить известный факт: женщины между собой могут разоткровенничаться настолько, что вслух начинают говорить о том, о чем мужчинам даже и в голову не придет говорить.

Различия проявляются и в другом. С возрастом увеличение близости с другими людьми отметили 57% женщин и только 25% мужчин, увеличение дистанции в отношениях отметили 50% мужчин и только 7% женщин. Некоторые мужчины показали разную динамику отношений с лицами разного пола: отношения с женщинами оценены ими как более близкие и более неустойчивые, чем с мужчинами.

Следовательно, женщины вступают в отношения с другими на более коротких и стабильных дистанциях. Эти психологические дистанции проявляются и в поведении. Так, эстонские психологи экспериментально обнаружили, что в общении мужчин друг с другом физическая дистанция больше, чем в общении женщин. У мужчин дистанция зависит от пола экспериментатора, а у женщин не зависит. Так что:

Уважаемые мужчины, любимые не посягают на вашу свободу— вы просто им очень близки, даже ближе, чем они вам.

Дорогие женщины! Мужские чувства к «самым-самым» сдержаннее ваших, а в пространствах, где нет вас, бывает только он.

Посмотрим теперь, кто чаще всего встречается на границах Я, т. е. из чьих отношений составлена линия L. Родственников и друзей здесь можно встретить: у мужчин соответственно 52 и 48%, у женщин — 58 и 42%. Как вам кажется, мужчин и женщин тоже должно быть поровну? Нет. Самые близкие отношения устанавливаются преимущественно с женщинами (у мужчин — 63%, у женщин — 60%).

Во многих случаях линия максимальной психологической близости целиком представлена отношениями с женщинами — родственницами и подругами. Эти результаты созвучны выводам о том. что женщины занимают наиболее высокие места среди значимых и у женщин, и у мужчин.

Пора наконец признаться, что линия максимальной психологической близости обозначена буквой L, потому что это линия любви — отношений с самыми близкими людьми, единственными и незаменимыми. По мнению наших опрошенных (напомним их возраст: 22-48 лет), каждый из них за свою жизнь повстречал двух — четырех человек, которых в те или иные годы он любил больше других. Тот факт, что число самых глубоких привязанностей ограниченно, известен по анализу феномена дружбы в истории человеческой культуры.

Воспользуемся некоторыми сведениями, которые стали доступны современному читателю благодаря интереснейшим историко-психологическим «раскопкам», проведенным И. С. Коном. Так, описывая дружбу у скифов, древнегреческий писатель Лукиан отмечал: «Дозволяется же заключать дружбу самое большее с тремя; если же у кого-нибудь окажется много друзей, то он для нас — все равно что доступная для всех развратная женщина...». Это же число три нормировало дружеские отношения у отдельных африканских народностей. В упомянутых случаях речь шла, правда, о мужской дружбе, в то время как наши данные касаются любых значимых отношений. Несмотря на эти различия, можно говорить все же, что в созвездии значимых есть три особые вакансии — они открыты для тех, кого мы любим. В разные времена и у разных народов традиционно в роли Любимых выступали и друзья, и учителя, и родственники. Летописцами отношений были мужчины, а для них самыми близкими по духу — самыми значимыми — долгое время оставались тоже мужчины.

Среди опрошенных нами лишь один оказался «однолюбом» — только с мамой он всю жизнь чувствовал себя словно наедине с собой. У других же мама со временем уступала место самого близкого человека: у женщин — мужу или детям, у мужчин — другу, жене, детям. Но в трудную пору, когда волна очередной любви скатывалась вниз, душа отогревалась у мамы — она снова была самой близкой.

Размышляя над линией любви, мы отмечали, что это замечательное чувство знакомо больше женщинам; с годами любимые становятся им, как правило, ближе, и, наверное, поэтому чаще любят женщин, чем мужчин. Как известно, в ореоле любви человек растет быстрее и живет дольше. Одним из существенных

Обновлено: 2019-07-09 22:53:30