Учить ли вежливости?

Вежливость, как утверждают специалисты, была создана прежде всего для того, чтобы скрыть истинные чувства, точнее, чтобы истинные чувства не влияли на внешние проявления отношений. И поэтому когда детей приучают говорить вежливые «спасибо» и «пожалуйста», то делают это в первую очередь ради нашего желания хорошо выглядеть (о том, чтобы быть на самом деле, речь не идет) перед людьми, показать воспитанность сына или дочери. Дети же, не умея объяснить эту внутреннюю подоплеку, тем не менее отлично ее понимают.

Приучение к вежливости очень похоже на воспитание. В действительности между ними огромная разница. Подлинное воспитание возможно только тогда, когда на него тратятся душевные силы. При научении вежливости тратятся нервы. Воспитывать можно лишь любя ребенка, обучать вежливости — не только не любя, но даже ненавидя. Вежливым и внешне чутким можно сделать человека по принуждению (ставя в зависимость от чуткости зарплату продавца, удается достичь прекрасного результата), но развить сердечный слух, внутреннюю культуру таким методом нельзя.

Какие же ошибки допускают родители, воспитывая детей? Вот конкретная ситуация, описанная Соловейчиком. «Мама учит сынишку важнейшему понятию — «нельзя». Он дотронулся до горячего, плачет. Мама поучает: «Видишь? Больно! Слушайся, когда мама говорит «нельзя». Иначе будет больно». И так на каждом шагу: «Нельзя, упадешь!», «Нельзя, разобьешься!», «Нельзя, простудишься!», «Нельзя, зубки будут болеть!..»

А ведь истинное «нельзя» не тогда, когда тебе больно, а когда больно другому! Направленное на другого, чувство другого — вот первое условие развития сердечного слуха...»

...Чтобы ребенок научился чувствовать другого, надо ив нем этого другого признавать. Вот мама решила воспитать трудолюбие: «Подай... Принеси... Помоги...» Учит любить: «Я так устала... Пожалей маму... Покажи, как ты любишь маму...» Какой же пример видит ребенок перед собой с первых дней жизни? Перед ним всегда человек (да такой авторитетный — мама!), который постоянно жалуется, устает, нуждается в помощи, не может сам пойти и взять наперсток, не считает зазорным каждую минуту обращаться с пустяковыми просьбами. Значит, и мне тоже можно жаловаться, затруднять других и, если больно, громогласно объявлять о своей боли — пусть мама тоже страдает!

И совсем по-иному воспринимаются слова отца: «Мама устала, давай поможем ей!» Ведь в этой фразе звучит не жалоба, не призыв помочь мне, а оценка состояния другого. Конечно, только одних этих слов недостаточно, чтобы развить внутренний сердечный слух, но все-таки после них он будет развиваться, а не притупляться.

Обновлено: 2019-07-09 22:34:31