хорошие манеры появляются естественным путем.
Научить ребенка говорить «здравствуйте» или «спасибо» — вовсе не первый шаг. Гораздо важнее научить его любить людей. Если он их не полюбит, его трудно будет научить поверхностным хорошим манерам.
Второй шаг —не концентрировать на нем внимание в присутствии незнакомых людей. Мы всегда склонны, особенно с первенцем, сразу представлять его и заставлять что-нибудь сказать. Но когда вы так поступаете с двухлетним ребенком, он смущается. И привыкает чувствовать смущение и неловкость, когда видит, что вы здороваетесь, потому что знает: сейчас наступит его очередь. Гораздо лучше в первые три или четыре года, когда ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к незнакомому человеку, вначале увести разговор от него, а не говорить сразу о нем. Ребенок в три-четыре года обычно несколько минут слушает, как мама разговаривает с незнакомой тетей, а потом вмешиваемся в разговор с замечаниями типа: «Вода залила весь пол в туалете». Конечно, это не манеры лорда Честерфилда, по это его подлинные манеры, потому что теперь ребенку хочется принять участие в разговоре. Если у него сохранится такое отношение к незнакомым людям, он научится со временем дружелюбно разговаривать как принято.
Третье и, вероятно, самое важное условие — ребенок должен расти в семье, все члены которой внимательны друг к другу. Здесь он впитывает доброту. Он хочет сказать «спасибо», потому что так поступают другие члены семьи и потому что они искренне благодарны. Он с радостью снимет шляпу перед женщиной, потому что очень хочет быть таким, как папа.
Конечно, ребенка нужно учить быть вежливым и предупредительным. Если это делается дружелюбно, ребенок учится с удовольствием. Что еще важнее, всем нравится ребенок с хорошими манерами, и не нравится грубый и невнимательный. Родители должны воспитать ребенка таким, чтобы его любили окружающие. Это, в свою очередь, делает его более дружелюбным.
Когда вы учите ребенка хорошим манерам, постарайтесь делать это с ним наедине, а не в присутствии посторонних, которое будет его смущать.