Учите детей рисовать

«Нация, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все другие во всех науках, искусствах и мастерствах»,— говорил Д. Дидро.

Оставим на совести великого французского просветителя максимализм этого утверждения:  Сегодня уже хорошо известно, что два полушария головного мозга выполняют не совсем одинаковые функции в организме и не могут полностью заменить друг друга, как, например, другие парные органы — почки или легкие. В экспериментах с временным отключением того или иного полушария (а чаще у людей с поражением одного из полушарий мозга) установлено — левое Полушарие отвечает за логическую мыслительную деятельность, обеспечивает конкретность представлений, правое — за художественно-образное мышление и эмоциональную окрашенность жизни. Для полноценного, гармоничного развития нужны и важны обе функции.

В эволюции человечества роль полушарий головного мозга на разных этапах была неодинакова. По мнению специалистов, художественно-образное мышление первично, оно возникло раньше логического и много лет назад было ведущим в психической деятельности человека. А поскольку каждый человек в своем развитии в какой-то степени повторяет основные этапы развития всего человечества, можно утверждать, что все нормальные, психически здоровые дети — художники.

Результат их творчества мы, взрослые, часто не понимаем. Но в главном они художники — они творят. Свободное творчество среди взрослых — редкое исключение. Но оно свойственно практически каждому нормальному ребенку.

Детям незнакомы пропорции между различными частями, например, тела (при этом надо учитывать, что и на мир они смотрят не с нашего уровня. Попробуйте, став на четвереньки, т. е. опустившись до уровня глаз сына или дочери, увидеть хотя бы мебель в своей квартире. И вы поймете, откуда такие пропорции). У них легко рассеивается внимание, и они не могут весь рисунок сделать одинаково аккуратно. Дети мыслят абстрактно, им неизвестны законы перспективы...

И вообще дети многого не знают. Они не знают, что нельзя разрисовывать обои, стены на лестничной клетке и чужие двери. И если все-таки это делают, то вовсе не из хулиганских побуждений (разве могут быть хулиганами дошкольники?), а потому, что мы, взрослые, не снабдили их бумагой, карандашами, красками...

Дети многого не умеют. Зачинить карандаш, развести краску, промокнуть кляксу... А где же мы, взрослые? Ведь это наша обязанность — и научить, и помочь. И отговорки типа: «Я сам рисовать (лепить) не умею» скрывают нашу лень, невнимание, нежелание. Много ли надо уметь (вот знать действительно надо много), чтобы заняться с ребенком рисованием?

Вот как формулируют роль взрослых в овладении изобразительным искусством детей младшего школьного возраста авторы пособия «Основы эстетического воспитания»: «Основной задачей занятий изобразительным искусством... является обогащение и уточнение детских представлений о предметах и явлениях природы, об окружающей действительности, о жизни людей, о родной стране. Занятия искусством в этом возрасте имеют ярко выраженный познавательный характер. Главное здесь — накопление и художественное обобщение фактов, познание в образной форме закономерностей окружающего».

По мнению специалистов, уметь самому рисовать, лепить, вышивать и т. д.— не обязательно. А может, даже и лучше, если взрослый не умеет — критиковать меньше будет. А что же обязательно? Разные авторы по-разному отвечают на этот вопрос, но суть ответа такова — необходимо внимание и уважительное отношение к ребенку, его занятию.

Остановиться, всмотреться, похвалить, обратить внимание на упущенную деталь, обсудить замысел (да, да, замысел рисунка — только пчелы строят соты инстинктивно, дети же, даже самые маленькие, рисуют не бездумно) — это уже очень много. А если еще во время прогулки или по пути в детский сад задержаться на минутку у красивого дерева, увидеть под ногами цветок или жучка, полюбоваться паутиной с капельками росы на ней...

Чувство красоты живет в каждом человеке — хоть и говорят, что о вкусах не спорят, однако абсолютное большинство людей оценивает красивое однозначно. Следовательно, в данном случае речь идет только о том, чтобы заставить себя отвлечься от собственных мыслей и пообщаться с ребенком.

Бесспорно, самый неиссякаемый источник прекрасных впечатлений — живая природа. К. Д. Ушинский называл природу лучшим наставником прекрасного. Но он же и предупреждал — нельзя думать, что если детей окружает природа, то этого уже достаточно, чтобы они ее полюбили и проникли в ее красоты.

Чтобы природа стала наставником, надо много потрудиться и нам, родителям. Потрудиться — пробуждая любовь к природе, показывая ее красоту, рассказывая о ее беззащитности перед вооруженным техникой человеком.

Обновлено: 2019-07-09 22:34:30