Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение

Категория: Дошкольная психология и педагогика детей

В нашей стране детские дошкольные учреждения играют огромную роль в воспитании не только детей дошкольного, но и раннего возраста. В настоящее время в стране дошкольным воспитанием охвачено свыше 60 % детей в возрасте от 1 года до 6 лет, в некоторых крупных городах этот показатель доходит до 80—90 %.

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями для ребенка, который попадает из знакомой домашней обстановки в новую среду детского коллектива. Условия детских дошкольных учреждений специфичны и нередко отрицательно влияют на неподготовленного ребенка.

Длительное совместное пребывание большого числа детей вызывает быстрое утомление ребенка. Увеличивается возможность взаимного заражения детей, и они, как правило, болеют несколько чаще, чем в домашних условиях. В дошкольном учреждении неизбежны некоторые педагогические стандарты в подходах к детям, что сковывает индивидуальность ребенка.

Новые социальные условия требуют приспособления к ним, адаптации. Для многих детей эта задача довольно сложна. Так, у ребенка, попавшего в непривычные условия, может развиться состояние страха, психической напряженности вплоть до эмоционального стресса. Это вызывает в свою очередь изменения в работе ряда органов и систем, ребенок слабеет, снижается сопротивляемость организма, что может привести к развитию заболевания.

Дети по-разному переносят эти трудности. При легкой адаптации у ребенка отмечаются временные нарушения эмоционального состояния, когда он плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. В течение первого месяца пребывания в учреждении малыш обычно привыкает к новым условиям, его поведение и состояние нормализуются. Нередко этот срок сокращается до 15—20 дней.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно. В первый же месяц пребывания в яслях он может заболеть острым респираторным заболеванием, которое обычно длится 7—10 дней и завершается без каких-либо осложнений. Привыкание к новым условиям может длиться от 20 до 40 дней. Такое течение адаптации имеет место у детей, поступающих в дошкольное учреждение в возрасте от 9 мес до 1,5 лет или более старшего возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья, а также при неправильных воспитательных воздействиях в семье.

Для тяжелой адаптации характерны те же проявления, однако протекают они длительнее (от 2 до 6 мес) и тяжелее. Ребенок обычно заболевает в первые 10 дней после поступления в дошкольное учреждение и затем продолжает повторно болеть в течение первого года пребывания в детском коллективе (от 4 до 12 раз). Некоторые дети практически не бывают здоровыми длительное время и это отражается как на физическом, так и на нервно-психическом развитии. Такая форма адаптации встречается у детей до 1,5 лет, имеющих в прошлом вредности биологического плана (токсикоз беременности у матери, осложнения в родах, заболевания периода новорожденности) и неблагоприятное состояние здоровья до поступления в дошкольное учреждение.

Другая форма тяжелой адаптации проявляется в виде длительных и стойких нарушений поведения ребенка. Наблюдается снижение аппетита, иногда невротическая рвота при кормлении, чуткий укороченный сон, медленное засыпание (в течение 30— 40 мин), сопровождающееся, как и пробуждение, плачем. Ребенок, как правило, избегает контактов с детьми, стремится к уединению или проявляет агрессивное отношение к сверстникам. Он либо плачет в течение всего времени пребывания в учреждении, либо находится в состоянии пассивности, безразличия, которое может сменяться повышенной раздражительностью. У ребенка резко снижается двигательная и речевая активность не только в яслях, но и дома. Он становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослых.

Нормализация поведения наступает очень медленно, а улучшения неустойчивы, возможен возврат плаксивого и пассивного состояния. У ребенка замедляется нервно-психическое развитие, он может отстать от сверстников на несколько месяцев. Такая форма тяжелой адаптации обычно бывает у детей старше 1,5 лет при неблагоприятных биологических и социальных факторах (отягощенная беременность, родовая травма, нарушения режима, кормления, неправильная организация бодрствования ребенка и др.). Наиболее тяжелые случаи наблюдаются при сочетании нескольких факторов неблагополучия.

Облегчить ребенку вхождение в новые условия жизни — задача вполне посильная для всех родителей. По рекомендации врача детской поликлиники надо создать ребенку такие условия дома, которые были бы максимально приближены к условиям детского учреждения. Он должен привыкнуть спать, есть, бодрствовать именно в те часы, которые приняты в соответствующей возрастной группе детского учреждения. Приучите ребенка к определенной температуре воздуха в помещении (не выше 22 °С), так как в противном случае он, постоянно находившийся при более высокой температуре воздуха дома, в детской группе будет испытывать состояние теплового дискомфорта. Правильно одевайте его, не кутайте.

Большое внимание уделите своевременному формированию навыков самообслуживания. Малыш должен уметь в определенном возрасте пить из чашки, есть ложкой, пользоваться горшком, одеваться и раздеваться. Все это поможет исключить стрессовые ситуации в будущем. Ребенка, поступающего в ясли, надо приучать самостоятельно играть с игрушками, меньше быть на руках у взрослого. Очень Решает наличие таких вредных привычек, как потребность в укачивании, сосание пустышки и др. Малыша, готовящегося к поступлению в дошкольное учреждение, следует активно знакомить и со взрослыми, и с детьми, воспитывать доброжелательное отношение к ним.

Крайне важно, чтобы малыш пошел в дошкольное учреждение абсолютно здоровым. Если у него имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья (признаки рахита, анемии, проявления экссудативного диатеза и др.), необходимо предварительно провести комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий. В случае острого заболевания в период непосредственной подготовки к поступлению в детский коллектив (за 1 мес) ребенок может быть принят туда не раньше, чем через 2 нед после выздоровления.

Делать профилактические прививки непосредственно перед поступлением в дошкольное учреждение запрещается, так как они могут осложнить течение адаптации. Их надо сделать или за месяц до поступления в учреждение, или в самом детском учреждении после окончания периода адаптации, но не раньше, чем через 1 мес от момента поступления. При наличии медицинских отводов от прививок ребенок может быть принят в дошкольное учреждение непривитым.

Для облегчения адаптации ребенка большое значение имеют первые дни пребывания в нем. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к коллективу, в первое время приводите его в ясли не на полный день, а на несколько часов, постепенно увеличивая время нахождения в группе. Создайте щадящий режим и дома: больше занимайтесь с малышом, гуляйте, играйте в тихие игры, рассматривайте

картинки, раньше укладывайте спать. К возможным капризам ребенка в это время будьте более снисходительными. Исключите лишние раздражители: по возможности не включайте телевизор, радио, магнитофон.

Процесс привыкания малыша к детскому коллективу обычно длится около месяца, поэтому в это время матери лучше быть дома (или кому-либо из близких взять на этот период отпуск).

В домашних условиях постарайтесь компенсировать возможное недоедание и недосыпание ребенка в детском учреждении.

В период привыкания ребенка к дошкольному учреждению не следует ходить с ним в гости, в кино или театр, так как это создает дополнительную нагрузку на нервную систему малыша.

Утром, приведя ребенка в ясли, поставьте в известность персонал группы об изменениях в его поведении и состоянии, чтобы выработать совместную тактику поведения и обращения с ребенком. Советы воспитателя, медицинской сестры и врача помогут нормализовать состояние ребенка, быстрее справиться со всеми трудностями периода адаптации.

Обновлено: 2019-07-09 22:33:11