Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение

Категория: Дошкольная психология и педагогика детей

На втором году жизни большинство детей определяется в дошкольное учреждение.

Это событие, характеризующееся изменением окружающей среды и образа жизни ребенка, является большой нагрузкой для детского организма, т.к. ведет к ломке сложившегося в соответствии с ЖИЗНЬЮ и семье динамического стереотипа и способствует возникновению эмоционального стресса. Все эти факторы вызывают функциональные отклонения в деятельности многих органов и систем организма ребенка, снижают его защитные силы и сопротивляемость в период адаптации к новым условиям жизни в дошкольном учреждении.

Адаптация (приспособление к новым условиям) — процесс сложный и длительный. В лучшем случае продолжительность его составляет один-полтора месяца. В первые дни ребенку очень трудно в яслях. Его пугает новая обстановка, большое количество детей, незнакомые взрослые, главное, отсутствие защиты в виде мамы. Поэтому неудивительно, что малыш плачет, ему хочется домой. Его плач — не просто каприз. Это проявление психического стресса, вызванного ломкой сложившихся привычек. Если ребенок и не плачет, это не значит, что он сразу приспособился и не испытывает трудностей. Ом просто сдерживает себя, но ему страстно хочется поскорее уйти отсюда к маме и папе.

Чтобы облегчить течение адаптационного периода, рекомендуется начинать подготовку к этому ответственному в жизни детей событию заблаговременно. Режим дня малыша (время кормления, сна, бодрствования) за несколько месяцев до поступления в организованный коллектив следует постепенно приближать к таковому в детских яслях. Ребенка необходимо отучить от таких неприемлемых в дошкольном учреждении привычек, как пользование соской-пустышкой, кормление из бутылочки, укачивание перед сном. В это время ему следует предоставить возможность более широкого общения с детьми соответствующего возраста и незнакомыми взрослыми.

Не позднее чем за месяц до оформления детей в дошкольные учреждения им должны быть завершены все положенные по возрасту профилактические прививки. Если это требование не будет соблюдено, период адаптации к детским яслям совпадет со сроком выработки послепрививочного иммунитета, который также проходит с огромным напряжением сил детского организма. Нельзя определять ребенка в дошкольное учреждение вскоре после перенесенного заболевания. Пусть он лучше окрепнет дома. Иначе большая адаптационная нагрузка окажется ему не по силам.

Малышу будет легче привыкать к требованиям организованного коллектива, если он заранее в домашних условиях овладеет некоторыми культурно-гигиеническими навыками. Дети, приученные к участию в процессе одевания, раздевания, умывания, умеющие садиться на горшок, самостоятельно пользоваться ложкой, чувствуют себя в детских яслях спокойнее, увереннее. Они не испытывают такого напряжения и страха, как малыши, не владеющие простейшими навыками самообслуживания. К пребыванию в дошкольном учреждении быстрее привыкают ребята тех родителей, которые всемерно поощряют их самостоятельность и не подавляют инициативы.

Готовя малыша к поступлению в детские ясли, чрезвычайно важно своевременно оздоровить его. Поэтому следует заблаговременно обратиться и к участковому педиатру, и к врачам узких специальностей — хирургу, ортопед), отоларингологу, окулисту, невропатологу, сделать все назначенные ими исследования (анализы крови, -мочи, кала на яйца глистов). Выявленные отклонения в деятельности тех или иных органов детского организма нужно полностью излечить, прежде чем ребенок пойдет в организованный коллектив.

Огромное значение имеет правильная психологическая подготовка детей к предстоящим изменениям условий их жизни. Необходимо последовательно и настойчиво убеждать их, что в яслях будет интересно, весело, никто там не обидит, и уж, конечно, нельзя пугать малыша этим событием. Прежде чем в ясельную группу придет ребенок, надо там побывать родителям, познакомиться с персоналом группы, в которой будет воспитываться ребенок, рассказать подробно о его особенностях, привычках, характере поведения в различных жизненных ситуациях, отношении к новым лицам, предметам, явлениям. Следует постараться, чтобы первые недели пребывания малыша в дошкольном учреждении совпали с отпуском одного из родителей. Тогда ребенок сможет находиться в новом коллективе сначала несколько часов, затем половину дня и, только когда полностью привыкнет и освоится, останется на полный день.

Иногда в первые дни пребывания в яслях дети ведут себя спокойно, не плачут, не рвутся домой, с интересом воспринимают все новое, с чем встретились. А позже, когда интерес спадет, они тоже начинают плакать, скучать по дому и родителям, негативно относиться ко всему укладу жизни в организованном коллективе.

В период адаптации к дошкольному учреждению на центральную нервную систему малыша падает очень большая нагрузка. Чтобы ее не увеличивать дома, нужно стараться всегда поддерживать спокойную благожелательную обстановку, ограничить новые впечатления (никуда не ходить, не знакомить с новыми лицами, не приобретать новых игрушек), не наказывать за провинности, ограждать от любых отрицательных эмоций, переключая внимание на знакомые приятные вещи. Чтобы скрасить пребывание в новых условиях, можно дать ребенку с собой в ясли любимые игрушки.

Успешное развитие и воспитание малыша, укрепление его здоровья могут быть обеспечены только совместными усилиями семьи и дошкольного учреждения. В связи с этим контакт родителей с персоналом яслей-сада должен быть очень тесным. До поступления ребенка в организованный коллектив советы и рекомендации по гигиеническому воспитанию ребенка родители получали от участковых педиатра и медицинской сестры. Теперь их роль перешла к воспитателям и медицинскому персоналу дошкольного учреждения. Они знают все о здоровье и развитии ребенка. Ведь ясли-сады являются не только воспитательными учреждениями, в них осуществляется и медицинское наблюдение за детьми, их оздоровление. Сведения о динамике физического и нервно-психического развития малышей, данные врачебных осмотров, педагогических наблюдений сообщаются родителям на регулярно проводимых родительских собраниях, в индивидуальных беседах с воспитателями и медицинским персоналом, вывешиваются на стендах для родителей.

Очень важно, чтобы режим дня, рацион питания ребенка, посещающего детский организованный коллектив, в выходные и праздничные дни, а также во время отпуска родителей резко не отличались от таковых в дошкольном учреждении. Отступления от этого требования могут повлечь неприятные осложнения.

Следует внимательно относиться и четко выполнять все педагогические и медицинские рекомендации и указания, которые даются персоналом дошкольного учреждения родителям по вопросам воспитания и оздоровления ребенка в домашних условиях. Приводить ребенка утром в группу и забирать его домой необходимо в часы, установленные режимом работы дошкольного учреждения. Приведенному не вовремя в группу малышу труднее включиться в организованную жизнь коллектива детей. Опоздания родителей вечером, когда все дети уже разобраны ПО домам, ребята переносят очень болезненно. Приведенный в ясли ребенок должен быть одет по сезону и иметь запас чистого сменного белья. Последний необходимо регулярно пополнять по мере использования. Уличная обувь должна соответствовать сезону и погодным условиям.

Комнатная и спортивная обувь для физкультурных занятий, соответствующая размеру его ноги,— неотъемлемая принадлежность малыша в яслях. Нельзя забывать ежедневно давать ему чистый носовой платок.

Ребенок в возрасте старше одного года в периоды бодрствования находится, как правило, в движении. С каждым месяцем объем движений нарастает. Это положительно влияет на психическое развитие, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему. Мышечная работа, затрачиваемая во время движений, снижает нервное напряжение. Недостаток мышечной активности замедляет психическое развитие. Известно, например, что дети, ночавшие ходить раньше, раньше начинают говорить. Однако чрезмерная подвижность, как и всякая крайность, тоже нежелательна. Сдерживать ее следует не одергиванием, а переключением внимания малыша на что-то другое, тоже занимательное, но не требующее такой двигательной активности. Дневным периодам покоя (первому и второму дневному сну) надо уделять неослабное внимание. Как и прежде, сон на воздухе имеет преимущества. По практически это не всегда удается организовать. Малыша уже не оставишь в коляске на балконе. Во-первых, на ему тесна, во-вторых, проснувшись, он может легко из нее выбраться. Сон во время прогулки наступает тоже реже, чем раньше, поскольку слишком много впечатлений возбуждает ребенка. Таким образом, чаще случается так, что малыш гуляет в период бодрствования, а дневные сны проводит в постели. Если комната перед сном хорошо проветрена и во время сна (в соответствии с погодой) открыта форточка или окно, то сон в таких условиях ребенку полезен. Следует особенно заботиться о тишине В доме во время сна малыша. Нужно выключить радиоаппаратуру, стараться не разговаривать громко и не делать шумную домашнюю работу. Сон полноценен, когда он достаточно длинен, глубок и спокоен. Поверхностный сон не обеспечивает необходимый организму отдых. Днем не спят обычно дети возбудимые, которые больше всего нуждаются в отдыхе.

Формирование санитарной культуры ребенка начинается  с самого раннего возраста. Гигиеническое воспитание заключается в первую очередь в обеспечении правильного гигиенического ухода за телом малыша.

Гигиенические мероприятия в течение дня проводятся многократно. Повышенный контакт с предметами окружающей среды требует большого внимания к чистоте кожи и одежды. Надо приучить ребенка к постоянному мытью рук не только перед едой, но и по мере их загрязнения. Утренняя водная процедура (душ, обливание или обтирание) способствуют очищению кожи, но не может заменить общую гигиеническую ванну. На втором году жизни ребенка можно купать через день или даже 2 раза в неделю. Однако ежевечернее купание (а теперь в большинстве семей это несложно) пойдет только на пользу ребенку. При кожных высыпаниях экзематозного типа частые водные процедуры не показаны (могут вызвать обострение). Водные процедуры утренние и вечерние не исключают обливания ног, так как это не только гигиеническая, но и закаливающая процедура.