Нервную систему ребенка надо беречь

Категория: Дошкольная психология и педагогика детей

Родители часто недооценивают свою роль в развитии характера ребенка. В тех семьях, где родители по каждому поводу выражают неудовольствие, выговаривают детям за незначительную провинность, многое запрещают, дети также привыкают быть недовольными, становятся скрытными, угрюмыми, боязливыми.

Ласковое обращение породит доброту, требование соблюдения порядка — дисциплинированность, систематическое проведение гимнастических упражнений — выносливость и волю, посильный домашний труд — сознание необходимости повседневной работы, доведение любой игры или занятия до конца — настойчивость и упорство, уход за младшими членами семьи, домашними животными, растениями, помощь взрослым — чуткость и теплоту человеческих отношений, способность в любом коллективе чувствовать себя своим и располагать к себе людей.

С детства формируется способность к сопереживанию и сочувствию. Психологи установили, что она проявляется раньше и сильнее у детей из многодетных семей, чем у единственного ребенка.

С ростом материального и культурного уровня жизни радио, телевидение, различные приборы и машины прочно вошли в быт людей. Семья, как правило, малодетная (один, два ребенка). К тому же разница в возрасте детей обычно довольно значительная. Ребенок невольно оказывается в окружении только взрослых. Дома ему не с кем поиграть, зато воспитателей хоть отбавляй.

Нервная система малыша страдает от обилия слов, мелодий и шума. Немалую роль в психической перегрузке играют детские книжки. Практически это выглядит так. У нас сейчас много прекрасных книг для детей. Папы, мамы, бабушки и знакомые охотно покупают их детям, но нередко «на вырост». Книга требует чтения, и взрослые члены семьи предлагают ребенку свою помощь. Им это удобно: не надо вспоминать сказки или придумывать новые. Выполняя просьбу малыша почитать, взрослые часто забывают важный воспитательный момент, что содержание книги, ее смысловая нагрузка должны строго соответствовать возрасту и развитию ребенка, и читают любую детскую книгу. Между тем забегать вперед в воспитании куда опаснее, чем одевать малыша не по росту. Это же относится и к запоминанию стихов. Память у детей цепкая. Они без особого труда запоминают даже длинные стихи. Иногда удивляешься: двухлетний ребенок читает явно «взрослые» стихи. И это никого не беспокоит, а наоборот, даже нравится отдельным родителям — вот, мол, какой он у нас талантливый! Родительский эгоизм приносит вред малышу. Память — богатство человека, и расходовать это сокровище нужно разумно, не тратя его преждевременно, бессмысленно. И еще одно. Мы очень много читаем детям, но не учим их рассказывать прочитанное. В таких случаях задерживаются развитие речи и умение высказывать свое желание.

Поэтому детям надо меньше читать, а больше рассказывать. Не следует заучивать стихи в раннем возрасте. Нужно развивать речь ребенка, способность правильно выражать мысль, бороться с примитивной, засоренной речью. Развитие мышления ребенка определяется той информацией, которую он получает во время бодрствования. Огромной силой воздействия обладают радио и телевидение.

Телевидение — это и клуб путешественников, и передача «В мире животных», и мультфильмы. Телевизор часто приносит куда больше интересного, чем занятые родители. Однако важно установить грань, за которой начинается перенасыщение малыша информацией, когда ее обилие не соответствует возрастным возможностям и ведет к переутомлению. Помимо психической перегрузки, злоупотребление телевидением невольно лишает ребенка необходимой ему физической разрядки. Просидел вечер у телевизора — лишил себя свежего воздуха, особенно необходимого перед сном.

Нервности детей часто способствуют сами родители, желая уберечь их от опасности. Такие родители с утра до вечера занимаются назиданиями: «ходи только так», «сиди только так», «ешь только так»... Все, по мнению таких «старательных» воспитателей, должно совершаться по одной схеме. А ребенок — пусть маленький, но человек, в нем живет неутомимый искатель. Вот почему мы часто слышим от малыша: «Я сам!» Убивать это стремление, лишать ребенка инициативы, беспрекословно подчинять его своей воле — самый вредный и опасный для здоровья и достоинства вид воспитания.

Другие родители разрешают ребенку все, что он захочет. В результате вырастает эгоистичный, капризный, неуживчивый и в конечном счете тоже безвольный человек, обычно еще и не довольный жизнью.