Игры и игрушки
Игрушки ребенку целесообразно покупать только те, которые он давно желает. Игрушка должна соответствовать уровню умственного развития ребенка. В возрасте 3—6 лет и очень любят игрушки, сделанные взрослыми: бумажные пароходики и шлемы, куклы, домики из спичечных коробок и т. д.
Особую радость детям приносит общение с животными, особенно с маленькими. Наблюдать за их ростом, играть с ними — для малыша большое удовольствие. О них можно позаботиться, их можно покормить и защитить. Это покровительство возвышает ребенка в собственных глазах.
Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними. Имеются в виду в первую очередь подвижные шумные , игры и веселая возня. Раскачивание на согнутых ногах, приподнимание, подкидывание, карабкание на закорки, игра в лошадки, мнимая борьба на диване приносят ребенку много радости, веселого возбуждения и физической тренированности. Не нужно только увлекаться и требовать от ребенка непосильного: стояния на руках, голове и т. п.
Танцы взрослого и ребенка воспитывают чувство ритма, синхронности движений, умение тонко регулировать свою физическую активность, способность подстраиваться к ритму партнера. Современные родители уже стесняются так играть на улице, но в пределах квартиры это можно и следует делать, Игра для ребенка — очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к! будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.
Однако если до трех лет ребенок мог свободно обходиться только обществом взрослых, кукол и игрушек, то с четвертого года жизни его уже это не устраивает. Играть одному ему скучно, он ищет общения с другими детьми. Сначала дети этого возраста обычно тянутся к ребятам постарше, обижаются, когда те их не принимают. У них появляется чувство, что они уже многое знают, умеют, и им хочется это показать. Поэтому общение со сверстниками становится так же необходимо, как и со взрослыми, а порой, особенно во время игр, еще более желательно. Если в семье есть другие дети, эта потребность в определенной мере удовлетворяется. Но ограничивать жизнь ребенка только семейным кругом не следует. Для нормального развития ему нужны товарищи-сверстники, с которыми он чувствует себя на равных. Общаясь с детьми, ребенок научится считаться с другими, постоять за себя. В этом возрасте появляются первые привязанности, которые представляют зародыши дружбы. А. С. Макаренко говорил, что ребенок в игре таков, каким будет, когда вырастет и станет самостоятельно работать. Во время игры дети 3—4 лет часто разговаривают с собой или с игрушками. Игры надо чередовать (подвижные и тихие, коллективные и индивидуальные), с тем чтобы, с одной стороны, ребенок не устал, а с другой — не перевозбудился. Игры со взрослыми или сверстниками имеют еще одно важное значение. В процессе общения дети делятся своими впечатлениями, ощущениями, познаниями. И так естественно, непринужденно и незаметно происходит «сброс информации», от избытка которой страдают современные дети. Особенности психики человека таковы, что, приобретя какие-то знания, он стремится поделиться ими. Это в полной мере относится и к детям дошкольного возраста, которые в силу своей любознательности приобретают в виде ответов на многочисленные вопросы большое количество всевозможных сведений.
У младшего дошкольника мышление более конкретное. Он хорошо усваивает то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрывать от него. Запоминает малыш не все, а то, что очень его поразило. Дети всегда стараются подражать взрослым. Порой это опасно. Не умея отличить плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.
Ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действовать, как ему интересно, приятно, хочется. Поэтому чрезвычайно важно воспитать у ребенка понимание и стремление поступать так, как должно, и не делать того, чего нельзя: не отнимать игрушек, а просить их, подождать, пока поиграет другой, в игре согласовывать свои действия с желаниями других, делиться игрушками, воздержаться от того, чего хочется, если нет условий для выполнения желания.