Гигиеническое воспитание

Категория: Дошкольная психология и педагогика детей

Трехлетний ребенок может самостоятельно мыть лицо и руки, пользоваться носовым платком, одеваться и раздеваться, а также обуваться и разуваться с небольшой помощью взрослых при застегивании пуговиц и завязывании шнурков, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, правильно сидеть за столом, полоскать рот после еды, чистить зубы. Ребенок этого возраста уже овладел умением самостоятельно пользоваться горшком. В последнее время выпускаются и имеются в продаже пластмассовые вкладыши для унитазов, предназначенные для детей дошкольного возраста. Ребенка необходимо научить самостоятельно садиться на вкладыш унитаза, правильно пользоваться туалетной бумагой, обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета.

Мышечная система в этом возрасте развивается неравномерно. Крупные мышцы развиты хорошо, мелкие (кистей, пальцев) еще слабы и быстро устают. Хрящевая ткань усиленно замещается костной. Интенсивно растут кости черепа, кистей и стоп. Но в целом кости пока недостаточно крепкие. В них мало минеральных солей, и первые искривления позвоночника могут начинаться именно в это время. Во избежание деформации костей, неправильного их окостенения и нарушения осанки необходимо следить за правильной посадкой ребенка за столом, положением его в постели во время сна и двигательной активностью.

В отличие от взрослых дети во время сидения затрачивают больше усилий и производят значительную мышечную работу, так как еще учатся преодолению неустойчивого равновесия. Сидение для них — акт статического напряжения, а не отдыха, как у взрослых. Известно, что равновесие гораздо легче соблюдать в движении. Вот почему дети быстро устают от сидения и с удовольствием бегают.

Процесс сидения можно облегчить и сделать более приятным, если обратить внимание на правильность посадки. Сидеть правильно — это значит принять положение, при котором бедра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо, когда ноги не достают до пола или сиденье настолько низко, что голени подымаются выше уровня тазобедренных суставов. И в первом, и во втором положении нарушается тонус мышц и они быстрее устают. Желательно выработать прямую посадку, чтобы спина ребенка была параллельна спинке стула. Излишняя опора на спинку и связанное с ней отклонение спины назад так же вредны, как и наклон туловища вперед, способствующий развитию неправильной осанки, круглой спины, сутулости.

Высота стола, за которым сидит ребенок, должна быть такой, чтобы кисти и предплечья свободно лежали на нем без упора. Относительно высокий стол вызывает неумеренный подъем локтя и компенсаторное искривление позвоночника. При низком столе ребенок сгибает туловище вперед, сутулится.

Неправильная посадка за столом — это не только нарушение осанки, но и стесненные условия для деятельности важных жизненных органов: сердца, легких, почек, кишечника.

Глаз человека устроен таким образом, что расстояние в 30—35 см является самым удобным для рассматривания мелких предметов. В любом возрасте это расстояние наиболее эффективно для точных действий, чтения, рисования и т. п. Поэтому нужно следить, чтобы малыш «не водил носом» по бумаге при рассматривании картинок, рисовании и лепке.

Стол ребенка и место, где он постоянно играет, должны быть хорошо освещенными. Желательно, чтобы свет падал с левой стороны и рука, держащая карандаш, не заслоняла чистое поле рисунка. Плохая освещенность, неправильная поза и систематическое нарушение расстояния между глазами и рассматриваемым предметом могут способствовать развитию близорукости и других дефектов зрения.

Попутно следует сказать и о просмотре телевизионных передач. Если ребенок часто смотрит телевизор, могут возникать перегрузки зрения, слуха, психики. Длительность просмотра телевизионных программ для детей этого возраста, по нашему мнению, должна составлять примерно 15 минут. В этот интервал времени укладывается и популярная программа «Спокойной ночи, малыши». Увлечение телепередачами — не только нарушение режима дня, но и большая угроза психического переутомления. Очень часто малыш беспокойно спит после того, как посмотрит вечером кинофильм или другую большую передачу.

Психическое переутомление — только одна из причин беспокойного сна. Другой причиной этого может быть острая пища за ужином. Жареное мясо, соленые и маринованные блюда, острые приправы и закуски возбуждают нервную систему, вызывают жажду и связанное с ней временное перенасыщение организма жидкостью.

Сон — физиологическое состояние организма, и ему должен предшествовать ряд полезных условнорефлекторный действий. Во-первых, опорожнение кишечника и мочевого пузыря. На четвертом году жизни дети должны это делать самостоятельно, без помощи взрослых. В большинстве случаев они уже перестают пользоваться горшком и приспосабливаются к унитазам для взрослых.

Умывание лица, чистка зубов, полоскание рта — вторая обязательная процедура перед сном. Если малыш плохо засыпает, можно воспользоваться третьей процедурой — теплым душем. При раздевании и укладывании ребенка в постель взрослый должен только наблюдать, чтобы одежда была аккуратно уложена на свое место, ночная рубашка или пижама надета, а сам он лег на правый бок и положил левую руку поверх одеяла. В этой позе малыша надо оставить одного, не дожидаясь, пока он уснет. В противном случае родители всегда будут «привязаны» к спящему ребенку, а он, случайно проснувшись ночью, будет испытывать чувство страха и одиночества.

А как быть, когда ребенок боится темноты? Страх темноты — не такое уж редкое явление. Он свойствен многим детям. Если малыш не хочет оставаться один в темной комнате, не стоит его ругать, наказывать, называть «трусишкой». От этих мер страх не исчезнет, а ребенок просто станет скрывать свою боязнь. Такого малыша надо успокоить, приласкать, уговорить. Если он согласен, можно оставить открытой дверь в освещенную комнату или включить ночник.

Воздух в комнате, где спит малыш, должен быть прохладным, окно или форточка (смотря по сезону) открытыми.

В отношении сна остается справедливым древнее правило — лучше раньше ложиться и раньше вставать, так как сон от зари до зари наиболее соответствует биологической природе человека. Если соблюдаются условия правильного сна, он не только приносит полноценный отдых, но и завершается радостным пробуждением, желанием скорее выбраться из постели и размяться. Вот тут-то и подоспело время утренней зарядки. Чтобы ее упражнения были разнообразнее и интереснее, необходимо приобрести для ребенка скакалку, мячи, гимнастический обруч и гимнастическую палку длиной 90—100 см, диаметром 2,5—3 см.

На четвертом году ребенок еще не очень четко выполняет словесные команды во время зарядки, поэтому он должен ее делать вместе со взрослыми. В этом случае малыш не только слышит объяснение упражнений, но и видит их правильное выполнение. Показывая движения, следует учитывать частоту дыхания. У детей она тем больше, чем они моложе. Движения с участием многих групп мышц, в том числе и мышц туловища, выполняются медленнее, чем движения только рук или ног.

Утренняя зарядка, которая, как всегда, хороша на свежем воздухе или у открытого окна, начинается с ходьбы, разминки, потом идут дыхательная гимнастика, бег трусцой (до 100 м), снова дыхательная гимнастика и веселая борьба. В выполнении упражнений нужно вносить как можно больше игровых элементов. Можно использовать четверостишия, считалочки, простые песенки, игровые ситуации, имитирующие действия животных, охоту, поездку на транспорте и т. д.

Применяются по-прежнему упражнения «пружинка» (подпрыгивания), бросание мяча от груди, из-за головы и в цель (корзинку, обруч и т. д.), преодоление препятствий, «футбол», упражнения с палочкой.

Ходьба усложняется тем, что ребенок передвигается на носках, пятках, наружном, а затем внутреннем крае стопы, с высоким подниманием прямых или согнутых ног. Дыхательные и другие упражнения разнообразятся имитированием полета птиц, плавания, потягиванием, использованием предметов: палочек, обручей, веревочек.

Осваиваются такие упражнения, как наклоны корпуса вбок (вправо, влево), вниз; наклоны туловища вперед так, чтобы ребенок стремился достать пол пальцами рук или, взяв в руки мяч, наклонившись, переложил его из одной руки в другую сзади ног на уровне лодыжек; приседание и постукивание палочкой о пол («курочка клюет зернышко»); повороты туловища в положении лежа на спине. Руки и ноги раскинуты, мяч в одной руке. Не отрывая ног и второй руки от пола, малыш должен повернуть туловище и переложить мяч в другую руку. Движения для детей в 3—4 года в большинстве случаев носят имитационный характер (летать, как бабочка, бить в барабан, сорвать яблоко и т. д.).

Нужно иметь в виду, что выполнение одних и тех же упражнений более чем 8—10 дней подряд детям может наскучить.

Как обычно, зарядка завершается бегом, ходьбой и водными процедурами.

Утренняя зарядка для 4—5-летних детей должна длиться 5—6 минут. Каждую неделю в комплекс вводятся 1—2 новых упражнения. Полностью комплекс обновляется обычно не чаще, чем раз в месяц. Вначале упражнения нового комплекса могут показаться ребенку трудными. Тогда в первое время некоторые из них можно выполнять в облегченном варианте. Если при выполнении упражнения дети ошибаются, указывать на это им следует с улыбкой, веселым тоном.

Если по каким-то причинам физическую зарядку с детьми проводить сразу после сна не удается, ее можно делать днем через 1—2 часа после завтрака или после дневного сна. Вечером выполнять зарядку следует не позднее чем за 1—2 часа до сна. Пользы от вечернего занятия, безусловно, меньше, что связано с более низкой активностью ребенка в это время. Хорошо, если занятия сопровождаются музыкой. Это помогает ритму движения, облегчает выполнение упражнений. Лучшим музыкальным сопровождением являются детские песни, легкая маршевая музыка.

Часто родители интересуются, в каком возрасте можно покупать детям те или иные спортивные принадлежности. Ответ один — лыжи, коньки, самокаты, велосипеды можно приобретать тогда, когда ребенок проявит к ним интерес и будет в состоянии их освоить. На лыжи малыша можно ставить с 3 лет, на коньки с 4—5, трехколесный велосипед может войти в его жизнь в 2—3 года, двухколесный — с 3—4 лет.

С 2—3 лет ребенку становится доступным такой любимый вид развлечения, как самокат. Его необходимо подбирать по росту малыша. При катании он руками держится за руль, одной ногой становится на платформу, второй отталкивается от земли. Чтобы физическая нагрузка на обе ноги была одинаковой, отталкиваться следует поочередно то одной, то другой ногой. Езда на самокате повышает двигательную активность детей, вырабатывает у них естественную позу и двигательные реакции, напоминающие таковые при беге. Обучение катанию на самокате позволяет ребенку в дальнейшем быстро и легко овладеть ездой на двухколесном велосипеде.

Катание на велосипеде укрепляет мышцы, тренирует равновесие, координацию движения, воспитывает смелость, решительность. Первый приобретаемый для ребенка двухколесный велосипед должен быть с широкими шинами. Он подбирается строго по росту. Седло его укрепляется так, чтобы ребенку не приходилось сильно сгибаться. Расстояние от сиденья до опущенной вниз педали должно соответствовать длине голени со стопой, что у детей 4—5 лет составляет примерно 25 см, 6—7 лет — 30 см. Расстояние от руля до сиденья по вертикали для детей 4—5 лет не должно превышать 18 см, 6—7 лет — 20—22 см. И все-таки, если малыш ездит на велосипеде, важно постоянно следить за правильностью его осанки. Для профилактики ее нарушений через каждые 20—30 минут рекомендуется устраивать перерыв в катании, чтобы ребенок мог побегать, попрыгать, поиграть в подвижные игры. Приобретать велосипед детям, у которых выявлены нарушения осанки, не рекомендуется.

Во время обучения детей катанию на самокате, велосипеде необходимо воспитывать у них внимание и дисциплинированность, знакомить с правилами уличного движения.

Для детей дошкольного возраста характерно необычайное стремление к познанию окружающих предметов, вещей, явлений.

Новые знания и умения ребенок приобретает в процессе игры, труда, занятий и т. д. Поэтому важно правильно организовать их, придать им нужные направления. Взрослый может принять участие в игре малыша, помочь ему усложнить или продолжить игру, начатую ребенком по собственной инициативе. Однако никогда не стоит заставлять детей играть по указке взрослого. В такой ситуации они теряют интерес, могут бросить игру и начинают протестовать против вмешательства взрослого.

Необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы малыша, правильно оценивать и разумно использовать его возможности. Перегрузка может вызвать переутомление и оказать отрицательное влияние на состояние здоровья, физическое и умственное развитие. Избежать перегрузок помогает рациональная организация режима дня. Ребенка нужно учить лишь тому, что он в данный момент в состоянии не только заучить, но и осмыслить. С другой стороны, обучение не должно слепо следовать за развитием, плетясь в его хвосте. Развитие формируется через обучение. Правильно поставленное обучение способствует нормальному развитию.

Именно со стремлением к познанию бывают связаны различные неприятные происшествия и даже насчастные случаи: ранения острыми предметами, ожоги термические и химические, отравления лекарствами и другими ядовитыми веществами, поражения электротоком, попадание инородных тел в дыхательные пути, нос, ухо. Во избежание этого необходимо убирать опасные для детей предметы и вещества в недоступные для них места. Розетки надо устанавливать на такой высоте, чтобы ребенок не мог их  достать, или закрывать их.

Причиной отравлений детей может явиться небрежное  хранение химикатов, лекарств в доступных для них местах, порой в коробках из-под конфет или других сладостей. Будучи любознательными, дети пробуют все, что увидят. У детей в возрасте до 2 лет отравления встречаются реже и  обычно связаны со случайным приемом ярко окрашенных драже и таблеток, когда они на какое-то, пусть недлительное время остаются без присмотра. Бытовые отравления чаще отмечаются у детей в возрасте 2—5 лет. Причиной отравлений может также явиться стремление дошкольников подражать взрослым, имитируя в играх деятельность врачей, поваров и т. д. Играя в доктора и больного, дети порой ищут и находят настоящие медикаменты и принимают их. Они в играх приглашают гостей и угощают их чем угодно. Это могут быть не только продукты из дому, но и различные растения, ягоды, среди которых попадаются , и ядовитые.

На четвертом, году жизни резко возрастают контакты детей во дворах, скверах, дошкольных детских учреждениях. Массовые контакты опасны инфицированием.

С связи с этим желательно, чтобы родители во время гигиенических процедур тщательно осматривали детей. Первыми признаками многих инфекций являются высыпания на коже (корь, скарлатина, краснуха, ветряная оспа) или увеличение желез (эпидемический паротит, называемый «свинкой», краснуха).

В любом случае больного ребенка нужно уложить в постель, изолировать от других детей и вызвать врача на дом.

Иногда на коже малыша появляются различного рода раздражения, расчесы, высыпания. Они могут быть проявлением нарушенного обмена веществ, поражения кожи болезнетворными грибками, гноеродной инфекцией, чесоточными клещами и т. п. При таких кожных поражениях необходимо обращаться за медицинской помощью, поскольку многие из этих состояний являются предвестниками тяжелых заболеваний (экземы, парши, чесотки и т. д.). Осматривая ребенка, нужно обращать внимание на его упитанность. Толщина жировой складки, которая определяется под левой лопаткой, в норме равна 1 см. При избыточном питании эта складка намного толще, кроме того, отмечается увеличение подкожной жировой клетчатки на животе, бедрах, ягодицах и грудных железах. Полнота, как и худоба,— сигнал тревоги.

Ребенок в дошкольном возрасте, как и «грудничок», нуждается в наблюдении за правильным отправлением всех физиологических функций. Даже если малыш не предъявляет никаких жалоб, родителей должны настораживать частая зевота, легкое, но периодическое покашливание, ночной кашель, нарушение носового дыхания, сон с открытым ртом, избыток носовой слизи, слюнотечение, скрежетание зубами, припухшие потрескавшиеся губы, заеды в углах рта, капельки гноя в носовом углу глаза, гноетечение из уха, большее, чем обычно, количество «синяков» на коже, ограничение объема движений в том или ином суставе, припухлости, где бы они ни располагались, сухая или жирная кожа. Аппетит ребенка, кратковременные боли в области живота, урчание, цвет, характер и консистенция стула, раздражение кожи в области половых органов, слишком частое или, наоборот, редкое мочеиспускание — все эти и другие многочисленные признаки всегда должны быть в иоле зрения родителей, поскольку они свидетельствуют о том или ином нарушении состояния здоровья малыша. Режим дня ребенка на четвертом году жизни незначительно отличается от предыдущего. Увеличивается период активного бодрствования. Малышу уже нужно меньше времени для восстановления сил, поэтому он не нуждается в продолжительном дневном сне. Ребенок днем может находиться в постели 2—2,5 часа.

Прогулки на улице желательно сочетать с занятиями сезонными видами спорта. Всех детей этого возраста можно обучать ходьбе на лыжах, скатыванию с небольших отлогих пригорков. Катание на санках — самое доступное, веселое и полезное развлечение. Оно позволяет продлить пребывание на улице, создает высокий эмоциональный настрой. Однако пассивное сидение на санках, когда их длительное время везут за веревочку, не приносит пользы. Малыши не двигаются, довольно быстро остывают, несмотря на укутывание.

Четвертый год — это и время для обучения ребенка плаванию в бассейне или в открытом водоеме. Ребенка можно начинать обучать плаванию в домашней ванне не только до года, но и в возрасте 1—2 лет. В этом возрасте малыша удается научить делать вдох над водой, а выдох под водой. Он способен освоить погружение под воду с задержкой дыхания. Дальнейшие занятия после 3 лет по обучению плаванию целесообразно продолжить в бассейне ближайшей детской поликлиники, если в ней есть соответствующие условия, или в физкультурно-оздоровительном комбинате.  Достоинство бассейна не только в возможности обучения плаванию. Занятия в нем — это прекрасная гигиеническая и закаливающая процедура. В настоящее время в ряде  вновь открывающихся дошкольных учреждений строятся бассейны, используемые для закаливания детей плаванием.  Если родители намерены приступить к обучению детей  плаванию летом в естественном водоеме, необходимо придерживаться следующих правил. Обучение можно начинать не ранее 3—4-летнего возраста. Для этого используются неглубокие водоемы с песчаным ровным дном без ям.  Уровень воды должен доходить до груди малыша, температура ее — быть не менее 23 °С, а воздуха — 25 °С. Чтобы не отпугнуть ребенка от воды, необходимо сначала приучить его не бояться заходить в водоем. Первоначально обучают  ребенка правильно держать тело на воде, затем показывают  и осваивают движения ног. В этих целях можно использовать доску, кусок пенопласта, надувной матрац, за которые  малыш будет держаться. После этого разучивают движения руками, следят, чтобы во время гребка рука юного пловца полностью распрямилась, а на каждый гребок руками приходилось 3—4 попеременных движения ногами. Следует  научить ребенка правильно дышать при плавании, вдох производить во время вытягивания руки вперед, а выдох в конце гребка. Все упражнения должны выполняться, когда ребенок плывет в сторону берега. Чтобы малышу не наскучило, обучение полезно разнообразить различными играми.

Лучшая пора для закаливания — лето. Разумно проведенное лето помогает предохранить маленького человека от простудных заболеваний в холодные месяцы. Большинство семей предпочитает отдыхать в родном краю. И это правильно. Наши сосновые и лиственные леса, озера и реки — лучшее место для отдыха. Аромат хвои и трав не только приятен. В нем таится большая лечебная сила. Воздух, сухой и свежий, мельчайшие частицы эфирно-масличных веществ, растворенные в нем, очищают легкие, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают общий тонус организма. Особенно целителен воздух у больших водоемов. Нетерок с воды несет отрицательные ионы — особые электрически заряженные частицы, бодрящие организм.

Некоторые же родители стремятся любой ценой вывезти детей на юг. Взрослым кратковременное пребывание на юге (в период отпуска) почти всегда приносит пользу. К сожалению, иначе обстоит дело с детьми. И вот почему. Каждый человек, попадая в новый для него климат, какое-то время привыкает к нему. Иное, чем прежде, атмосферное давление, соотношение метеорологических факторов, употребление в нишу овощей, выросших на другой почве и в другом климате, приводят к отклонениям в организме. Большинство взрослых незаметно для себя переносит эти отклонения. У части людей отмечается более сильная реакция — болезнь адаптации. Поэтому во всех южных санаториях в первые несколько дней отдыхающим создают более мягкий режим и не назначают процедур.

Организм ребенка более длительно и болезненно привыкает к новому климату. У ослабленных детей болезнь проявляется сильнее. Обычно около двух недель ребенок приникает к южному климату и не может получить в это время все то хорошее, что дает юг, а еще через две недели отпуск у родителей кончается и нужно ехать домой. Тут вновь болезнь адаптации уже к своему климату, от которого малыш отвык. Таким образом, у детей почти месяц уходит на акклиматизацию. Пребывание на юге целесообразно, если оно длится 2—3 месяца. Разумеется, все это не относится к детям, нуждающимся в специальном лечении. В режиме дня ребенка дошкольного возраста обязательно должно предусматриваться время для выполнения по- ильного труда в быту. Многие родители считают, что ребенок еще мал и успеет потрудиться потом. Но они забывают и о том, что к большим трудовым нагрузкам надо готовиться с детства. Малыш уже может помогать в уборке помещения, сервировке повседневного стола, уходе за домашними растениями, животными, птицами и аквариумными рыбками. Детям доставляют удовольствие эти трудовые процессы Они не всегда делают все правильно, с точки зрения взрослого, но ради развития самостоятельности следует всячески поощрять их трудовые усилия и не забывать хвалить за это.

Интересное