Составление букетов
Букеты составляют и для себя, и на подарок. В первом случае, казалось бы, все просто — делаешь, что хочешь. Можно, конечно, не задумываясь, сунуть срезанные цветы в первую попавшуюся вазу или банку. Но разве не лучше подойти к делу творчески и создать из цветов маленькое произведение искусства? Именно искусства, древнего, традиционного (между прочим, далеко не только одни японцы всерьез занимались составлением букетов, существуют целые школы и направления цветочной аранжировки) и все равно вечно нового. Каков будет результат — решат ваши талант и вкус. Но несколько правил, касающихся составления букетов для собственного дома, можно запомнить.
• Букет должен гармонично вписываться в интерьер. Крупные букеты не слишком хорошо смотрятся в малогабаритных квартирах или просто в маленьких комнатах. Многое зависит и от фона (стен, скатерти, самой вазы или соседствующих предметов): на светлом фоне лучше смотрятся яркие цветы, на темном — светлые. Лучше всего цветы смотрятся на нейтральном фоне, который оттеняет букет, а не подавляет его. Излишняя пестрота всегда считалась признаком не слишком хорошего вкуса.
• Сочетание окрасок цветов может подбираться по разным принципам: и по созвучности, и по контрасту. Первый вариант и сам по себе почти гарантирует успех (как и в большом искусстве — с классикой не спорят), зато второй позволяет получить неожиданные результаты.
• Цветы должны гармонировать с вазой не только по цвету. Высокие узкие вазы больше подходят к композициям из высоко выдающихся над нею немногочисленных вытянутых цветов (но желательно не с прямыми жесткими стебля ми, которые в таком случае будут выглядеть грубовато) — гладиолусов, хризантем, ирисов; вазы средней высоты и ширины, особенно с отогнутыми краями, дают самый большой простор для фантазии — букеты в них могут быть достаточно пышными; вазы округлой формы лучше сочетаются с овальными или округлыми букетами, с формами, плавно переходящими к сосуду; а вот низенькие плоские вазы применяют обычно для особых аранжировок, в которых часто используют специальные наколки; асимметричные вазы также требуют особого умения аранжировщика, однако, за редким исключением, вы попадете в точку, поместив в такую вазу одиночный цветок с одним или несколькими листьями. Если на вазе есть рисунок, он должен гармонично сочетаться с формой и общей композицией букета.
• Головки цветов не стоит располагать в одной плоскости; плохо, если они будут обращены друг к другу, не в сторону зрителя.
• Вазы, стоящие в центре стола, лучше заполнять цветами так, чтобы они были видны со всех сторон, тогда как в вазах, стоящих у стен, композиции могут быть асимметричными.
• Хорошим дополнительным украшением могут послужить сухие злаки, ветки и листья.
• Ваза на прямоугольном столе может быть любой, а вот для круглого, по традиции, рекомендуется выбрать круглую же вазу, для овального — овальную.
• Если букет составляется для украшения праздничного стола, позаботьтесь о том, чтобы он не мешал сидящим видеть друг друга, а цветы, листья и стебли не закрывали тарелки и другие столовые приборы. Не следует включать в него цветы с сильным ароматом.
• Помимо эстетической совместимости цветов, существует еще и физиологическая: например гвоздики, ландыши, нарциссы, резеда, желтые примулы, душистый горошек и лилии совмещения с другими видами не любят и могут ускорить увядание нежелательных соседей. Реже встречаются положительные эффекты от сочетания разных растений. Так, цикламены помогают сделаться ярче кальцеоляриям, а кипарисовик — тюльпанам.
• Чтобы срезанные цветы стояли дольше, берегите их от прямых солнечных лучей и сквозняков. Соседство вазы с фруктами тоже может ускорить увядание. Зато добавление в воду небольшого количества винного уксуса или сахара (а лучше и того и другого сразу) свежесть букета продлит. С этой же целью желательно почаще менять воду в вазе: простую водопроводную — ежедневно, воду с добавками — раз в 2—3 дня.
• Концы стеблей желательно косо срезать ножом — ножницы могут раздавить проводящие сосуды, однако у растений с твердыми стеблями их нижние части можно даже расплющить молотком. Растения, имеющие млечники, лучше предварительно окунуть в горячую воду. Во всех случаях со стебля надо удалять лишние листья: погруженные в воду, они могут вызвать ее загнивание.
• Увядающие цветы можно «оживить», плотно завернув их в газетную бумагу и поставив на время в ведре воды в темное прохладное место.
•Гармоничными цветовыми сочетаниями в букете считаются: желтый - фиолетовый, красный - зеленый (листья), оранжевый - голубой, желтый - красный, синий - красный, желтый - синий, фиолетовый - оранжевый. Белые цветы хорошо сочетаются с любыми другими. Можно составлять букеты из растений одного цвета, но разных оттенков, например из роз - от темно-вишневых до бледно-розовых.
• Все остальное — дело вашего личного вкуса.
Итак, можно считать, что с букетами «для себя» мы разобрались. Гораздо сложнее обстоят дела с подарочными букетами. Любой подарок — это часть общения с другими людьми. Хотя и говорится, что «нам не дорог ваш подарок, дорога ваша любовь», по подаренному букету можно судить и о вкусе дарителя, и о его отношении к тому, кому цветы предназначены. И здесь, как в любом общении, возможны и свои «подводные камни», и даже свои недоразумения — особенно если даритель не задумывается над тем, как воспримет подарок человек, которому адресован букет.
Мало того, если при украшении цветами своей комнаты мы руководствуемся в первую очередь эстетическими критериями, то для подарочного букета этого недостаточно: желательно знать как общие правила дарения, так и язык цветов.
Почти полностью забытый у нас, этот язык достаточно богат. Почти весь он посвящен чувствам. Наши бабушки и дедушки ухитрялись при помощи цветов вести долгие разговоры и объясняться в любви, не произнося вслух ни единого слова. Чуть ли не каждая гимназистка носила с собой маленькую книжечку, в которой можно было найти толкование значения разных растений. Затем стало не до тонкостей — все символическое многообразие сменила «Алая гвоздика, спутница тревог, алая гвоздика — наш цветок», и отнюдь не в традиционном значении цветочного языка, в котором эта самая алая гвоздика обозначала... Лучше прочитайте сами. Надо полагать, посвященные в тайну символики цветов имели все основания посмеяться. Вот только до смеха ли им было? Анекдоты о любви народа к партии (или наоборот) появились все-таки позже...
А вот на Западе, в европейских странах, язык цветов полностью не забывался никогда. И знакомый вам иностранец может совершенно серьезно обидеться, если ему подарить гвоздику, правда, не красную, а желтую (а их в цветочных магазинах сегодня можно встретить нередко), потому что в переводе с «цветочного» на «общечеловеческий» это будет обозначать... «Я вас презираю»! Да и любимые многими нарциссы в подарочном букете могут означать... обвинение в эгоизме.
Наверное, одного такого примера достаточно, чтобы понять: знать язык цветов также желательно, как правила хорошего тона в целом.
В нем учитывается все основное: биологический вид цветка, окраска и ее сочетания и даже упаковка, на которую и вовсе мало кто обращает внимание.
Начать лучше всего с самого общего — с цвета букета, потому что именно крупные цветовые пятна бросаются в глаза в первую очередь.
Итак, символика цвета в искусстве аранжировки цветов:
Белый — чистый, нейтральный. Символизирует чистоту, невинность, целомудрие.
Розовый — светлый, ласковый. Символизирует нежность, теплые сердечные чувства.
Красный — активный, возбуждающий. Символизирует жизнь, любовь, свободу, огонь, страсть.
Оранжевый — жизнерадостный, теплый. Символизирует солнце, власть, тщеславие.
Желтый — жизнеутверждающий, теплый. Символизирует солнечный свет, тепло, радость, однако многие конкретные цветы желтой окраски означают нечто совсем иное, так что с ним нужно быть очень осторожными.
Зелено-желтый — холодный, неприступный. Символизирует ревность, злобу, ложь, измену.
Зеленый — соединяющий, уравновешенный. Символизирует плодородие, спокойствие, мир, рождение.
Голубой — холодный, чистый. Символизирует чистоту, верность, нежность, небо, бесконечность.
Синий — холодный, печальный. Символизирует верность, доверие, тоску.
Фиолетовый — торжественный. Символизирует величие, роскошь, достоинство.
Черный — нейтральный. Символизирует печаль, траур, элегантность.
Иными словами, для подарка с оттенком официальности гораздо лучше подойдет фиолетовый или любой из его оттенков, тогда как букет из красных и розовых цветов — для интимной встречи.
Цвета, используемые в обертке и упаковке букета по значению близки, но полностью не совпадают. Полностью прозрачный, бесцветный целлофан совершенно нейтрален, но даже небольшие узоры и пятна на нем, каемочки, ленточки и тому подобное уже придают дополнительный смысл.
Розовый цвет означает любовь.
Ярко-красный — пламенная страсть.
Оранжевый — гордость и кокетство.
Темно-желтый — коварство и зависть.
Зеленый — надежда.
Светло-голубой — вера.
Синий -— верность.
Светло-серый — бедность.
Лиловый — покорность.
Фиолетовый — дружба.
Темно-серый — отчаяние.
Светло-коричневый — горе
Золото — достоинство.
Серебро — бессмертие.
Зная это, можно вздохнуть с облегчением: на втором месте после прозрачных оберток у нас везде, как правило, используются серебристые. Бессмертия желать можно почти во всех случаях жизни, разве что, кроме похорон.
Упаковав букет из белых цветов в обертку с розовой каемкой и перевязав бумагу голубой ленточкой, вы тем самым можете сказать: «Моя любовь чиста, я верю вам».
Теперь - самое интересное: собственно язык цветов и некоторых других растений, листья или ветки которых могут присутствовать в букете.
Вот значение некоторых цветов:
Акация белая — платоническая любовь.
Акация желтая — ушла любовь.
Акация розовая — элегантность.
Акант (медвежья лапа) — искусство.
Алоэ — горечь.
Амброзия — возвращение чувств.
Ананас — совершенство.
Анемон — хрупкость, беспомощность или болезнь.
Анютины глазки — думай обо мне.
Апельсин — благородство.
Амарант — бессмертие.
Астра — уходящая красота, печаль.
Базилик — ненависть, отвращение.
Барбарис — скорбь.
Барвинок — сладостное воспоминание.
Береза — грациозность.
Бессмертник — помню навеки.
Боярышник — надежда
Василек — деликатность, изящество.
Вербена — чувствительность.
Вереск — одиночество.
Вишня — чистота помыслов.
Водяная лилия — чистота сердца.
Вьюнок нолевой — смирение, покорность.
Вьюнок трехцветный — кокетство.
Гвоздика белая — непорочность, печаль.
Гвоздика желтая — презрение.
Гвоздика красная — пылкая любовь, страсть.
Гвоздика пестрая — холодность в любви.
Георгин — достоинство, признательность.
Герань желтая — трезвый рассудок.
Герань розовая — предпочтение.
Гиацинт — забава, шутка, игра.
Гортензия — холодность.
Гранат — глупость.
Жасмин — любезность.
Жасмин белый — дружелюбие.
Зверобой — враждебность.
Земляника — совершенное превосходство.
Ирис — послание для вас.
Кипарис — скорбь.
Колокольчик — постоянство, горе, болтливость.
Крапива — клевета.
Кукуруза — изобилие.
Куриная слепота (лютик) — приглашение на свидание.
Лаванда — недоверие, признание.
Ландыш — возвращение счастья.
Левкой — поспешность, вспыльчивость.
Лен — доброта.
Лесной орех — примирение.
Лилия — скромность.
Лилия белая — юность.
Лопух — назойливость.
Лотос — ушедшая любовь.
Лютик — расположение.
Мак — найди утешение во сне.
Маргаритка — невинность.
Мимоза — стыдливость, застенчивость, чувствительность.
Мята — целомудрие.
Нарцисс — эгоизм, обманчивая надежда.
Незабудка — истинная любовь.
Ноготки — скорбь, беспокойство.
Одуванчик — истина.
Оливковая ветвь — мир.
Орхидея — красавица.
Пальма — победа.
Папоротник — искренность.
Петрушка — веселье.
Пион — стыд, хвастовство.
Плющ — дружба.
Подснежник — утешение.
Пшеница — богатство.
Репейник — признательность.
Роза дамасская — застенчивая любовь.
Роза белая (бутон) — сердце, еще не знавшее любви.
Роза белая (цветок) — печаль, молчание.
Роза желтая — неверность, измена.
Роза красная — с большой любовью, страдание от любви.
Розы красная и белая, связанные вместе, — огонь сердца.
Розмарин — ваше присутствие мне приятно.
Сирень — первые волнения любви.
Слива — держи свое обещание.
Тюльпан — объяснение в любви
Фиалка синяя — скромность.
Фиалка белая — искренность.
Хризантема — приветливость.
Шиповник — поэтичность.
Яблоня — великолепие.
Ясень — величие.
Есть еще несколько правил составления подарочных букетов. Все знают, например, что число цветков в букете должно быть нечетным: букеты с четным числом приносят только на кладбище.
Если подарочный букет предназначается женщине,, он может быть сколь угодно пышным и иметь почти любую форму. С одним ограничением: не в правилах хорошего тона дарить яркие, огненно-красные цветы пожилым и замужним женщинам.
Букеты для мужчин лучше составлять из цветов на длинных цветоносах, для этого случая более предпочтительны линейно-пространственные, односторонние букеты.
Букеты для детей составляют из яркого мелкоцветья.
Если букет предназначается больному человеку, не нужно включать в него цветы с сильным ароматом.
Наконец, самое надежное и простое правило из множества правил: дарите человеку те цветы, которые ему нравятся, и все будет отлично.