История пивоварения на руси

Категория: Лечение пивом

Ученые предполагают, что в наших славянских краях впервые пиво начали варить еще в эпоху Трипольской культуры, заложившей основы земледелия в междуречье Днепра и Днестра, т.е. в IV—III в. до н. э. Но это всего лишь предположение. «Три-польское» пиво варили из проса. Первые письменные упоминания о пиве на Руси относятся к XIV веку. Археологи во время раскопок в Новгороде нашли огромное количество берестяных грамот, а на одной из них некий Грикша писал: «Поклон от Грикши к Есифу. Прислав Онанья, молви...Яз ему отвечал: не реки ми Есиф варити перевары ни на кого. Он прислал к Федо-сье: вари ты пиво, сидишь на безатыцине, не варишь жито...» «Житом» называли ячмень, а «переваром» — хмельной напиток из меда и пива. Его изготовление было обязательным в Новгородской и прочих землях. На Руси вообще были широко распространены медовые дани и перевары. Упоминания о солоде (проросшем высушенном и перемолотом зерне) встречаются еще в летописях Киевской Руси. Солод, пиво и хмель входили в оброк крестьян за пользование землей. В писцовых книгах новгородских земель 1499—1500 годов среди прочих оброков зафиксированы сделки, за которые расплачивались бочками с хмелем и пивом. Мастера, занимавшиеся ремонтом городских укреплений, сборщики платежей и штрафов, часто принимали оплату солодом.

Пивоварение на Руси имеет давние традиции. Упоминания О «переваре» -достаточно крепком напитке, который готовили

наши предки из пива и меда, встречаются уже в древних летописях. История взаимоотношений русского человека с пивом — тема вообще достаточно любопытная. С одной стороны, пить на Руси любили искони и толк в том знали, но у пива всегда были на отечественной почве достаточно серьезные конкуренты: брага, мед (он же в современной интерпретации — медовуха) и «зелено вино». Веками они мирно соперничали с переменным успехом. В летописях, донесениях, письмах и разнообразных справках эти напитки, как правило, по-родственному соседствуют. Во времена Ивана III пиво вместе с хлебным вином продавалось в царевых кабаках. При царе Алексее Михайловиче бочка пива продавалась за 4 рубля (поверьте, это была совсем немалая сумма). На Пасху, Дмитриевскую субботу, на Масленицу и на Рождество Христово, а также на крестины и свадьбы крестьянам дозволялось варить пиво, брагу и мед для домашнего питья: такие праздничные застолья в те времена назывались «особым пивцом». Право на него давалось обычно только наиболее работящим и предприимчивым крестьянам, причем лишь на 3 дня. После этих 3 дней кабацкий голова опе-чатывал оставшееся питье до следующего праздника. Но никогда никто всерьез не рассматривал идею отказаться от пития вообще. Когда перед князем Владимиром стояла проблема выбора религии для Руси, исламские священники склоняли к принятию мусульманства, то даже перспектива гарема не смогла примирить князя с запретом на употребление любых спиртных напитков. Вплоть до 20 века в России домашнее производство пива не облагалось никакими налогами и было широко распространено среди крестьянства. К большим праздникам в деревнях всегда варили пиво в больших количествах, но не на продажу, а только для себя.