О пантикапее и уроках истории

В школе называли его «профессором». Носил очки, по физкультуре еле дотягивал до четверок, в руках неизменно — книжка. С учителями спорил, во дворе не гулял... В пятом классе поступил в кружок, который изучал древнюю историю. В шестом искал в Подмосковье стоянку древнего человека. А после седьмого отправился с экспедицией от музея на Керченский полуостров копать древний Пантикапей, столицу древнего Боспорского царства.

Ну что там интересного, в твоем Пантикапее?— смеялись ребята.— Черепки всякие... Подумаешь! Идем лучше в футбол играть, профессор..

Мать вздыхала:

— Шел бы в авиамодельный, ты же все умеешь!

Он упорно собирал книги, излагавшие историю общества. На нее вопросы о будущем повторял одно и то же: «Пойду в археологи».

Увлечение, однако, с годами не ослабевало.

Музей, кружок истории, круг внешкольных занятий ребенка, подростка — все это родителям нужно держать в поле своего зрения. Особенно если речь идет об истории. Патриотизм немыслим без глубокого знания большой, славной, героической истории нашей Родины. Еще Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости».

Сегодня наблюдается всплеск интереса к истории. Многочисленные статьи в газетах и журналах, выступления на телеэкране, призывающие бережно относиться к памятникам истории, не допускать их разрушения. И ребята с детской непосредственностью принимают близко к сердцу эти горячие споры, проблемы. Хорошо, когда по тем же вопросам беседуют с детьми в семье, когда родители стараются, чтобы прошлое страны не оставалось для сына или дочери чистым листом.

Помните, мы рассказывали о семье Маркса? О том, как его дочь Женни самостоятельно изучала события тысячелетней давности, а также те, что совершались в разных странах в ее время. Все это формировало взгляды девушки, делало Женни всесторонне развитым человеком, борцом за революционные идеалы. В наши дни подрастающее поколение тоже ищет ответы на вопросы большого исторического значения. Дома дети частенько озадачивают родителей своими категорическими: или — или. Один из современных драматургов — В. Арро, автор многих пьес, очень верно подметил: «...чувство любви к своему обществу воспитывается не только прямыми призывами любить, участвовать, быть полезным, а очень сложными, разнообразными, опосредствованными путями...»

Если в руки вашего ребенка не попадет литература, способная увлечь его славными страницами прошлого, в том будет и ваша беда. Наверное, та же Женни Маркс заглядывала в книги отца, слышала рассуждения о животрепещущих проблемах развития современного общества — пытливая душа подростка не могла не заинтересоваться ими. И наоборот. Не откроет с любопытством ваш сын «Дипломатию Древней Руси» А. Сахарова, если ее не окажется в доме. Или приключенческую повесть С. Голицына «Тайна старого Радуля»— об увлекательном путешествии, в которое позвала пионеров легенда. Да мало ли занимательнейшей исторической литературы выпускают наши издательства, в частности «Молодая гвардия»! В 1987 году, к примеру, здесь вышел сборник очерков и статей «Дорогами тысячелетий», рассказывающий и о разгаданных тайнах минувшего, и о тех, что еще ждут своих первооткрывателей.

Но о книгах мы уже говорили подробно раньше. Сейчас хотим лишь напомнить, что мы, родители,— те же лоцманы в книжном море. На какие просторы выйдут наш сын, наша дочь, что сумеют увидеть, за чем помчатся на всех парусах, сядут ли на мель или, гонимые свежим ветром, будут бороздить безбрежные просторы, не боясь ни глубин, ни девятого вала, во многом зависит от нас с вами.

В процессе наших, родительских уроков истории у детей складываются убеждения, собственное мнение. А без него в жизни не обойтись — даже мама с папой не помогут. В семейных беседах ребята обретают навыки самостоятельных суждений. Если, конечно, для таких разговоров выделяются те редкие минуты, когда выключен телевизор. В иных семьях взрослые общаются с детьми, по обыкновению, перед голубым экраном, азартно комментируя футбольный либо хоккейный матч или предсказывая повороты интриги очередного детектива. В таких случаях некогда задумываться над минувшим и будущим, над мировоззрением детей.

Родители, которые чуть ли не с рождения сына или дочери тревожатся за их дальнейшую судьбу, не пожалоют времени для обсуждения с ними книг, спектаклей, жизненных ситуаций. Особенно сейчас, когда мы с опасением замечаем: молодое поколение не столь жадно тянется к книге, тем более серьезной, создает, пытаясь выразить себя, различные «неформальные объединения». В том, что среди юных граждан не столь редки наркоманы, алкоголики, может, повинны и мы с вами? Вовремя не нашли с подростками общего языка, не преодолели полосы отчуждения? С каждым днем непонимание углублялось. Не было общих тем, способных сблизить родных людей.

Подлинное, большое искусство возвышает ум и душу народа...
Произведениями изобразительного искусства человек живет не только в залах картинных галерей и музеев.
 Как ценен молчаливый разговор и наедине с самим собой, когда полотна и статуи оживают в сердце.
Надо только не закрывать перед собой двери в храм красоты, не обкрадывать себя, а постоянно тренировать свой вкус, так же, как и мускулы.
С. Т. Коненков

Или другая беда. Ребята ждали от нас откровенного разъяснения того, что казалось им самым важным, а мы ограничивались лозунгами, готовыми фразами, не поразмышляли вместе с ними. Не болели о судьбах Отечества. Кто-то, вероятно, возразит: я, мол, жизнь отдам за Родину. Не усомнимся в его искренности. Но иногда жизнь отдать проще, чем не молчать о бедах страны, не жалеть сил для их предупреждения, ежедневно биться за то, чтобы полностью очистить наше общество от воров и взяточников, проходимцев и бюрократов, разного рода мерзавцев, готовых ради собственного блага топтать все святое.

Ребенок ищет истину. Ему нужна правда. Он чутко ловит фальшь. Автор книг для детей, в том числе знаменитого «Кортика», А. Рыбаков в одном из выступлений в печати словно к нам с вами обратился: «О каком духовном развитии может идти речь, если подросток, интересующийся историей своей страны, все время наталкивается... на умолчания». Именно потому и возникают нежелательные явления в молодежной среде, ширится пропасть между детьми и родителями, заботившимися прежде всего о том, лишь бы повкуснее накормить свое чадо.

Как ребята в такой ситуации могли проявить независимо от вас свою любовь к стране, ее истории, если это требовало определенного действия? В Ленинграде, например, 19 октября 1986 года школьники поспешили туда, где именно в день годовщины Царскосельского лицея Метрострой по воле невероятного стечения обстоятельств решил сломать дом Дельвига. Поочередно читая стихи Пушкина и Лермонтова, ребята своеобразным протестом сумели помешать неоправданному разрушению исторического памятника. До чего же гордились дети своим поступком: пожалуй, впервые на собственном опыте постигли, что быть патриотом — не просто говорить красивые слова, а действовать.

Тот мальчик, которого звали в школе «профессором», после десятого класса пошел работать. По-прежнему увлеченный археологией, мечтает учиться в университете на историческом факультете. Однако в пору грандиозных перемен в нашем обществе, когда и от молодежи ждут больших свершений, труда на совесть, этого юношу теперь больше волнует сегодняшний день, чем далекие от нас времена. Вечером, после занятий на курсах, он возвращается всегда с пачкой свежих газет, новых журналов, книг. Не пропускает выступления заслуженных ученых, деятелей культуры, писателей, в частности Д. Лихачева, Ч. Айтматова, Ю. Афанасьева, рассказывает обо всем родителям, советуясь, утверждая сложившееся у него мнение о событиях минувших и нынешних.

Юноша уверенно ориентируется в бурном течении жизни, не боясь водоворотов, тинистых заводей, четко определяя, куда плыть. Немалая заслуга в том взрослых людей, которые заботливо направляли подростка, чтобы не уклонился он от выбранного фарватера. И мальчик-«профессор» не растерял детских увлечений, родившихся в момент, когда впервые переступил с родителями порог музея, впервые увидел раскопки древнего Херсонеса в Севастополе.

Обновлено: 2019-07-09 23:28:31