Лечебная гимнастика
Это основная форма применения лечебной физкультуры, включающая специальные физические упражнения, применяемые с лечебной целью и соответствующие всем основным принципам построения занятий по физическому воспитанию, а по содержанию — ведущим лечебным задачам для данного периода заболевания. В домашних условиях врач и инструктор по лечебной физкультуре, исходя из лечебных задач, особенностей течения заболевания, возраста, характера больного, бытовых условий, степени готовности лиц, ухаживающих за больным, к самостоятельному проведению занятий, а также учитывая ряд других важных факторов, рекомендуют индивидуализированные комплексы упражнений, обучают им больных и ухаживающих лиц.
Общая продолжительность одной процедуры лечебной гимнастики зависит от многих указанных выше моментов и составляет от 10—15 мин у тяжелобольных (период постельного режима после острых заболеваний, обострений
или осложнений хронических болезней) до 45—60 мин при занятиях с неврологическими больными, имеющими параличи или другие расстройства, при травмах в молодом возрасте, ожирении без выраженных изменений в сердечно-сосудистой системе.
Комната, где проводятся занятия лечебной физкультурой, должна хорошо проветриваться, но необходимо исключить возможность неблагоприятного влияния на больного сквозняков. Перед занятиями в помещении следует провести влажную уборку, вытереть пыль. Перед выполнением упражнений в постели кровать больного нужно отодвинуть от стены или от мебели, чтобы создать полноценные условия для осуществления любых комплексов лечебной физкультуры и обеспечить профилактику ушибов больного. Ходячим больным физические упражнения лучше выполнять на ковре, предварительно тщательно вычищенном. Перед гимнастическим комплексом, проведение которого требует лежачего положения больного, на ковер следует положить чистую простыню или специально выделенное для этих целей тонкое байковое одеяло. Мебель вокруг ковра — места занятий больного лечебной физкультурой — должна быть отодвинута на безопасное расстояние во избежание ушибов и других травм. Лица, ухаживающие за больными, в период всего занятия лечебной физкультурой должны безотлучно находиться рядом с больным, предохранять его от возможных падений, следить за его самочувствием, выполнять все предписания врача и инструктора, своевременно прекратить занятие при ухудшении самочувствия больного.
Самостоятельные (или с помощью ухаживающих за больным лиц) занятия физическими упражнениями в домашних условиях предусматривают многократное (3—5 и более раз в день) повторение больными комплекса специальных упражнений процедуры лечебной гимнастики, предварительно освоенного под руководством инструктора. Для достижения лечебного эффекта обязательным является многократность самостоятельных занятий, частота которых определяется специалистами лечебной физкультуры. Каждая процедура лечебной гимнастики строится по определенному плану, который включает три раздела: вводный, основной и заключительный.
В первом, вводном разделе осуществляется подготовка к повышенному уровню нагрузки, необходимая настроенность функциональных систем организма, обеспечивающая наилучшее действие средств лечебной физкультуры. Включаются физические упражнения, способствующие быстрому, но постепенному переходу от уровня сниженной физиологической активности до уровня необходимой интенсивности физической нагрузки, определяемого лечебными задачами. Вводная часть процедуры при правильной методике ее проведения ускоряет процесс адаптации к нагрузкам, устанавливает наилучшие взаимоотношения между нервной системой больного, его двигательным аппаратом и многообразными процессами, обеспечивающими движение (кровообращение, обмен веществ, лимфатическая система и т. д.). По времени вводный раздел составляет у начинающих до 20 % от общей продолжительности процедуры лечебной гимнастики, а позднее сокращается до 10—15 %. Во вводном разделе используются простые упражнения для мелких и средних мышечных групп в сочетании с дыхательными.
В основном разделе решаются ведущие лечебные задачи, заключающиеся в воздействии как на пораженные органы и системы, так и на весь организм больного. Для их реализации включаются как специальные, так и общеразвивающие физические упражнения в оптимальных исходных положениях и в оптимальном сочетании с дыхательными упражнениями. На протяжении всего
основного раздела должен поддерживаться тот уровень интенсивности физической нагрузки (а соответственно и напряженности работы физиологических систем организма), который обеспечивает наиболее быстрое решение лечебных задач. Инструктор по лечебной физкультуре оценивает переносимость больным физических нагрузок и обучает этому лиц, ухаживающих за больным. Продолжительность основного раздела составляет 60—75 % от общей продолжительности процедуры.
В заключительном разделе физическая нагрузка постепенно снижается до уровня, соответствующего двигательному режиму, на котором находится больной. Упражнения должны соответствовать ускорению процессов восстановления. Кроме того, в заключительном разделе используются упражнения, закрепляющие лечебный эффект, достигнутый ранее, т. е. применяются элементарные упражнения в чередовании с дыхательными для снижения физической нагрузки и успокоения функции сердечно-легочной системы. Продолжительность раздела составляет 10—20 % от общей продолжительности процедуры.
В процедурах лечебной гимнастики величина физической нагрузки определяется правильным использованием разнообразных методических приемов. Наиболее важными из них являются следующие.
1) Постепенность и последовательность в повышении и снижении физической нагрузки: как правило, в начале и в конце назначаются более легкие упражнения, а в середине — более сложные.
2) Обязательность чередования мышечных групп, включаемых в выполнение упражнений, и «рассеивание» нагрузки на весь организм больного. Соблюдение этого принципа предусматривает необходимость чередования упражнений для рук, ног, корпуса и исключает применение подряд нескольких упражнений для одного костно-мышечного звена.
3) Включение дыхательных упражнений как для улучшения функций дыхания, кровообращения, так и для паузы и снижения нагрузки. Наиболее целесообразными соотношениями дыхательных упражнений с другими являются соотношения 1:3,1:4, а для более тяжелых больных 1:2 или даже 1:1 (особенно при выраженных расстройствах кровообращения). В зависимости от состояния больного, его настроения, динамики течения болезни, а также ряда других условий индивидуализация лечебной физкультуры в процессе занятий должна проводиться с использованием и других методических приемов: подбором исходных положений (стоя, сидя, лежа), числом повторений каждого упражнения, темпом и амплитудой движений, их простотой и сложностью, степенью усилия в выполнении упражнений и др. Ухаживающим за больными лицам следует с помощью врача или инструктора по лечебной физкультуре освоить перечисленные выше методические приемы лечебной гимнастики, чтобы использовать их при работе с больными, научиться методам контроля за состоянием больных во время занятий и оценки эффективности этого важного компонента терапии.