Хронология и наука

«Единицы измерения времени повторяются снова и снова и всегда одинаковы: один день похож на другой. Только события — рождение и смерть, хороший или плохой урожай — выделяют единицы времени, делая их неодинаковыми по значению и, таким образом, запоминающимися. Поэтому хронография (хронологическое изложение событий)—метод установления временных интервалов между событиями, а также событиями и настоящим временем,— отличается от науки о календарях, которая имеет дело со стандартными единицами времени.

Однако элементы абсолютной хронологии — не изолированные даты, но однородные отрезки времени, непрерывный ряд которых приводит к настоящему. Абсолютная хронология заимствует понятие «год» из календаря, но хронологический год — это единица измерения истории, т. е. звено в цели лет, обозначенных другим способом. Это сквозное обозначение и отличает хронологический год от календарного».

Этими словами известный специалист по хронологии Э. Бикерман обрисовал связь хронологии с наукой

о календарях. Конечно, сегодня между календарным и хронологическим счетом времени существует определенная гармония, использующийся в повседневной жизни гражданский год с достаточно высокой точностью приведен в соответствие со сменой времен года, т. е. с астрономической единицей счета лет. Такая гармония, однако, отсутствовала в отдаленном прошлом. Причиной этому было прежде всего несовершенство календарей как «инструментов» для счета отдельных промежутков времени, в связи с чем Э. Бикерман и высказал свой афоризм: «Календарь— это такая вещь, которую не в силах объяснить ни логика, ни астрономия...».

Так, например, в древнегреческом языке делалось различие между годом как годичным циклом смены времен года и гражданским годом, продолжительность которого иногда устанавливалась совершенно произвольно. Согласно Э. Бикерману, если должностное лицо, по которому был обозначен год (эпоним), служило лишь шесть месяцев, «то и гражданский год имел такую же длину — год становился шестимесячным. Сходным образом и в Вавилонии год первоначально включал только шесть месяцев. В древних шумерских текстах датирование по сроку деятельности должностных лиц также охватывает годы различной величины». И далее Бикерман пишет: «Только при Цезаре под влиянием астрологии праздник Нового года приобрел самостоятельное значение временной отметки начала года и, таким образом, положил начало нашему гражданскому году и нашим новогодним праздникам».

А между тем события истории Ближнего Востока, Греции и Рима связаны в основном с тем или другим эпонимическим годом (по правлению архонтов в Греции, консулов в Риме). Поэтому прежде всего возникала проблема: правильно установить последовательность правления должностных лиц и, далее, установить отдаленность хотя бы нескольких конкретных эпонимических годов от настоящего времени. Задачи эти оказались чрезвычайно сложными. Как отмечает Э. Бикерман, все предложенные списки архонтов эллинистической эпохи отличаются друг от друга и все они в одинаковой степени недостоверны: «Число афинских архонтов, для которых определены юлианские даты, после 290 г. до н. э., остается крайне незначительным... Составители могли искажать списки или же просто придумывать эпонимов...». Сами же правители могли по той или другой причине «задним числом» отодвигать дату начала своего правления. Например, Карл II, король Англии, вступил на престол 29 мая 1660 г., однако годы его правления отсчитывались от даты казни Карла I — 30 января 1649 г.

Списки римских консулов считаются надежными, начиная с 300 г. до н. э. При этом, однако, до 222 г. до н. э. не существовало определенной даты вступления консула в должность: он мог начать и кончить свою служебную деятельность в любой день на протяжении сезонного года. Но ведь вместе с ним заканчивался и гражданский год!

Поэтому и сегодня многие события, происшедшие даже при жизни Юлия Цезаря, так и не удалось перевести в даты юлианского календаря.

Да, древние календари были слишком несовершенны, а системы датирования слишком запутанными. Поэтому, как отмечает Э. Бикерман, «для дат греческой истории и для римских доюлианских дат, исключая особые случаи (например, даты, фиксируемые астрономическими явлениями), представляется возможность установить лишь год по юлианскому календарю и приблизительное время года соответствующего события. Для Ближнего Востока пределы допустимой погрешности быстро увеличиваются по мере того, как мы заходим в глубь веков дальше 900 г. до н. э. До XIV в. до н. э. в самых благоприятных случаях пределы погрешностей достигают 10 и более лет, к XVII в. они доходят примерно до 50 лет, а для более раннего времени и до 100 лет». В делом же «каждый, кто пытается переводить древние датировки в даты нашего летосчисления, должен помнить юридическое правило caveat emptor — «пусть остерегается покупающий...».

Увы, быть внимательным приходится и при чтении новейшей как научной, так и публицистической литературы. В качестве примера мы хотим обратить здесь внимание читателя на датировку событий, описанных Л. Фейхтвангером в его «Иудейской войне» (Сочинения: Т. VII.— М., 1965). На стр. 315 читаем:

«23 апреля, т. е. 10 нисана по еврейскому счислению, выступили они (римские воины) из Кесарии, 25-го стали лагерем в ... ближайшем селении перед Иерусалимом... И когда 14 нисана, в канун праздника в день пасхальной вечери, последние паломники достигли города, ... за ними на высотах уже показался римский передовой отряд». Далее, на с. 386 узнаём, что «гибель храма свершилась 29 августа 823 г. после основания Рима города, 9 аба 3830 по еврейскому календарю, и 9 же аба был разрушен Навуходоносором первый храм». И на с. 391: «25 сентября спустя месяц после падения храма и пяти месяцев после начала осады пал Верхний город».

Посмотрим, как датирует те же события их очевидец Иосиф Флавий. В его сочинении «О войне иудейской» (СПб., 1786—1787) на с. 145 находим, что «при наступлении праздника опресноков, месяца ксанфика в четыренадесятый день» Тит подошел к Иерусалиму. На стр. 181: «Римляне же, начав строение валов (вокруг города — И. К.) месяца Артемизия во второйнадесять день...», «в осьмый день месяца Лоя привели валы в окончание (с. 219), после чего (с. 221) «наступил роковой день, который был пятыйнадесят месяца Лоя... один воин... бросил огнь чрез златую оконницу» в храм. После дальнейших боев за город окончательно «взят был Иерусалим во второй год самодержавствования Веспасианова, месяца Горпиея в восьмый день».

Как видим, Флавий использует не еврейские, мало кому известные за пределами Палестины названия месяцев, а македонские. Оба календаря лунно-солнечные с одинаковым на этом промежутке календарного года числом дней в месяцах. И если Нисан — это Ксандикос, то 2-й месяц (Ияр)—это Артемисйос, 5-й (Ав)—Лойос и 6-й (Элул) — Горпеос. Следует еще уточнить, о каком годе идет речь. 823-й год «от основания Рима» начался 21 апреля 70 г. н. э. Год еврейской эры 3830 — это также 70-й г. н. э. (= 3830 — 3760), начавшийся, впрочем, 5 сентября ст. ст. 69 г. и продолжавшийся по 24 сентября 70 г.

Далее, находим, на какой день юлианского календаря пришлось в 70 г. н. э. 14 Нисана = 14 Ксандикоса, после чего будет возможным сопоставить и все остальные упомянутые выше даты. Из таблиц Ф. К. Гинцеля (см, Э, Бикерман. Хронология древнего мира. — М., 1975, с. 145) находим, что мартовское новолуние было в 70 г. 30,82 марта, а еврейская пасха—15 Нисана — 30,82+ 14,76 — 31 = 14,58 апреля. Расчет по формулам Гаусса (при с = 0, М = 45) также дает пасху 14 апреля. Следовательно, 10 Нисана соответствовало не 23, а лишь 9 апреля 70 г. н. э. Далее, от 10 Нисана до 9 Ава насчитывается всего 117 дней, так что 9 Ава пришлось тогда на 4 августа по юлианскому календарю, но никак не на 29-е. Между тем Флавий говорит, что храм был подожжен не 9, а 15 Лойоса, а это 10 августа. Также получим, что 10 Горпеоса — это 4 сентября 70 г.

И, наконец, если в дате «храм был уничтожен огнем 9 Ава» запечатлено стремление подчеркнуть совпадение с разрушением Навуходоносором первого храма (о чем говорит и Фейхтвангер), то и здесь оказывается неувязка, так как не в 9-й день, а «в пятый месяц, в седьмый день месяца, ... пришел Навузардан ... в Иерусалим. И сжег дом Господень...» (Библия, IV Царств, 25, 8 — 9)...

Новый год над Европой

Большая осторожность необходима и при хронологическом упорядочении событий, имевших место в различных странах средневековой Европы всего каких-нибудь 600 или 1000 лет назад. Дело в том, что в них в различное (а иногда и одно и то же) время использовались различные календарные стили. Начало года могло отсчитываться с 25 декабря, 1 января, 1 марта, 25 марта, со дня пасхи и с 1 сентября.

Счет дней в году от праздника «рождества Христова» (от 25 декабря) велся в Риме с IV в. н. э., во Франции — с VIII и до конца X в., в Германии — с IX в., причем в масштабах всей страны начало года было перенесено здесь на 25 декабря в 1310 г.

Начало года с 1 марта, использовавшееся уже в III в. н. э. вычислителями даты христианской пасхи, постепенно распространилось на многие страны Европы; с VI в. оно использовалось во Франции, Венеции и в ряде других государств.

Весьма популярным был в Европе благовещенский стиль (от «воплощения Господа»—с 25 марта), который к тому же использовался в двух вариантах. Так, во Флоренции год начинался 25 марта после того как год с тем же обозначением был начат в других городах и областях, использовавших другие стили. В Пизе обозначение года также меняли 25 марта, но на 12 месяцев раньше, чем во Флоренции. Папская канцелярия в Риме в XII и начале XIII в. следовала благовещенскому стилю флорентийского типа, хотя в ее документах того времени встречается и рождественский стиль, которого она придерживалась раньше примерно до середины X в. В первые десятилетия XII в. в папских документах встречается благовещенский стиль пизанского типа. Затем примерно в конце второго десятилетия XIII в.— снова рождественский стиль. А вот папская булла о реформе календаря 1582 г. датирована по-флорентийски 1581 годом...

Благовещенский стиль использовался в Англии вплоть до 1753 г., во Франции — в IX—X вв., но во второй половине XI в. здесь он был заменен пасхальным (начало года — с «предпасхальной» субботы), и этот последний стиль постепенно стал господствующим в этой стране, хотя в одних областях Франции еще долгое время сохранялся благовещенский, тогда как в других появился рождественский стиль. Пасхальный стиль в XIV в. широко использовался во многих городах Германии (в Кельне, Мюнстере и др.).

В южной части Италии (например, в Неаполе) еще с византийских времен начало года отсчитывалось от 1 сентября. В России этот стиль использовался с 1493 по 1700 г.

Начало года с 1 января отмечается в документах Священной Римской империи с XIII—XIV вв., в Испании с 1556 г., в Дании и Швеции — с 1559 г., во Франции — с 1563 г., в Нидерландах — с 1575 г., в Шотландии — с 1600 г., в Германии —с 1691 г., в Венеции — с 1797 г. В документах папской канцелярии начало года совмещено с 1 января начиная с 1691 г.

Сориентироваться в этом хаосе стилей действительно было бы невозможно, если бы авторы тех или других документов не указывали дополнительных элементов датировки — индиктов, вруцелет, кругов Солнца и «золотых чисел».

Попутно отметим еще, что во многих странах средневековой Европы датировка проводилась «по Cisiojanus»: по 12 состоящим из двух строк стихотворениям. Составлялись они из первых слогов названий важнейших праздников или «святых» так, что каждый слог, начинавшийся с прописной буквы, соответствовал порядковому дню месяца, на который этот праздник приходился (по одному слогу на день). Само название метода счета дней произошло от стихотворения на январь:

Cislo Janus Epi Sibi vendicat Ос Feli Mar An

Prisca Fab Ag Vincen Ti Pau Po nobile lumen.

Но отвлечемся немного от всех этих сложностей, чтобы хоть «краешком глаза» посмотреть, как встречали первый день Нового года различные народы Европы. А так как долгое время этот день совмещался с праздником «рождества Христова», то нельзя при этом оставлять в стороне и некоторые его обрядовые моменты. Прежде всего заметим, что в древнем Риме год завершался сатурналиями — празднествами в честь Сатурна — бога посевов и плодородия. Во время этого праздника Сатурну приносили в жертву свинью. Отголосок этого обычая встречается почти у всех народов Европы...

Итальянцы полагали, что употребляя в пищу под Новый год миндаль и другие виды орехов, они содействуют улучшению плодородия почвы, увеличению поголовья скота, благополучию семьи. До сих пор там живет поверье, что под Новый год необходимо освободиться от всего плохого и печального. Поэтому в полночь 31 декабря из окон домов на улицы городов Италии с грохотом летит старая рухлядь — ломаная мебель, битая фарфоровая и стеклянная посуда и т. д. Итальянцы рассказывали, что в рождественскую ночь в реках течет масло, а в источниках— мед. Тот, кто стремился стать богатым, в полночь на рождество набирал воды из источника. Утром 1 января в некоторых областях Италии люди и в наши дни спешат к источникам, чтобы набрать «новую воду»...

В Шотландии накануне Нового года в камине разводят яркий огонь и вся семья молча садится у него. Когда стрелки часов приближаются к 12, хозяин молча открывает дверь и держит ее открытой до тех пор, пока не прозвучит последний удар. Так он выпускает старый год и впускает новый.

В Англии сохранился обычай украшать дома к рождеству ветками зелени—плющом, остролистом и др., символизирующими неумирающую природу. Над дверью укрепляют ветку омелы, дающую право поцеловать каждого входящего в дверь, над которой ода висит. В ночь под Новый год эти ветки омелы зажигали и с такими факелами обходили свой земельный участок, чтобы разрушить чары злых духов и получить в будущем хороший урожай.

В Швеции дети на протяжении нескольких месяцев собирают старую посуду, чтобы в Новый год разбить ее о двери тех, кого они любят и уважают. Поймав шутника, хозяева угощают его пирожным, орехами и другими лакомствами.

С незапамятных времен у немцев существовал обычай украшать дом на Новый год зелеными ветками; считалось, что это гарантирует человеку в новом году здоровье и счастье. Сначала это были ветки вишен, слив, яблонь, которые ставились в воду за несколько недель до праздников в надежде, что пробудившиеся к жизни силы растения перейдут на человека и животных. Со временем ветки были заменены вечнозеленой елкой. В канун «рождества» и Нового года на севере Германии на ужин подавали блюда, «несущие в себе зародыш жизни»: рыбную икру, горох, бобы, мак, яйца, просяную или ячменную кашу. Непременным блюдом этой трапезы была свинина с квашеной капустой.

В Испании в ночь под Новый год молодежь в причудливых масках, под предводительством «старика» и «старухи» ходят по домам, распевая новогодние песни. «Старик» и «старуха» носят с собой метлы и, выходя из дома, подметают за собой пол, чтобы очистить дом от накопившейся за год нечисти. В некоторых областях Испании торжественно сжигают чучело старого года.

На ритуальном хлебе земледельцы Северной Греции изображают плуг с быками, скотоводы — овец. Этим хлебом делятся с домашним скотом. В Греции придают большое значение личности первого человека, заходящего в дом на Новый год. На острове Аморгос им бывает сам хозяин дома, который, выйдя на улицу, затем заходит, делает два шага внутрь дома и приговаривает: «Входи, добро, счастье», потом отступает два шага назад и произносит: «Выходите, неудачи, несчастья!» Так повторяется трижды. В некоторых местах люди, отправляясь в гости к родным и близким, чтобы поздравить их с Новым годом, приносят с собой обомшелый камень и, сбросив его в комнате, говорят: «Пусть деньги хозяина будут так же тяжелы, как этот камень!»

На протяжении нескольких дней до и после Нового года в большинстве стран Европы можно встретить ряженых. Но особенно много их в эти дни в Швейцарии. Ряженые ходят по улицам, мажут сажей лица женщин, ударяют встречных ветками. Заходя во двор, они хлещут ветками скот и плодовые деревья. Считается, что все это должно принести здоровье людям и способствовать плодородию всей окружающей природы.

Одним из важных моментов в рождественской и новогодней обрядности, истоки которой лежат в глубокой древности, является зажжение полена. Его огню приписывали очистительную, животворную силу. Кроме того,- вместе со сгорающим стволом будто бы истлевал и старый год со всем плохим, что в нем накопилось. Зажигали полено очень торжественно. В очаг его клал глава семьи, окруженный чадами и домочадцами. Полено должно гореть медленно и долго, в противном случае ожидалось несчастье. Сохраненные головни зажигали во время грозы, чтобы предохранить дом от попадания молнии...

Важное место в ритуальной рождественской трапезе народов Югославии занимала чесница — хлеб, украшенный различными фигурками и узорами из теста, а также зелеными ветками. Этот хлеб был символом плодородия, ему приписывали чудодейственную силу. Для приготовления чесницы муку брали из первого или из последнего снопа жатвы, по воду для замеса ходили к источнику до восхода Солнца, причем, подходя к источнику, здоровались с ним и бросали в него мелкие монеты, зерна, яблоки. Ритуальное полено — бадняк — должен был принести из леса мужчина. Подходя к дереву, он здоровался с ним и рубил его с таким расчетом, чтобы дерево упало на восток, в противном случае искал другое (в Болгарии следили, чтобы дерево вообще на землю не упало). В Черногории хозяйка встречала бадняк с неначатой буханкой хлеба. Вносили бадняк в дом как можно торжественнее, посыпая его зерном и поливая вином, а прежде чем зажечь, украшали зелеными ветками сосны, лавра и других деревьев. Недогоревший бадняк сохраняли до начала сева и на нем пекли хлеб, который пахари съедали в поле. В память о предках на рождество и на Новый год зажигали свечи, которые ставили на окне. Если свеча погасала, это будто бы предвещало смерть кого-нибудь из членов семьи в следующем году. На Новый год не ели птицу, чтобы счастье, как птица, не вылетело из дома...

Примерно за неделю до рождества австрийские хозяйки выпекали специальный хлеб, причем когда его сажали в печь, то при этом присутствовали все домашние: чем больше глаз смотрят на него, тем лучше должен быть урожай в следующем году. Согласно поверью, этот хлеб, на котором амбарным ключом делали знаки креста или круги (знак Солнца!), отгонял болезни, придавал силу и здоровье.

В некоторых областях Венгрии, чтобы в новом году быть здоровым и богатым, умываясь утром, вместо мыла терли руки монетами. Накануне же Нового года, за несколько минут до полуночи, кто-нибудь из семьи, зажав в кулак деньги, вставал на стол и с последним ударом часов прыгал на пол — «в Новый год с деньгами».

Чехи и словаки полагали, что в сочельник нельзя уходить далеко от дома, чтобы потом не скитаться весь год; в этот день нельзя также спать и даже лежать, иначе «будешь болеть и полягут- колосья хлебов». В Польше следили за тем, чтобы колядники прошли по всем домам, тогда в такую деревню не ударит молния.

Да, хотя в различных уголках Европы люди говорят на различных языках и весьма различаются образом жизни и стилем мышления, их на протяжении многих столетий объединяло одно и то же стремление: заворожить под Новый год здоровье, счастье и изобилие ...

Помогают «Царица неба» и «Великая Сотис»

Свести события, происходившие в различных странах, в единое русло всемирной истории в определенной степени помогло то, что составители древних хроник иногда сопоставляли эти события с видом звездного неба, оставили в своих записях упоминания о затмениях Солнца или Луны, о положениях планет, о появлении кометы Галлея и др. Вот несколько примеров, иллюстрирующих сказанное.

В развалинах вавилонской библиотеки царя Аш-шурбанипала были найдены таблички, содержащие записи 21-летних наблюдений планеты Венеры, которую древние вавилоняне называли Нин-дар-анна («Царица неба»). Вот один из текстов: «В месяце абу на шестой день Нин-дар-анна появляется на востоке ... до первого дня нисанну она стоит на востоке, в одиннадцатый день она исчезает. Три месяца она отсутствует на небе, на одиннадцатый день дуузу Нин-дар-анна вспыхивает на западе. В государстве будет война; урожай будет богатым».

Древние астрономы вели эти наблюдения, по-видимому, для нужд астрологических предсказаний. Наблюдения были проведены во время правления царя Амисадуги, предпоследнего из 11 царей Первой вавилонской династии, шестым царем которой был знаменитый Хаммурапи.

Но когда правила эта династия? Об этом историки не могли сказать ничего конкретного. Поэтому они возложили большие надежды именно на расшифровку упомянутых записей наблюдений Венеры и не ошиблись.

В самом деле, даты этих наблюдений указаны по лунному календарю. Другими словами, в текстах сопоставлены фазы Венеры с фазами Луны. В частности, в одном из текстов отмечается, что в шестом году правления царя Амисадуги на двадцать шестой день месяца арахсама Венера исчезла на западе и на третий день месяца кислиму снова появилась — уже на востоке. Здесь речь идет о так называемом нижнем соединении планеты с Солнцем: в этот момент Земля, Венера и Солнце находятся практически на одной прямой линии. Но именно тогда наступало и новолуние, т. е. Земля, Луна и Солнце также занимали аналогичное положение. А это значит, что в упомянутый момент небесные координаты Венеры и Луны были очень близкими к координатам Солнца.

Проведенные астрономами расчеты показали, что такое явление имело место 23 января 1971 г. дон. э., потом оно повторялось (но с худшим совпадением взаимного положения Венеры и Луны) попеременно через каждые 56 и 64 года. Очередное наилучшее совпадение наступило 25 декабря 1641 г. до н. э.

Учитывая некоторые археологические данные, историки пришли к выводу о том, что шестой год царствования Амисадуги приходился на 1641 г. до н. э. Отсюда следовало, что вся 1-я вавилонская династия управляла страной с 1894 по 1595 г. до н. э., а 6-й царь этой династии Хаммурапи — с 1792 по 1750 г. до н. э. Благодаря этому удалось упорядочить и ассирийскую историю, так как современником Хаммурапи был ассирийский царь Шамшиадад I. Тем не менее данных о первых восьми-девяти царях другой вавилонской, так называемой Касситской, династии историки так и не имеют, хотя цари этой династии правили примерно в то же время.

Сегодня так и нельзя сказать с уверенностью, сколько тысячелетий — три, четыре или еще больше — существовала древнеегипетская цивилизация. Около 300 г. до н. э. египетский жрец Манефон составил список царей Египта, в котором насчитывалась в общей сложности 31 династия. Историю Египта Манефон написал на греческом языке, уложив ее в промежуток 3912 лет. В отличие от вавилонских династий, которые часто перекрывались, в Египте (за небольшими исключениями) династии царей сменялись последовательно одна за другой. Уточнив годы правления одной из них, можно было бы упорядочить и всю историю древнего Египта в целом.

Однако в древнеегипетских папирусах почти нет записей астрономического характера. Так, среди огромного количества письменных документов Древнего Египта найдено лишь одно (и то сомнительное) упоминание о частном солнечном затмении 610 г. до н. э. И все же «опорные пункты» для нескольких периодов египетской истории удалось установить именно благодаря астрономическим явлениям.

Прежде всего, в так называемом Кахунском папирусе упомянуто, что в 7-й год царствования Сенусерта III (XII династия) восход Сириуса (имеется в виду его гелиакический восход) праздновали в

16-й день 8-го месяца, т. е. в 225-й день года. Цензорин отметил, что гелиакический восход Сириуса (Сотис) в день египетского Нового года имел место в 139 г. н.э. Как уже упоминалось, египетский год имел 365 дней, и поэтому за каждые 4 года его начало передвигалось на один день назад (относительно юлианского календаря). Через 1460 солнечных лет Новый год, обойдя все дни юлианского календаря, снова совпадал с днем первого, гелиакического восхода Сириуса. Отсчитывая промежутки времени По 1460 лет назад, находим, что перед 139 г. н. э. это имело место в 1321, 2781, 4241 и т. д. гг. до н. э. Принимая во внимание некоторые археологические данные, историки пришли к выводу, что ближайшей к XII династии была дата 2781 г. до н. э. Ко времени царствования Сенусерта III начало египетского календарного года сдвинулось на 225 дней. Следовательно, от даты 2781 г. до н. э. прошло 225 X 4 = 900 лет. Таким образом, 7-й год царствования Сенусерта III — это 2781 — 900 = 1881 г. до н. э. Известно, что все предыдущие цари этой династии управляли Египтом всего на протяжении 119 лет. А это значит, что начало этой династии приходится на 2000 г. до н. э., ее царствование закончилось в 1788 г. до н. э. Аналогично было найдено, что цари XVIII династии начали управлять Египтом с 1584 г. до н. э.

Далее, в анналах царя Тутмоса III сказано, что на 23-м году его правления, в 21-й день 9-го месяца по египетскому календарю было новолуние (точнее, неомения). Расчеты показали, что это произошло 21 мая 1503 г. до н. э. (другие даты, отдаленные от упомянутой на 19 лет, здесь не годятся, так как тогда нарушается общая схема правления царей и династий). Эта дата полностью согласуется и с расшифровкой так называемого папируса Эберса, согласно которому начало египетского года в 1550 г. до н. э. отмечалось 3 сентября, а 21-й день 9-го месяца действительно приходился на 21 мая.

До наших дней сохранилось много «дипломатических документов» — переписка фараонов с другими царями стран Востока. Это дало возможность установить «опорные пункты» и в хронологии других народов.

По упоминаниям о затмениях

Астрономы провели поистине фантастическое количество сложных расчетов, чтобы составить список всех затмений, которые наблюдались на Земле в исторически обозримом прошлом или же будут наблюдаться в близком будущем. Так, в фундаментальной книге австрийского ученого Т. Оппольцера (1841—1886) «Канон затмений» содержатся данные о затмениях Солнца и Луны с 1?08 г. до н. э. по 2163 г. н. э. (всего около 8000 солнечных и 5000 лунных затмений). Современный сКанон затмений», изданный в 1967 г., содержит условия 10 000 солнечных и 6000 лунных затмений до 2500 г. н. э. Сопоставление рассчитанной даты затмения с записью о нем в той или другой древней хронике в значительной степени помогло историкам в упорядочении событий древней истории.

Вот как, например, астрономы помогли историкам исправить ошибку, допущенную Геродотом.

В VII в. до н. э. Малую Азию вдоль реки Галис (теперешнее название Кизил-Ирмак) разделили две могущественные в то время державы — Лидия и Мидия. Вскоре между ними началась война. Кончилась же она, согласно Геродоту, так: «Пять лет длилась эта война, причем верх одерживали то мидяне, то побеждали лидийцы и однажды даже в какой-то ночной битве. Так, с переменным успехом продолжалась эта затяжная война, и на шестой год во время одной битвы внезапно день превратился в ночь. Это солнечное затмение предсказал ионянам Фалес Милетский [ок. 625 — ок. 547 гг. до н. э.] и даже точно определил заранее год, в котором оно и наступило. Когда лидийцы и мидяне увидели, что день обратился в ночь, то прекратили битву и поспешно заключили мир».

Геродот составлял свою «Историю» спустя 150 лет после того, как это событие произошло, и по непонятным причинам он связал его с другим затмением, которое произошло 30 сентября 610 г. до н.э. Полоса этого полного затмения протянулась (ориентировочно) через гг. Шецин, Львов и Ростов-на-Дону, в месте же битвы на реке Галис (и тем более в Греции) оно было частным. На самом же деле упомянутая битва произошла в 585 г, до н. э. Именно тогда, 28 мая 585 г. до н. э. полоса полного солнечного затмения пересекла Пиренеи, Италию, Грецию и Малую Азию. В месте битвы солнечное затмение наступило за 45 минут до захода Солнца.

Ошибочно объединив эти затмения, относя их к 610 г. до н. э., Геродот неправильно датировал целый ряд событий, происшедших в Малой Азии и Греции в VII — VI вв. до н. э., произвольно совместил деятельность многих исторических личностей различных поколений. В частности, Геродот самым серьезным образом описывает свидание греческого политического деятеля и поэта Солона (ок. 640—560 гг. до н. э.) с царем Лидии Крезом, их разговор о самом счастливом человеке (Солон будто бы сказал Крезу: «Итак, Крез, человек — лишь игра случая»). Позже, — пишет Геродот, — когда Кир, самодержец персов, пришел посмотреть, как будут сжигать Креза на костре, он услышал, как Крез трижды произнес имя Солона, чем заинтриговал Кира и в конечном итоге спас себе жизнь... На самом же деле путешествие Солона в Египет относится к 594—584 гг., Крез же начал царствовать с 560 г. до н. э., поэтому Солон никак не мог с ним встретиться.

Как отметил О. Нейгебауер (США), приходится также констатировать, что и сам «рассказ о предсказании Фалесом солнечного затмения не более достоверен, чем другой рассказ о предсказании философом Анаксагором (ок. 500—428 гг. до н. э.) падения метеоритов». Существует предание, будто Фалес во время своего пребывания в Египте познакомился с умением древневавилонских астрономов предсказывать затмения. Однако из сохранившихся астрономических текстов, составленных вавилонскими астрономами, видно, что никакой теории для предсказания солнечных затмений эти ученые не имели не только в 600, но и в 300 г. до н. э.

Действительно, солнечные затмения повторяются через 18 лет 11 дней 7 часов 42 минуты (этот промежуток времени древнегреческие астрономы назвали саросом), но повторяются они в масштабах всей планеты. Наблюдатель же, находящийся в любом конкретном пункте Земли, никаких закономерностей в наступлении солнечных затмений не обнаружит. Во-первых, полоса следующего аналогичного затмения (спустя 18 лет 11,32 суток)

сдвигается почти на 120° к западу, а затмение наступает почти на 8 часов позднее. Во-вторых, эта полоса несколько смещается в направлении от южного полюса Земли к северному. Возобновление цикла происходит только через 1244,1 года. Например, последнее затмение сароса, начавшегося 23 июня 727 г. н. э., когда было частное затмение в южном полушарии, наблюдалось 22 июля 1971 г. в Магаданской области.

Несколько иначе обстоит дело с лунными затмениями. Они видны более чем с полусферы Земли. Статистика же этого явления такова, что с конкретного пункта Земли в каждые четыре года можно наблюдать три лунных затмения, причем одно из них полное. Поэтому сарос как период повторяемости затмений и мог быть установлен древневавилонскими астрономами, возможно, уже в VI в. до н. э. по наблюдениям лунных затмений. Напомним, что в основе сароса лежат соотношения 

223 синодических месяца = 6585,32 суток,

19 драконических лет = 6585,78 суток.

Здесь под драконическим годом понимается промежуток времени в 346,62 суток, на протяжении которого Солнце, двигаясь по эклиптике, «встречает» тот же узел лунной орбиты. Поскольку 12 лунных месяцев составляют 354,36 суток, в каждом последующем календарном году затмения наблюдаются на 10—11 дней раньше, чем в предыдущем. Так, полное лунное затмение 28.Х 1985 г. повторится 17.Х 1986 г. В саросе же затмение 1986 г. раньше наблюдалось 6.Х 1968 г., 26.IX 1950 г., 14.IX 1932 г. и 4.IX 1914 г., из них первое и последнее в Европейской части СССР не были видны.

Уместно отметить, что описывая ту же битву, между лидийцами и мидянами, Марк Туллий Цицерон датировал упомянутое солнечное затмение 4-м годом 48-й олимпиады. Именно это и позволило установить, что первые олимпийские игры состоялись; в 776 г. до н. э. Конечно, соответствие древнегреческой хронологии системе современного календаря проверено и по другим данным. Например, древнегреческий историк Плутарх в книге «Жизнь Никия» упоминает о полном лунном затмении в 4-м году

91-й олимпиады. Согласно расчетам, это затмение, будто бы «возвестившее» гибель афинской армии, военачальником которой был Никий, в битве с сиракузской армией в Сицилии, произошло 27 августа 413 г. до н. э.

А вот еще несколько «исторических» затмений. Знаменитый Саламинский морской бой у южного побережья Греции между греческим и персидским флотами, о котором также рассказал Геродот, произошел в день полного затмения Солнца — 2 октября 480 г. до н. э. С солнечным затмением 3 августа 431 г. до н. э. совпало начало Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. Солнечное затмение 310 г. до н. э. будто бы «возвестило» победу правителю Сиракуз Агафоклу над Карфагеном. Упоминание о полном солнечном затмении 20 марта 71 г. н. э. было использовано для установления даты введения в Древнем Риме юлианского календаря — 1 января 45 г. до н.э. — и эры от «основания города» Рима— 21 апреля 753 г. до н. э.

Важную роль в упорядочении событий всемирной истории сыграли и упоминания в древних хрониках о лунных затмениях. Так, например, Клавдий Птолемей в «Альмагесте» упомянул о трех полных лунных затмениях, происшедших буквально в начале эры Набонассара, первое из них —в 27 г. этой эры. Расчет показал, что в это время действительно произошли три полных лунных затмения: 19 марта 721 г. до н. э., 8 марта и 1 сентября 720 г. до н. э.

Описывая победу Александра Македонского над персидским царем Дарием, Плутарх в «Жизни Александра», в частности, рассказывает: «До начала праздников в Афинах произошло затмение Луны. 11 дней спустя после затмения две армии сблизились друг с другом». Согласно расчетам, это лунное затмение произошло 20 сентября 331 г. до н. э.

В нескольких случаях упоминания о затмениях позволили установить величину отклонения римского календаря от принятого нами сегодня счета дней в месяцах. Так, солнечное затмение 14 марта 190 г. до н. э. (по юлианскому календарю) зафиксировано в Риме 11 июля. Лунное затмение 21 июня 168 г. до н. э. наблюдалось в Риме ... 4 сентября римского календаря.

Нельзя не упомянуть здесь и о том, что анализ данных о затмениях Луны привел к выводу о сушествовании противоречия между введенной Дионисием Малым эрой «от рождества Христова» и историческими данными. В самом деле, историк Иосиф Флавий отмечает, что иудейский царь Ирод воцарился в консульство Гнея Домиция Кальвина и Кая Асиния Поллиона (714 г. от «основания Рима») и что он умер на 37-м году своего царствования, в том году, когда перед иудейской пасхой произошло лунное затмение. Согласно расчетам, на этот период времени приходилось три лунных затмения: в ночь с 12 на 13 марта 750 г., 20 января 752 г. и в ночь с 9 на 10 января 753 г. от «основания Рима», причем второе из них было видно лишь в западном полушарии. Далее, на монетах 753 г. уже указывается преемник Ирода. Следовательно, царь Ирод умер в 750 г. от «основания Рима», т. е. в 4 г. до н. э.

Поскольку речь зашла об евангельском персонаже и связанных с ним событиях, то уместно отметить, что в поисках упомянутой в евангелиях «вифлеемской звезды», будто бы возвестившей миру о рождении Христа, был проведен анализ самых различных астрономических явлений. В результате были обнаружены записи в китайских и корейских хрониках, согласно которым весной 5 г. до н. э. в точке неба с координатамиα = 20h15m, δ = —15°, т. е. недалеко от звезды β Козерога, вспыхнула Новая звезда, которая была видна на протяжении 70 дней. По астрологическим представлениям того времени она «возвещала» рождение великого царя. По-видимому, для подкрепления своего рассказа о чудесном рождении Христа евангелисты и привлекли действительно наблюдавшееся астрономическое явление.

Листая страницы летописей

Как отметил Д. О. Святский, за 655 лет, с 1060 по 1715 г., на территории европейской части СССР были видны 283 солнечных затмения, из них в 147 случаях диск Солнца покрывался диском Луны более чем наполовину. Судя же по летописям, наблюдалось 49 затмений, остальные в летописи не попали: их либо не заметили или же их описания до нас не дошли. Из 618 лунных затмений в летописи попало всего 40.

Привлекла к себе внимание летописцев и одна из крупнейших комет в Солнечной системе — комета Галлея (рис.).

Рис. Комета Галлея

 Упоминания о ней сохранились во многих хрониках, которые из далекого прошлого дошли до времен средневековья и были систематизированы, в частности, в книгах С. Любинецкого (1623—1675).

Под действием притяжения со стороны Юпитера и Сатурна комета Галлея движется несколько неравномерно: период ее обращения вокруг Солнца изменяется в пределах от 74,5 до 79,6 года. Польский астроном М. Каменский рассчитал моменты ее прохождения через перигелий вплоть до 9542 г. до н. э.; эти результаты частично приведены в табл.

Таблица. Моменты прохождения кометы Галлея вблизи Солнца (через перигелий)

Прохождение Прохождение Прохождение
номер дата номер дата номер дата
15 1986,11 5 1222,69 -4 530,87
14 1910,30 4 1145,30 -5 431,50
13 1835,88 3 1066,24 —6 374,06
12 1759,20 2 989,67 —7 295,30
11 1682,76 1 912,55 —8 218,30
10 1607,82 0 837,15 —9 141,21
9 1531,65 — 1 760,44 — 10 66,05
8 1465,44 —2 684,40 — 11 — 10,23
7 1378,86 —3 607,23 -12 —85,42
6 1301,81

 Оказалось, что в прошлом эта комета проходила значительно ближе к Земле, чем теперь. Так, в 9541 г. до н. э. она прошла на расстоянии всего около 400 000 км от Земли! Можно себе представить, насколько эффектным было это зрелище на звездном небе, сколько страха вызвало оно у доисторических жителей нашей планеты! Очередное прохождение кометы Галлея через перигелий ожидается 9 февраля 1986 г. Приближающаяся комета была обнаружена еще 16 октября 1982 г. Об условиях видимости кометы см. «Астрономический календарь» на 1984, 1985 и 1986 годы.

Упоминания о появлении кометы Галлея и о затмениях в некоторой степени способствовали выяснению вопроса о календарном стиле наших летописцев, позволили уточнить ряд исторических событий. Рассмотрим несколько типичных примеров, взятых из русских летописей.

Согласно Ипатьевской летописи, «В лето 6653» во время съезда князей в Киеве, где решался вопрос о походе на Польшу на помощь Владиславу против его братьев Болеслава и Мешка, «явися звезда превелика на западе, испущающи луча». Это была комета Галлея, которую до середины мая 1145 г. можно было наблюдать на востоке, а с 14 мая — в западной части неба после захода Солнца. Запись позволила установить стиль летописи — он оказался мартовским — и дала возможность уточнить время съезда князей.

А вот в Лаврентьевской летописи читаем: «В лето 6810... того же лета, во осенине, явися звезда на западе, лучи имущи яко и хвост к горе к полуденью лиць». На самом деле комета Галлея наблюдалась осенью 1301 г. (6809 мартовского). Таким образом, запись дана в ультрамартовском стиле.

Об очередном появлении кометы Галлея узнаём из Густинской летописи: эта комета «В лето 6730» (1222 г. н. э.) знаменовала «новую пагубу Христианом, яже по двою лету сотворися нашествием новых враг, си есть безбожных татар, их же в стране нашей не знаху».

Среди многих упоминаний о затмениях обратим внимание на следующие. Лаврентъевская и Ипатьевская летописи отмечают затмение Солнца («знамение в солнци») 11 августа 6632 г. от «сотворения мира». Затмение действительно произошло в 1124 г. Следовательно, летописцы используют мартовское обозначение лет. Но уже через несколько лет картина оказывается другой. Обе летописи упоминают о затмении «в лето 6645»: в июне «быша знамения в солнци». На самом же деле частное солнечное затмение Солнца произошло 1 июня 1136 г., т. е. в 6644 г. мартовского стиля. Таким образом, на этот раз оба летописца использовали уже ультрамартовский стиль.

Запись о лунном затмении, которая сделана в Ипатьевской летописи, заслуживает того, чтобы ее привести полностью: «В лето 6669... В то же время бысть знамение в луне страшно и дивно: идяше бо луна через все небо от въетока до запада, изменяючи образы своя: бысть первое и убызание помалу, дон-деже вся погибе, и бысть образ ея яко сукно черно, и паки бысть яко кровава, и потом бысть яко две лицы имущи, едино зелено, а другое желто». И далее: «И посреде ея (т. е. Луны) яко два ратъная секущееся мечема, и одному ею яко кровь идяще из главы, а другому бело акы млеко течаще. Сему же рекоша старые людие: не благо есть сяково знамение, се прообразует княжю смерть — еже и бысть».

Описание этого затмения летописец дает сразу же за сообщением о вступлении в Киев князя Изяслава Давидовича 12 февраля 1161 г. Отсюда следует, что запись сделана в ультрамартовском стиле. Но сделана она позже, ведь князь Изяслав был убит 6 марта следующего, 6670 ультрамартовского года.

Конечно, верить безоговорочно датам летописцев нельзя, и убедиться в этом можно на примере, взятом из той же Ипатьевской летописи. Так, читаем: «В лето 6670... том же лете бысть знамение в солнци месяца августа в 17, в четверг». Дата и день недели говорят о том, что летописец пользуется ультрамартовским стилем и его нумерация года соответствует 1161/62 г. Но в этом году солнечное затмение, видимое на Руси, было ... в среду 17 января 1162 г. Как отмечает известный советский историк Н. Г. Бережков, в процессе переписки сначала мог вместо января появиться август, после чего был исправлен и день недели...

В заключение вспомним и о солнечном затмении, происшедшем перед битвой князя Игоря с половцами «в лето 6693». В Ипатьевской летописи сообщается, что княжьи войска соединились около Донца и уже собирались переходить его, как вдруг Игорь «возрев на небо и виде солнце стояще яко месяц, и рече бояром своим и дружине своей: «Видите ли, что есть знамение се?». Они же узревше и видиша вси и поникоша главами и рекоша мужи: «Княже, се есть не на добро знамение се». Игорь же рече: «Братья и дружино тайны божия никто же не весть, а знамению творец бог и всему миру своему; а нам что створит бог, или на добро, или на наше зло, а то же нам видити»...». В Новгородской летописи затмение описано как полное: «Месяца Майя в 1 день, в звонение вечернее, бысть знамение в солнци: морочно бысть вельми, яко на час и более, и звезды видети, и человеком воочию яко зелено бяше, и в солнци учинися яко месяц, из рог его яко угль жаров исхо-жаше: страшно бе видети человеком знамение божие...». Это затмение произошло в 1185 г., следовательно, в упомянутых летописях записи сделаны в мартовском стиле. Лаврентьевская и Никоновская летописи датируют поход 6694 годом, и, таким образом, здесь использован ультрамартовский стиль.

Обновлено: 2019-07-09 23:29:49