Что такое календарь

Мы так привыкли пользоваться календарем,
что даже и не вполне отдаем себе отчет в том,
как велика в нашей жизни и во всем нашем мышлении роль упорядоченного счета времени;
 между тем нетрудно видеть, что никакая культура невозможна без него.
Н. И. Идельсон

Календарем принято называть определенную систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово «календарь» произошло от латинских слов «саlео» — провозглашать и «calendarium» — долговая книга. Первое напоминает о том, что в Древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе — что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.

Потребность измерять время возникла у людей уже в глубокой древности,- и определенные методы счета времени, первые календари возникли много тысячелетий назад, на заре человеческой цивилизации.

В том, что время течет, мы убеждаемся, наблюдая движение, развитие окружающих нас материальных тел. Измерять же промежутки времени оказалось возможным, сопоставляя их с явлениями, которые повторяются периодически. Таких периодических явлений в окружающем нас мире имеется несколько. Это прежде всего смена дня и ночи, которая дала людям естественную единицу времени — сутки, затем смена фаз Луны, происходящая на протяжении так называемого синодического месяца (от греческого «синодос» — сближение; имелось в виду ежемесячное сближение Луны и Солнца на небе, при этом иногда Луна «находит» на Солнце — происходит солнечное затмение) и, наконец, смена времен года и соответствующая ей единица счета — тропический год (от греческого «тропос» — поворот: тропический год — промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается).

Чтобы использовать эти единицы измерения времени, людям древности необходимо было их осознать, затем научиться подсчитывать, сколько раз в каком-то промежутке времени, разделяющем интересующие их события, укладывалась та или другая единица счета.. Без этого люди просто не могли жить, общаться между собой, торговать, заниматься земледелием и т. д. Вначале такой счет времени мог быть весьма примитивным. Но в дальнейшем, по мере развития человеческой культуры, с возрастанием практических потребностей людей календари все более совершенствовались, в качестве их составных элементов появились понятия года, месяца, недели.

Трудности, возникающие при разработке календаря, обусловлены тем, что продолжительность суток, синодического месяца и тропического года несоизмеримы между собой. Неудивительно поэтому, что в далеком прошлом каждое племя, каждый город, государство создавали свои собственные календари, по-разному составляя из суток месяцы и годы. В одних местах люди считали время единицами, близкими к продолжительности синодического месяца, принимая в году определенное (например, двенадцать) число месяцев и не считаясь с изменением времени года. Так появились лунные календари. Другие измеряли время такими же месяцами, но продолжительность года стремились согласовать с изменениями времен года (лунно-солнечный календарь). Наконец, третьи за основу счета дней брали смену времен года, а смену фаз Луны вообще не принимали во внимание (солнечный календарь).

Таким образом, задача о построении календаря состоит из двух частей.

 Во-первых, на основании многолетних астрономических наблюдений необходимо было как можно точнее установить продолжительность периодического процесса (тропического года, синодического месяца), который принимается за основу календаря.

 Во-вторых, было необходимо подобрать календарные единицы счета целых (!) суток, месяцев, лет различной продолжительности и установить правила их чередования таким образом, чтобы за достаточно большие промежутки времени средняя продолжительность календарного года (а также календарного месяца в лунных и лунно-солнечных календарях) была близкой к тропическому году (соответственно — синодическому месяцу).

К сожалению, иногда эти две совершенно различные стороны проблемы смешиваются. Так, например, можно встретить утверждение, будто календарь народа майя был точнее нашего. Этот вывод, делается на том основании, что астрономы майя установили продолжительность тропического года точнее, чем она принимается в нашем современном календаре. Между тем, рассматривая достоинства того или другого календаря, следует говорить о его системе високосов, т. е. о том, как составителям календаря удавалось, чередуя в определенном порядке календарные годы, имеющие различную продолжительность (различное число дней), приблизить среднюю продолжительность календарного года к продолжительности года тропического. Если же посмотреть на календарь майя с этой точки зрения, то, по всем имеющимся данным, приходится констатировать, что он был значительно хуже нашего, так как никаких определенных свидетельств о том, что у майя были какие-то правила введения високосных годов не имеется.

В своей практической деятельности люди не могли обходиться и без определенной эры— системы счета (летосчисления). В далеком прошлом каждое племя, каждое поселение создавало свою собственную календарную систему и свою эру. При этом в одних местах счет лет велся от какого-то реального события (например, от прихода к власти того или другого правителя, от опустошительной войны, наводнения или землетрясения), в других — от события вымышленного, мифического, часто связанного с религиозными представлениями людей. Начальную точку отсчета той или другой эры принято называть ее эпохой.

Шли годы, тысячелетия. То в одном, то в другом месте земного шара, возникали могущественные государства, часто становившиеся яркими очагами культуры, очагами цивилизации, способной не только создать определенные материальные и духовные ценности, но в некотором смысле и увековечить их, в частности, надписями и рисунками на гробницах, на каменных столбах, глиняных табличках и папирусных или кожаных, свитках. За последние 200 лет историки и археологи приложили много усилий, чтобы отыскать следы давно забытых народов, изучить особенности их быта, восстановить потерянные страницы их истории. Мир с удивлением узнал о высоких достижениях науки и культуры шумеров, аккадцев, ассирийцев, вавилонян и персов, древних китайцев и египтян, греков и инков, ацтеков и майя. Об этом давно забытыми языками рассказали нам клинописные знаки и иероглифы.

Все эти свидетельства о событиях давно минувших дней необходимо было упорядочить, найти им соответствующее место на страницах единой всемирной истории. Так возникла наука хронология (от греческих слов «хронос» — время и «логос» — слово, учение), задача которой — изучать все формы и методы счисления времени, сопоставлять и определять точные даты различных исторических событий и документов, а в более широком плане — узнавать возраст находимых при археологических раскопках остатков материальной культуры, а также возраст нашей планеты в целом.

Излишне подчеркивать, что упомянутые задачи решаются с большим трудом и далеко не сразу и что поэтому сама хронология является весьма сложной областью науки. Одним из непременных условий успеха на этом поприще является знание языков — древних и новых. К тому же хронология является такой научной областью, в которой астрономия соприкасается с историей. Поэтому идеальным хронологом будет тот ученый, который одинаково силен и как астроном, и как историк. Специалист по хронологии должен глубоко усвоить астрономические основы календаря (закономерности движения Луны, условия наступления солнечных и лунных затмений, определение возможности их наблюдения в конкретном пункте земного шара) и в совершенстве знать уже имеющиеся материалы по истории интересующих его стран и народов, их культуре, используемых ими систем календарей, наконец, об их манере датировать отдельные события своей жизни..,

Обновлено: 2019-07-09 23:31:52