Школа мудрости

Вряд ли сгустим краски, если скажем, что в век атома немало людей превратилось в своеобразных роботов, биороботов. Они отрицают все, кроме науки и техники, им все безразлично. И духовные ценности, накопленные человечеством, и чувства, испытываемые людьми. Их не интересуют книги, вернее, художественная литература, театр, кино, живопись... Бродят по свету, словно слепые. Лишены многого, что делает человека человеком. И виноваты в том мы с вами, родители. Вовремя не сумели развить в ребенке чувство прекрасного, не помогли ему войти в мир искусства, не приохотили к чтению, музыке, спектаклям.

Семья, в которой растет малыш, раньше, чем школа, может познакомить его с шедеврами человеческого гения, научить видеть картину, понимать музыку, красоту поэтической строки, полюбить театр. Нет, мы не поведем речь об энциклопедистах-родителях, умеющих разбираться во всех видах искусства и литературы. Мы говорим о другом: в заботах о том, чтобы дочь или сын были сыты, модно одеты, нельзя упускать главное — воспитание души, способной к дальнейшему совершенствованию. То есть дай толчок, и ребенок уже сам поймет, к примеру, Пушкина. По мнению литературоведов, Пушкин воспитал и по сей день формирует вкусы читателя. Но чтобы великий

поэт воспитывал, вашему сыну надо взять в руки книгу его стихов. И тогда строки, созданные гением, приоткроют самое важное в жизни, сделают подростка духовно богаче, нравственно выше. Те же сказки Пушкина или русские народные сказки...

Герои сказок — сильные, смелые, умные — всегда пробуждают в ребенке благородные чувства. Тут и блестящий юмор, и простота. И никогда нет пошлости. Даже если сказки коротки, как о Курочке Рябе, только для того, казалось бы, сочиненные, чтобы на минуту занять малыша. Но под благотворным их влиянием складывается вкус.

А песни, прозвучавшие в детстве? Ученые утверждают, что мелодии ребенок слышит еще до появления на свет. Во всяком случае, с первых дней жизни младенец и засыпает, и открывает глаза под нежный голос матери. Песни делают характер ваших детей добрее, пробуждают желание вступиться за правду, бороться против темных сил. Ныне мы забываем колыбельные, что пела нам мать,— современные методы ориентируют на строгость в воспитании детей, не рекомендуется укачивать малыша и т. д. Мы разучились петь без застолья, просто так, держа на руках ребенка. Уходят от нас песни, подчас незатейливые, но неизменно трогающие сердце. Жаль!

«Каждый день,— говорил выдающийся педагог нашего времени В. Сухомлинский, — должен обогащать разум, чувства, волю людей. Знакомясь с книгами, театральными постановками, музыкальными произведениями, фильмами, искусством, ребенок проходит своеобразную школу мудрости, он учится правильно, по-человечески воспринимать все, что его окружает, постигает такие понятия, как Родина, подвиг...»

Не будем затрагивать всех вопросов культурного развития ребят. Возьмем поначалу воспитательную роль литературы. Книга сопровождает нас с самого раннего возраста. Подростками погружаемся в мир «Детей капитана Гранта», «Робинзона Крузо», «Айвенго», «Трех мушкетеров», знакомимся с Томом Сойером и Гекльберри Финном. Чуть позже нас увлекают «Как закалялась сталь», «Отверженные», «Овод». Нам хотелось бы сказать, что дети охотно читают классиков — романы Толстого, Достоевского, Бальзака, Сервантеса, Свифта. Но мы не уверены — всегда ли читают? О том, как семья приобщает ребенка к чтению, и пойдет сейчас речь.

Обновлено: 2019-07-09 23:28:43