Особое поручение

Праздность и лень... является вреднейшим антисоциальным качеством в характере человека...
Поэтому особой заботой воспитания во все периоды развития человеческой личности
 должно быть приучение человека к систематическому труду.
В. М. Бехтерев

Однажды отец сказал Сереже:

— У меня к тебе, сын, особое поручение...

— Особое?— встрепенулся Сергей.— Очень важное? А может, даже секретное?

Это интересно, это очень интересно! Безусловно, он готов его выполнить. И выполнит! Вот только что сделать надо?

Отец не ошибся: сын сразу почувствовал себя взрослым. Кто говорит — мальчик? Ему уже одиннадцатый год. А подростки даже на войне сражались. Так что же все-таки поручит ему папа? Побежать на завод, сообщить что-то весьма срочное директору?.. Или съездить в Москву? Мысли сменяли одна другую.

После небольшой паузы отец продолжил:

— У мамы сломалась настольная лампа. Попробуй починить ее. Мне сейчас некогда. А ты, по-моему, сумеешь это сделать.

Сережа разочарованно хмыкнул:

— Мы на уроках труда лампы не проходили. И по физике электричество еще не изучали...

— Но ты же видел, как я исправлял. Теперь попытайся сам. Ты же взрослый,— подчеркнул отец, вглядываясь в лицо сына.— Если что не поймешь, подскажу. Потом вдвоем проверим, действует ли лампа. Представляешь, как удивится мама такому сюрпризу! Еще усомнится, что ты смог сам починить лампу. Это не так-то просто. Не каждому под силу...

Сергей осторожно отвернул винты на дне подставки, разобрал вилку, вытянул провода, внимательно осмотрел их. И вскоре с радостью объявил отцу, что обнаружил место, где провода оборвались.

— Подумай, как лучше соединить их,— предложил отец.— Скоро я закончу конспект своего выступления, подойду к тебе.

Спокойный, деловой, взрослый тон разговора, без приказов, понуканий, нравился мальчику. Он открыл ящик, где лежали отцовские инструменты, нашел изоляционную ленту, зачистил концы оголенной проволоки. Прикрутив их друг к другу, тщательно обернул стык изоляционной лентой и терпеливо ждал, когда освободится отец. Вторично звать его не решался. Мать приучила сынишку еще ребенком с уважением относиться к занятиям взрослых.

— Только сосредоточишься, поймаешь мысль, как кошка мышку,— говорила,— а ты в это время отвлечешь, спугнешь ее. Ну и убежала мышка, исчезла мысль. Знаешь, как трудно опять ловить ее.

Похвала отца прозвучала заслуженной наградой:

— Справился отлично. Молодчина, сынок!

Вечером Сергей незаметно подошел к столу, за которым мама склонилась над школьными тетрадками, словно между прочим спросил:

— Не темно тебе?

И тут же вспыхнул свет.

— Неужели, малыш, ты сам исправил? Становишься, совсем как отец, мастером на все руки...

С тех пор Сережа охотно брался ремонтировать дома самые разнообразные бытовые приборы. Считал, что он за них в ответе. Такая самостоятельность в семье всегда поощрялась.

Это лишь один из приемов, с помощью которого взрослые умело, ненавязчиво воспитывают у своих детей интерес к труду, вызывают у них желание отлично выполнять работу, порученную им. Одновременно, кстати, развивается и чувство ответственности.

К сожалению, далеко не в каждой семье используется этот несложный метод. Многие родители стремятся избавить ребенка буквально от всех нагрузок, особенно если он у них один. Мать, бабушка, дедушка, тетка, еще бабушка, еще дедушка — в итоге у семи нянек дитя вырастает неумехой, лодырем. И виноваты в том мы, взрослые. Потянулся малыш к сапожной щетке — тут же раздается: «Брось, грязная!» Начал одеваться — спешим помочь, потому что торопимся. Раздевается — мы тоже тут как тут: давно пора обедать. В доме то и дело слышится: не то взял, не так сделал, папа лучше сумеет.

Папа, бесспорно, лучше сумеет, но ведь дети, выполняя поручение, приобретают те или иные навыки. Им жить, работать, кем бы они ни стали — докторами, инженерами, строителями, учеными... И в не меньшей степени, а даже в большей надо уметь трудиться тому, кто выберет военную специальность. А мы ребенка самостоятельности лишаем, мешаем закрепиться таким качествам, как усердие, упорство в достижении цели.

В человеке порядочном патриотизм есть не что иное,
 как желание трудиться на пользу своей страны,
и происходит не от чего другого, как от желания делать добро
— сколько возможно больше и сколько возможно лучше...
Н. А. Добролюбов

Непрерывные запреты, предупреждения — дескать разобьешь, запачкаешь, насоришь, разорвешь, уронишь ушибешься, ручку порежешь, ножку поранишь — посте пенно гасят у ребят всякое желание чем-то заниматься Утрачивается интерес к бытовой технике, которая поначалу столь влекла к себе мальчишку. А способствовали тому, между прочим, мы сами.

Дети отлично улавливают, одобряют или нет родители их участие в уборке класса, в подшефной помощи колхозу, в субботнике, в сборе макулатуры, наконец. Они все прекрасно понимают, даже если мы, взрослые, и не высказываем вслух своей оценки: этот труд, мол, хороший, тот — не для тебя.

Откуда же появляется у нас разграничение работы на чистую и грязную, престижную и непрестижную? Ухаживать за поросенком? Простите! А вот свинину многие любят! Из нее получается прекрасное блюдо.

В Прибалтике родители летом определяют подростков торговать на улицах мороженым, и дети продают его, на удивление, охотно, с удовольствием. Однако некоторые папы и мамы категорически против: мы, дескать, в деньгах не нуждаемся.

Да разве о деньгах речь? Главное — с детства зарождается уважение к любому труду: прокатчика и научного сотрудника, сиделки в больнице, летчика и дворника, слесаря и машиниста. Всякий труд может стать для человека творческим, привлекательным, в любом деле тот, кто хочет, найдет себя.

Научить ребенка получать от работы удовлетворение, радоваться, если в чем-то помог людям,— очень и очень важно. Это одна из граней нравственного воспитания личности, формирования ответственного перед обществом человека независимо от его будущей профессии. Без умения трудиться сложно утвердиться в любой должности.

Патриотическое видение окружающего мира как раз и состоит в том,
 что юный гражданин познает живую историю своей семьи,
своих соотечественников, живших несколько столетий назад
 или недавно ушедших в землю, во имя свободы и счастья которой они сражались.
 Только при таком видении мира юный гражданин чувствует,
что быть настоящим патриотом — значит вырастить колос на ниве,
 почувствовать мозоли на ладонях от труда для богатства родной земли.
В. А. Сухомлинский

...Вскоре после окончания школы Настя В. вышла замуж. А через год с небольшим вернулась к родителям. Подругам возмущенно объясняла причину развода:

— Я и работать должна, и обед готовить, и в комнате убирать... Нет уж, дудки! Не для того росла.

Вся любовь Насти испарилась, когда она поняла, что в семейной жизни ее ждут не одни удовольствия. С детства не приучали девушку ни к каким домашним обязанностям.

Разве подобные факты редки? А где кроются их истоки? Опять же — в семье. Там, где формируется человек, его отношение к труду.

У старшего оператора завода Ф. Губайдулина было заведено, что сын кроме повседневной помощи родителям в хозяйственных хлопотах летом ездил с отцом работать в подшефном колхозе. Вместе с аттестатом о среднем образовании юноша получил права водителя и права киномеханика. Позднее обе специальности очень пригодились ему в армии.

Герой Социалистического Труда Андрей Цуканов воспитывался в семье строителей Магнитки. И сам стал сталеваром, прокатчиком. Его сыновья тоже избрали профессию отца. Дети не только любят слушать рассказы о смелых, мужественных людях — хотят им подражать. Труд таких людей манит ребят. Тем более если среди них отец. Потому совсем не случайно сыновья летчиков мечтают о небе, сыновья моряков — о дальних плаваниях. Часто идут по стопам родителей дети шахтеров, сталеваров. Особенно это заметно там, где в семье серьезно заботятся о приобщении ребят к труду.

...Николай Александрович Май — подполковник, старший преподаватель кафедры боевых машин командного танкового училища. Его жена, Тамара Николаевна — мастер по пошиву детской одежды, работает на дому. Почему вдруг так? Потому что в семье семеро детей. За младшими глаз да глаз нужен. Правда,они приучены к самостоятельности: с малолетства твердо усвоили, кому мыть посуду, покупать продукты и т. д.

Старший, Сергей, родился, когда Николай Александрович был еще курсантом. И в школе, и в институте отличался прилежанием, целеустремленностью. Теперь он дипломированный ветеринарный врач.

Второй сын увидел свет в горном гарнизоне, у самой границы. В Москве, в пору учебы офицера в академии, появилось еще двое ребятишек. А Богдан, Тамара, Светлана, младшие, родились в Харькове. Все ребята, ныне уже школьники, трогательно опекают самую маленькую, детсадовку Свету.

Маленький человек с первых же дней сознательного отношения к жизни должен понемногу узнавать обо всем, что сделано до него бесчисленными поколениями людей; узнавая это, он поймет, что сделанное до него — делалось для него. Расскажем детям искренне и просто великую сказку прошлого, расскажем о наших страданиях и победах, ошибках и поражениях, и о наших надеждах — обо всем, что терзало и радовало наших предков, что мучает нас и возбуждает бодрость в наших сердцах.

Человек должен уважать труд поколений, живших до него...
А. М. Горький

Понимала ли Тамара Николаевна, решаясь иметь такую большую семью, что порой придется очень непросто в жизни? Да, понимала. Но старалась вырастить детей своими надежными помощниками. Учила старших варить обед, убирать в комнатах. Они в свою очередь передавали свои навыки младшим. Объясняли, если требовалось, уроки. Причем не выкладывали им готовые решения, а стремились увлечь тем или иным занятием, предметом. По совету родителей действовали с хитринкой — подобно Тому Сойеру, который с видимым наслаждением водил кистью по забору, вызывая зависть у всех мальчишек. Кстати, это великолепный способ заинтересовать ребят даже самым скучным делом. Откровенно любуется семилетняя Тома, как ловко двенадцатилетняя Таня вяжет шапочку, выпекает печенье.

В большой семье у ребят очень быстро развивается самостоятельность. Однажды дети внезапно объявили родителям, что записались в музыкальную школу: Татьяне хотелось хорошо играть на пианино, Александру с Богданом — на аккордеоне.

— Когда же вы успеете заниматься?— всплеснула руками мать.— И в школе, и здесь!

Однако чем больше трудностей расписывалось перед детьми, тем тверже они отвечали: «Это нас не пугает».

Ох и доставалось им поначалу! И пальцы плохо слушались, и с нотной грамотой помучились вдоволь, и времени не хватало. Зато сколько радости теперь, когда в воскресенье или в праздники устраивается домашний концерт. Старшие братья берутся за гитары, Таня садится за пианино, Саша и Богдан выводят мелодию на аккордеонах. Дружно подхватывают все «Синий платочек»— любимую песню семьи...

В школе, где учатся дети Николая Александровича и Тамары Николаевны, буквально в один голос говорят об их трудолюбии. Убрать класс за другого — пожалуйста, сколько угодно. Очистить площадку от опавших листьев — с удовольствием. Посадить деревья — посоревнуются за первенство. Помочь малышам одеться — всегда готовы. За что ни возьмутся, загораются сами и вдохновляют товарищей. Разумеется, не с молоком матери впитали ребята в себя такое пристрастие к труду. Пример во многом брали с родителей, которые на их же глазах не чурались никакой работы. Так и утвердилась в доме традиция — первым приняться за любое дело, если есть хоть пять свободных минут.

Привычка праздной жизни для человека хуже всех бедствий в жизни.
 Поэтому в высшей степени важно, чтобы дети приучались еще с юных лет работать.
Л. Н. Толстой

Вечер. Вся семья в сборе. Надо готовить ужин. Почистить картошку — и то масса времени требуется. Зовут на кухню детей. Даже самых младших. Вручают им специальные ножи, поровну делят картошку. Ну-ка, кто быстрее? Уступать никто не хочет. Неважно, что малыши пока не поспевают за старшими. Главное — они приобщаются к общему труду, приучаются любые обязанности выполнять не кое-как, а добросовестно, чтоб не краснеть от стыда, чтоб услышать похвалу.

Наконец уселись за стол. Теперь можно спокойно обсудить, что произошло за день, кто какие отметки принес, что интересного сделал, каковы планы на завтра.

Тамара Николаевна нередко вспоминает, как Сергей частенько начал задерживаться где-то после лекций. Однажды мать обнаружила — сын испачкал пиджак. В другой раз заметила — брюки разорвал. Неужто с плохой компанией связался? Беспокойство легло на сердце. А отец молчит, уверен — быть того не может. Не такой Сергей. И Николай Александрович не ошибся. В конце месяца явился Сергей домой сияющий, гордый: вручил ребятам подарки, похвастался новым костюмом, матери отдал на хозяйство кроме стипендии еще тридцать рублей. Оказалось, целый месяц после лекций разгружал на станции вагоны с овощами. Понимал, что у родителей лишних денег нет, а уж очень хотелось купить костюм...

Ночь. Угомонились, заснули дети. А Тамара Николаевна склонилась над шитьем. Потом обязательно посмотрит газеты — днем некогда. Обойдет все комнаты, где спят ребята. С момента появления в семье первенца и до сегодняшнего дня, когда в доме подрастает седьмой ребенок, Тамара Николаевна, за работой ли, в короткие ли часы отдыха, непрерывно ловит себя на мысли о детях: сыты ли, здоровы, как оделись, уходя на улицу? И еще — какими они станут? Конечно, многое здесь зависит от них, родителей. Старались вместе с мужем чуть ли не с пеленок прививать им уважение к труду — и своему, и других людей, заботились, чтобы в любой работе ребята находили удовольствие. Уже теперь видно — это не пропало даром.

Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства.
Ф. М. Достоевский

Очевидный факт, что подавляющее большинство взрослых понимают: каждый ребенок в семье должен иметь определенный круг обязанностей, для любого возраста можно подобрать поручения по дому.

Тогда почему же это не всегда реализуется, почему многие родители не используют до конца потенциальные возможности семьи в трудовом воспитании? И согласитесь, порой мы совершенно не задумываемся, что наша излишняя опека над ребенком затягивается слишком надолго, формируя в нем такие качества, как эгоизм, иждивенчество, инфантилизм, леность.

В связи с этим попытаемся разобраться, что же порой упускается в организации деятельности ребенка дома. Самой жизнью диктуются наиболее важные принципы трудового воспитания детей в семье:

приобщение к труду через самообслуживание; постепенное расширение круга обязанностей, их усложнение;

тактичный непрерывный контроль за качеством выполнения трудовых поручений;

обучение трудовым операциям в порученном деле; формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;

поощрение прилежания, проявления самостоятельности и инициативы;

чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня школьника (особенно младшего возраста).

Давайте, дорогие товарищи, раз и навсегда усвоим: главной целью домашнего труда ребенка
следует считать в первую очередь не материальный результат, а воспитательный эффект.
Ваши сын или дочь должны — с вашей, разумеется, помощью — ощутить пользу своего труда для окружающих, испытать радость от того, что оказались нужными людям.
Самое важное в каждом деле — пересилить момент, когда вам не хочется работать.
И. П. Павлов

У кого-то, возможно, возникнет вопрос: почему мы столь много говорим о труде, о необходимости приобщать к нему детей? Есть ли тут логическая связь с темой подвига, героизма, послужившей основной канвой для нашей книги?

Надеемся, вы согласитесь: связь тут самая непосредственная. Вряд ли кого-то надо убеждать в очевидной истине: кто не умеет трудиться, тот не способен сполна взять на себя великую ответственность за надежную защиту Отчизны, совершенствовать, не жалея сил, боевое и политическое мастерство. А потом—давайте задумаемся: разве черты характера развиваются независимо друг от друга? Скажем, ежедневно с десяти часов мы воспитываем хорошего семьянина, с четырнадцати — труженика, с шестнадцати — патриота и т. д.? Личность формируется в совокупности всех своих качеств. Потому и хорошему семьянину, и патриоту, и тому, кто хочет стать культурным, овладеть всеми духовными богатствами, нужно обладать упорством, трудолюбием, умением работать целеустремленно, творчески, увлеченно. Такое умение — величайшее богатство человека.

Обновлено: 2019-07-09 23:28:59