Нарушение произношения звуков

Приступая к исправлению недостатков звукопроизношения, необходимо прежде всего выяснить, какие звуки малыш произносит неверно, установить, каков характер их нарушения: ребенок произносит звук неправильно или звук отсутствует, но при этом заменяется другим, или он может произнести звук в изолированном виде, но в речи им пользуется не всегда. От характера нарушения звука нередко зависит и выбор упражнения для его исправления.

Естественно, что взрослые привыкают к речи своего ребенка и поэтому могут не замечать недостатков произнесения некоторых звуков, особенно таких, которые на слух мало чем отличаются от правильно произносимых. Например, трудно заметить такой дефект, как искаженное (горловое) произнесение звука [р]. Подметить недостаток такого рода можно, если сопоставить свою артикуляцию, то есть собственное произношение звука, с произношением ребенка.

При проверке обращайте внимание прежде всего на правильность произнесения таких звуков, как [ш], [ж], [ч’], [щ’] (группа шипящих); [с], [с’], [з], [з’], [ц] (группа свистящих); [р]> [р’]> [л], [л’]. Эти звуки являются наиболее трудными для воспроизведения, и ребенок начинает правильно произносить их, как правило, позже всех остальных. Нарушения других звуков у детей шестого и седьмого года жизни встречаются в исключительных случаях.

Нередко дети не произносят только один какой-нибудь звук (например, [р]) или же целую группу звуков (например, шипящих: [ш], [ж], [ч’], [щ’]), иногда только звуки [р] и [ч’].

Обычно нарушение в произношении твердых согласных (например, звука [р]) сопровождается неправильным произнесением его мягкого варианта ([р’]); нарушение произношения внутри одной фонетической группы (например, звука [ш] из группы шипящих) часто сопровождается неправильным произнесением других звуков данной группы — [ж], [ч’], [щ’]. Поэтому при проверке звука [ш] или звука [с] обязательно обратите внимание на то, как ребенок произносит другие звуки этой группы.

Чтобы выявить, какие звуки ребенок произносит неправильно, послушайте, как он читает стихотворение, пересказывает сказку или рассказ. Для проверки звукопроизношения лучше всего использовать специальные рассказы, в которых проверяемые звуки встречаются наиболее часто. Приводимые в нашей книге материалы помогут вам в этом. Звуки, которые ребенок произносит неверно, отметьте в специальной тетради.

Затем правильность произнесения звуков проверяется в словах: ребенок называет предметы, изображенные на картинках. Подберите картинки так, чтобы при назывании предметов, изображенных на них, проверяемые звуки находились в разных позициях (в начале, середине и в конце слова). Проверяемый согласный звук должен быть представлен как в твердом, так и в мягком варианте, а также в сочетании с другими согласными. Для проверки правильности произнесения звуков [р], [р’]; [л], [л’]; [ш], [ж], [ч’], [щ']; [с], [с’], [з], [з’], [ц] предлагаем подобрать примерно такой набор картинок: рак, пирамида, топор, редиска, огурец, дверь, кровать, ведро, виноград; лопата, палатка, дятел, лимон, коляска, ель, платье, белка, клетка; шары, машина, карандаш, шляпа, лягушка, кувшин, жуки, жираф, ножик, часы, черепаха, мяч, птички, бабочка, пчела, щенки, клещи, лещ; собака, бусы, автобус, сено, велосипед, гусь, слон, носки, свинья, забор, ваза, козленок, зебра, газета, обезьяна, цветок, мыльница, заяц.

Обратите внимание, во всех ли словах ребенок неправильно произносит тот или иной звук; каков характер нарушения звука: заменяет звук другим, опускает его или искажает (при искажении звук есть, но ребенок произносит его недостаточно отчетливо и чисто).

И наконец, проверьте, как ребенок произносит звук изолированно. Для этого предложите ему повторить за вами тот звук, который он не произносит в речи или в словах.

Такая проверка необходима для того, чтобы при исправлении неправильно произносимых звуков выбрать такие формы работы, которые помогли бы в кратчайший срок избавить ребенка от дефектов звукопроизношения. Так, если он опускает звук [р] (произносит слово корова как коова), то сначала надо вызвать (получить) недостающий звук, а потом закрепить его в слогах, словах и ввести в речь.

При неустойчивом же произнесении звука (в одних словах звук произносится правильно, а в других—нет) или когда ребенок правильно произносит звук в изолированном виде работа по его постановке отпадает. В этих случаях надо только уточнить правильность произнесения звука, а затем закрепить его в словах и фразах.

При замене же одного звука другим кроме занятий, направленных на постановку звука (получение изолированного звука), закрепление и введение его в речь, необходимо одновременно проводить работу по различению вновь полученного звука и звука, которым ребенок его заменял, то есть отдифференцировать его не только в произношении, но и на слух. Например, при замене звука [ш] звуком [с] (коска вместо кошка) надо дать ряд упражнений, направленных на то, чтобы научить ребенка различать эти звуки.

При искаженном произнесении звука надо выработать такое положение органов артикуляционного аппарата, при котором достигается правильное его произнесение, которое затем закрепляется в слогах, словах и вводится в речь.

Работа по исправлению недостатков произнесения звуков включает три основных этапа: подготовительные упражнения; постановка (вызов) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.

Подготовительные упражнения. Прежде чем приступить к таким упражнениям, необходимо выяснить, может ли ребенок произнести тот или иной звук по подражанию. Для этого предложите ему воспроизвести рокот мотора при неправильном произнесении звука [р], шум листьев деревьев или шипение змеи при неправильном произнесении звука [ш], жужжание жука при неправильном произнесении звука [ж] и т.д.

Подготовительные упражнения направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (воспроизведение правильных движений языка, губ, нижней челюсти), на выработку сильной воздушной струи (например, при произнесении звука [р] нужно уметь сильно выдувать воздух на кончик языка, чтобы привести его в колебательное состояние).

Чем лучше будет проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Трудно сказать, сколько понадобится времени для подготовительных упражнений. В одних случаях—три занятия, в других—несколько недель. Это зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, от состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей ребенка.

Постановка (вызов) звука. Чтобы вызвать у ребенка правильный звук, необходимо тщательно изучить положение органов речи при нормальном произнесении звука и способы его вызывания. Для этого сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало и, произнося наиболее трудные звуки (шипящие, свистящие, сонорные), внимательно посмотрите, какое положение принимают ваши губы, зубы, язык. Запомните это положение. Это важно для исправления дефекта, для постановки звука. Затем посадите перед зеркалом ребенка и попросите его произнести тот или иной звук. Присмотритесь, какое положение принимают его органы речи, сравните с положением и движением органов речи у себя.

Теперь основная задача заключается в том, чтобы добиться правильного изолированного произнесения звука. Если удается вызвать звук по подражанию, то, минуя подготовительный этап, можно сразу приступить к закреплению звука в словах и речи.

Закрепление звука и введение его в речь. При закреплении звука необходимо соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и лишь потом во фразах. Для закрепления звуков в словах используйте картинки, в названиях которых имеются отрабатываемые звуки. Вновь вызванный звук следует закреплять сначала в таких словах, в которых он находится в начале, затем в конце, потом в середине.

Ребенок закрепляет звук в речи, повторяя за взрослым чистоговорки, скороговорки и заучивая пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи, насыщенные нужными звуками. Для введения звука в речь используются пересказы сказок, составление рассказов по картинкам.

В задачу закрепления звука входит и работа по различению вновь вызванного звука и звука, близкого по артикуляции или по звучанию, например, [ш] и [с], [ж] и [з], [р] и [л] и др.

Исправление неправильно произносимых звуков — это трудная задача, которая требует усилий и большого напряжения со стороны как ребенка, так и взрослого. Приступая к работе, объясните ребенку цель занятий. Время, необходимое для исправления звука, зависит от характера его нарушения, от подготовленности артикуляционного аппарата и колеблется в пределах от 2—3 недель до 4 месяцев.

Родители должны учитывать, что ребенок не всегда способен сразу выполнить то или иное задание, придать своему языку, губам нужное положение. Поэтому нельзя требовать от него с первого раза выполнить то или иное упражнение или тем более сразу произнести правильно звук. Работу по исправлению дефекта вам надо организовать так, чтобы малыш сам стремился как можно быстрее избавиться от своего недостатка. Любой, даже незначительный успех, достигнутый ребенком, следует поощрять.

Вот, например, как проходили занятия по исправлению звука [р] в семье Асмоловых:

«...Занимались мы с сыном дома каждый день. Терпеливо, упорно, упрямо. Он поражал меня своей настойчивостью, организованностью во время-занятий. А я всячески старалась его заинтересовать и поощрить. Работа превращалась в игру, игра становилась совместным нашим творчеством. И что же? Четкий звук [р] появился через месяц, а еще через две недели логопед сказал, что больше в его помощи мы не нуждаемся.

Как же мы работали? Мы садились перед зеркалом — и игра начиналась. Сначала —разминка. Мы пыхтели, дудели, рычали, по-разному вытягивали губы, дули, заставляя плясать в воздухе кусочек ваты или бумажку и придавая языку разнообразную форму с помощью ложки, палочки, а то и просто пальца, пока язык не научился подчиняться нашей воле без всяких приспособлений. Потом язык превращался в забияку, путешественника, который был очень любопытным и норовил до всего дотянуться — то до подбородка, то до кончика носа, то пускался исследовать щеки. Почти каждое упражнение имело у нас свое потешное название.

Затем мы произносили отдельные слоги —вместе и по очереди—и следили за тем, что при этом происходит с нашими лицами, губами, языками. Роли наши часто менялись. Теперь у меня не все получалось хорошо, и сын „учил“ меня, показывая, как это надо делать.

Мы решили каждый день выставлять отметки. Отметки мы ставили за каждый элемент отдельно. Скажем, при разминке—за каждое упражнение, названия которых выписывались в дневник; при чтении сочетаний букв и слов—за каждую группу сочетаний или за каждый столбик слов. В конце занятия мы анализировали свои успехи, сравнивали отметки со вчерашними и выставляли оценки за поведение и прилежание.

День ото дня задания становились сложнее. Надо было читать слова и предложения, маленькие рассказики из книги Л. П. Успенской и М. Б. Успенского „Учись говорить правильно", пересказывать прочитанное и сочинять рассказы по картинкам. Стали сами выискивать слова для тренировки. И зазвучали в наших упражнениях названия любимых животных, имена любимых героев сказок, названия интересующих сына профессий.

Подбирая слова сам, Костя мог потом повторять их без конца и на них „зарабатывал" большинство своих звездочек. А уж дело было подвести его к тому, чтобы подбираемые слова включали в себя все необходимые для тренировки сочетания букв.

Читать рассказики из учебника было скучновато. Вот сочинять свое по картинкам — это интереснее!

Рассказики, которые сын сочинял по картинкам, он любил диктовать мне. Следил за тем, как я их записываю, а потом с большим удовольствием многократно произносил их вслух,

очень стараясь выговаривать все слова четко и верно. Задача перед ним стояла всегда одна: использовать как можно больше слов со звуком [р].

Мы стали играть в звук [р] везде. Гуляя, мы постоянно сочиняли всякие „рычащие" и „рокочущие" истории и сказки. Потом перешли на стишки.

Однажды во время прогулки в Сокольниках сын при незначительной моей помощи сочинил героическую „былину" про себя и про беркута. Он был очень возбужден, щеки его горели, а глаза сияли. Человек творил! Поправлять и поучать его при этом я старалась поменьше, боясь сбить настроение. История получилась довольно длинная, как и прогулка. Я ее тут же забыла. Но когда мы пришли домой, сын стал вспоминать отдельные куски нашего опуса, а затем попросил, чтобы я его записала, не меняя ни слова.

Вот так пытка со звуком [р] превратилась в праздник, а обучение дало быстрые результаты. Нам было так хорошо и интересно, что мы и сейчас любим вспоминать о том, как одолевали звук [р]».

Занятия по исправлению звуков надо проводить систематически, желательно 2 раза в день (утром и вечером) по 5—10 минут. В зависимости от вида занятий время может быть увеличено или сокращено. Так, при введении звука в речь, когда ребенку предлагается пересказывать рассказы или составлять их по картинам, занятия могут продолжаться 15—20 минут.

Если ребенок произносит неверно сразу несколько звуков, то исправлять сначала надо те, которые у него лучше получаются.

Переходить от одного упражнения к другому следует лишь после четкого усвоения предшествующих упражнений.

Исправление недостатков произношения свистящих звуков с, сь, з, зь, ц

При правильном произнесении звука [с] губы слегка оттянуты назад, как при улыбке, зубы сближены и оставляют щель в 1 мм. Кончик языка приближен к нижним резцам и слегка

касается передних зубов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Посередине языка образуется желобок, по которому должна проходить сильная воздушная струя.

Звук [з] образуется как звук [с], но в отличие от него произносится с участием голоса.

При произнесении звуков [с’], [з’] средняя часть спинки языка несколько приподнята.

При произнесении звуков [с] ([с’]), [з] ([з’]) на тыльной стороне руки,- поднесенной ко рту, ощущается выход холодной воздушной струи.

Звук [ц] образуется при быстром произнесении звуков [т] и [c] ([тс]). Положение губ и зубов такое же, как при произнесении звука [с]. При правильном произнесении звука [ц] кончик языка упирается в нижние резцы, как при произнесении звука [с]. Одновременно выгнутая спинка языка касается верхних альвеол (ячейки, куда входят корни зубов). После прикосновения спинка языка опускается до положения, занимаемого при произнесении звука [с], через образовавшуюся щель посередине языка проходит воздушная струя.

Звук [ц] произносится без участия голоса.

Неправильное произнесение звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц] чаще всего выражается в искаженном их произнесении. При этом язык может принимать самое разнообразное положение. В одних случаях кончик языка просовывается между зубами, в других—он упирается в края верхних и нижних резцов, создавая тем самым преграду для свободного выхода воздуха. Иногда язык может лежать ребром, и воздушная струя тогда будет проходить не по средней линии языка, а по бокам, отчего слышится неприятный на слух, «хлюпающий» звук.

Ребенок может заменять звуки [с], [з] нечеткими звуками [ш], [ж] (штол вместо стол, жамок вместо замок) или произносить их несколько смягченно (сёк вместо сок, зяйка вместо зайка), заменять звук [ц] чаще всего звуком [с] (сыпленок вместо цыпленок), реже звуком [ч’] (чапля вместо цапля).

При отсутствии звуков [с], [з], [ц], при замене их другими звуками прежде всего попытайтесь вызвать их по подражанию. Предложите ребенку накачать велосипедную шину насосом (с-с-с...), имитировать полет комара, то есть протяжно произнести звук [з], успокоить куклу, то есть произнести звук [ц]. Если звуки вызвать не удается, то покажите ребенку, какое положение принимают губы (растянуты в улыбке), язык (сделать язык широким с желобком посередине), и протяжно произнесите звук [с] или [з]. Показ артикуляции (положения губ, зубов, языка) надо производить перед зеркалом.

Если по подражанию звук вызвать не удается, то надо провести подготовительные упражнения, направленные на выработку нужного положения артикуляционного аппарата, умения образовывать желобок посередине языка. Для этого предложите ребенку улыбнуться так, чтобы видны были все зубы (растягивание губ), и удерживать губы в таком положении некоторое время; при растянутых губах высунуть распластанный язык наружу и подуть на кончик языка.

Иногда ребенок не может сделать в середине языка желобок. Чтобы он получился, предложите ребенку сначала высунуть широкий кончик языка наружу, затем, положив ребром чайную ложку на середину языка и сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Малыш не может иногда выполнить это задание потому, что мышцы языка еще недостаточно развиты. Предложите ему подуть на ватку, на тонкие полоски бумажек. Такое упражнение способствует укреплению мышц. После того как ребенок научится легко удерживать язык в таком положении, попросите его произнести звук [с] (язык убирается за нижние зубы, губы положения не меняют).

Ребенок, который произносит свистящие звуки при высунутом языке (звуки при этом искажаются), должен проделать следующее упражнение: протяжно произносить звук [с] при растянутых губах, но при плотно сжатых зубах (язык поневоле будет упираться в нижние зубы).

Постановка звука [ц] проводится после усвоения и правильного произнесения звука [с]. Ребенок сначала медленно, а потом быстро, на одном выдохе, произносит слитно звуки [т] и [с] до тех пор, пока он не научится чисто произносить звук [ц].

После того как ребенок научится произносить изолированный звук, необходимо перейти к его закреплению в слогах, словах, во фразах.

В тех случаях когда ребенок изолированно умеет произносить свистящие звуки, но смешивает их с другими (например, звук [с] — со звуком [ц], звук [с] — со звуком [ш], звук [з] — со звуком [ж]), следует научить его различать их на слух. Для этого произнесите один из звуков, а малышу предложите угадать, какой предмет или какое животное может производить этот звук. Например, взрослый произносит протяжно звук [с], а затем спрашивает ребенка: «Что это?» Ребенок может сказать: «Так течет водичка или накачивают насос».

Затем взрослый предлагает ребенку поднимать руку или хлопать в ладоши тогда, когда он услышит слог са: са, ва, ша, ца, за, да, са, на, ша, ца.

Можно попросить ребенка поднимать руку, когда он услышит слова, в которых есть звук [с]: сахар, чайник, шуба, цыпленок, санки, шапка, самокат.

Обновлено: 2019-07-10 00:09:11