История саней

Князь Потемкин давал праздник в честь императрицы Екатерины II в Таврическом дворце. Конечно, наряд князя скромностью не отличался, особенно выделялась шляпа, сиявшая бриллиантами. У этой шляпы имелся только один недостаток — носить ее на голове из-за тяжести было нельзя. И ее носил в руках за вельможей один из адъютантов. Шляпа Потемкина не единственная в своем роде. «Шапка Мономаха» весит почти килограмм. Корона царя Михаила Федоровича — «шапка Астраханская» — вдвое тяжелее. Летописец повествует, что 10 мая 1665 года слабый здоровьем царь, сидя на троне, упал в обморок: голова не снесла тяжести шапки. Под стать шапкам украшались и остальные наряды.

История саней

А теперь попытаемся представить выезд царя в один из летних дней XV—XVI веков. На крыльцо выходит государь. Сверкают драгоценными камнями одежды. Вот он садится в... сани, и царский выезд отправляется в путь. В сани летом? Именно так. Торжественные выезды царей и патриархов вплоть до XVII века были санными. Что-то вроде шляпы Потемкина — не очень удобно, зато величественно.

Не только цари ездили в санях летом. В условиях бездорожья на Крайнем Севере, в Южной Сибири сани нередко заменяли телегу в летнее время.

Конечно, сани гораздо древнее колесной повозки. Ведь колесо надо было еще придумать. А тут привязал два передних конца жердей к собаке, лошади или быку, а задние пусть волочатся по земле. Такие сани так и называют — волокушами. Эти простейшие средства передвижения служат человеку и сейчас. А в годы Великой Отечественной войны волокуши, сделанные из всяких подручных материалов — фанеры, железа, хвороста, солдатских палаток, применяли для снабжения передовых частей и вывоза раненых с поля боя.

Зададимся вопросом: почему по льду и снегу лучше всего двигаться на прямых полозьях? Под полозьями, если их материал хорошо подобран и обработан, тонкий слой льда или снега плавится от трения, в результате сопротивление скольжению падает, и весьма значительно. Наши предки вряд ли задумывались о трении, но они почувствовали его эффект благодаря опыту и наблюдательности. И появились сани на полозьях. Чаще всего «двигателем» служила лошадь.

Каких только разновидностей саней не создано за историю человечества! Тобогган — сани без полозьев. Нарты — сани с полозьями. Были даже жилища на нартах — «нартяной чум». Легкий каркас устанавливался на полозьях, а сверху обтягивался шкурами и парусиной. В таком жилище делали окна, а внутри устанавливали печку.

В начале века начались попытки создания саней с механическим двигателем. Первую конструкцию таких саней придумал русский инженер А. С. Кузин в 1908 году. Его модель, снабженная авиационным двигателем, который вращал винт, установленный в трубе, развивала скорость до 70 километров в час. С этого времени появилось множество всевозможных конструкций аэросаней, над которыми работали известные ученые и конструкторы. Это не случайно, ведь в северных районах нашей страны аэросани очень нужны. В 60-е годы создатель знаменитых пассажирских самолетов Ту-104, Ту-144 А. Н. Туполев придумал сани-амфибию на 6 человек. В таких санях не страшно ездить по льду: если он и проломится, сани будут плавать. Они с ходу преодолевают болота и заросли, а на открытых водных пространствах могут развить скорость до 75 километров в час.

Издавна сани — любимейшее средство развлечения и детей, и взрослых. В XVIII веке пользовались популярностью сани с парусом — на них совершали прогулки по ледяным озерам. Сани «богдыхана Поднебесной империи», как именовал себя китайский император, были закрытыми, а тащили их восемь слуг, обутых в башмаки с длинными гвоздями на подошвах.

Мы все с детства помним строчки:

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.

Эти стихи написаны поэтом И. 3. Суриковым больше ста лет назад. С этого времени и в детских санках появилось много различных новшеств.

У любых саней две основные части: полозья и сиденье, жестко скрепленные между собой. Кажется, трудно изобрести что-то новое. Но вот появилась идея сделать это соединение не жестким, а упругим. Дуговая перемычка соединяет полозья с сиденьем — она выполнена из листовой стали. Сталь упругая, и соединение работает как рессора. Кататься на таких санках гораздо приятнее. Вдобавок стоит только привстать, как санки... подпрыгнут.

Изобретены и сани с рулевым управлением. Их поворотом можно управлять, выдвигая вперед то левый, то правый полоз (до этого, спускаясь с горы, сани можно было поворачивать, лишь притормаживая ногой).

История саней

Санки на лыжах, или лыжи с сиденьем, тормозом и рулем, — это всем известный снегокат «Чук и Гек», современный гибрид лыж и санок. Вместо полозьев у него лыжи, причем не две, а три: передняя, управляемая рулем, и две боковые, на концах которых — ножные тормоза, помогающие маневрировать при спуске. Снегокаты быстро завоевали популярность во всем мире. Кататься на них не только приятно, но и полезно — можно научиться управлять движущимся «транспортным средством» уже в раннем возрасте.

А вот совершенно новые детские санки «юмбо», изобретенные в Германии. Они представляют собой надувную подушку из прочного, но очень легкого синтетического материала. Санки устойчивы и легко скользят по любому снегу. Эти «пневмосанки» смягчают удары во время быстрой езды и столкновений с какими-либо предметами. А главное — предохраняют маленьких ездоков от переохлаждения. В сложенном виде сани легко помещаются вместе с насосом в небольшой сумке.

Ну а как двигаться и по снегу, и по бесснежным участкам? Для этого на обычных санках надо установить сзади ролики или маленькие колесики. При движении полозья и ролики скользят по снегу, а когда снега нет, стоит приподнять переднюю часть санок на веревке, и они покатятся на роликах. Такие санки особенно удобны в городах.

Популярность саней настолько велика, что они включены в программу зимних Олимпийских игр. Большая скорость, развиваемая на санях, требует от спортсменов высокого искусства в управлении, а также мужества, смелости и находчивости.

Знаешь ли ты?

 Какие существуют типы спортивных саней?

Скелетон — для одиночной езды и бобслей — многоместные сани.

Обновлено: 2019-07-09 23:52:59