Игра и труд ребенка
Основной (ведущий) вид деятельности ребенка дошкольного возраста, как мы уже говорили,—игра, но ребенка необходимо привлекать и к посильным для него трудовым действиям. Для этого можно использовать связь игры и труда.
Прежде всего, ребенок может делать какие-то вещи для игры, вначале вместе с. родителями, а потом и самостоятельно (чинить игрушки, делать игрушечную мебель из картона, шить платья для кукол и т. п.).
Соединение игры с трудом облегчает ребенку овладение простыми трудовыми навыками, у него развивается элементарное техническое конструирование, творчество.
Пока ребенок мал, его привлекают в основном к совместному ремонту выбывших из строя игрушек. Он больше наблюдает за действиями взрослых, нежели в них участвует.
— Ну-ка, Дима, неси сломанную машину. Сейчас мы ремонтную мастерскую откроем. Возьмем молоток, гвозди. Помогай мне, держи машину вот так. Вот и колеса на месте. Попробуй, поедет она или нет... Поехала. Вот и отлично. Хорошо мы с тобой потрудились. Больше не садись в машину сам, она только для кукол и мишек.
Мама достает мишку с оторванной лапой:
— Аля, давай-ка полечим его. Подержи мишку, я сейчас нитки и иголку возьму...
Такие занятия очень привлекают ребенка, способствуют его бережному отношению к вещам.
Таким же образом в присутствии ребенка полезно подклеивать разорванные детские книжки, коробки из-под его первых настольных игр и пр.
Уже в 3—4 года ребенку нужно поручать и несложные операции, включая его в совместную деятельность:
— Вот здесь намажь бумажку клеем...
— Отрежь эту полосочку бумаги...
Чем старше ребенок, тем сложнее его игрушки, есть уже заводные и даже электронные. Старайтесь и их в случае поломки восстанавливать в присутствии детей, по возможности сочетая ремонт с доступным объяснением устройства механизма. Пусть еще не все понятно вашему сыну или дочке, но это путь к развитию детской любознательности, первое приобщение к технике.
Много интересных предметов для игры могут сделать папы и мамы и приохотить к таким занятиям ребенка. В доме всегда найдется подходящий для этого материал. В ход можно пустить картонные коробки, пустые катушки, куски фанеры, дерева, плотные коробки из-под молока. Например, из 2—3 склеенных катушек можно сделать врачебную трубочку для выслушивания «больного», из картонных коробок — гараж для машины или маленький домик для кукол, из плотных молочных коробок — отличный строительный набор. В книге А. Роговин «Хочу сделать сам» родители найдут много полезных советов на этот счет.
Такого рода поделки научат ребенка мастерить, у него появятся навыки работы с различными материалами; это будет способствовать и развитию детской изобретательности, творчества.
Родители, опираясь на детские игровые интересы, могут ставить перед ребенком задачи изобретения недостающих конкретных предметов для игры.
Миша (5,5 года) играет в морское путешествие. Он — «капитан». На пароходе, сооруженном из кубиков и стульев, уже сидят куклы-матросы и куклы-пассажиры. Миша отдает команды воображаемому рулевому: «Полный вперед». Но чтобы видеть, что там впереди, капитану нужен бинокль.
— Мама, мне обязательно нужен бинокль. Купи мне, пожалуйста.
— А давай сделаем сами,— предлагает мама. —Давай подумаем, из чего можно сделать бинокль или подзорную трубу. Ты подумай, а вечером попробуем сделать.
Вечером мама предлагает Мише тонкий картон, канцелярские скрепки, клей, кисточку и веревочку.
Мама рисует на листе бумаги бинокль, выделяя его основные части — две трубки, соединенные перекладиной, и ремешок.
— Как ты думаешь, Миша, как трубки сделать?
— Это просто. Свернем картонки и готово. Я пока склею, и будет труба.
Миша сам склеивает трубочку, мама показывает,
как соединить для надежности концы скрепками. Вот и вторая трубка готова. Но как их соединить? Мальчик пробует приклеить к обеим полоску картона — не держится.
— Может быть тебе палочки пригодятся? — предлагает мама.
— Конечно! — радуется Миша.— Я сделаю дырки в трубках и палочки вставлю. А потом дырки здесь, для веревочки.
Конечно, первые самоделки получаются не очень красивые. Но это не главное пока. Важно пробудить у детей желание сделать вещи самому и помочь им в осуществлении этого желания.
Починить игрушки, смастерить что-то для игры — это одна из форм связи игры и труда. Как еще можно, используя игру, приучать к труду дошкольника?
Возможен и такой путь — переводить некоторые игровые действия в продуктивные (результативные), т. е. включать в сюжет игры трудовые задачи.
Например, в игре ребенок понарошку стирает кукольное белье, он уже представляет себе, как это делать, можно перевести это в настоящее действие.
— Аля, ты стираешь куклам что-то?
— Да, салфетки.
— А давай, я тебе в тазик воды налью и мыло дам. Иди сюда, будем вместе стирать.
Мама стирает настоящее белье, а дочка — рядом, кукольное, но тоже по-настоящему.
Так, ребенок, играя, может осваивать простые трудовые действия, их последовательность, глубже проникать в смысл труда взрослых.
Используя трудовые навыки, приобретенные ребенком в такой, специально организованной взрослым игре, можно постепенно выделять их в самостоятельную элементарную трудовую деятельность:
— Ты стирала куклам. Теперь ты умеешь это делать. Постирай свои носовые платки, помоги мне.
Полученные трудовые навыки ребенок должен систематически применять на деле. Начиная с 5 лет он должен уже не только играть в труд, но и выполнять отдельные трудовые поручения взрослых, иметь простые, но постоянные обязанности по дому (которые должны выполняться независимо от наличия интереса к ним у ребенка). Здесь без постоянного контроля со стороны родителей на первых порах не обойтись.
Какими еще простыми трудовыми навыками может овладеть ребенок в процессе игры? Подметать пол, вытирать пыль, поливать цветы, протирать их листья, пришивать пуговицы, мыть посуду и т. п.