ПРАЗДНИК СТРАНЫ — ПРАЗДНИК СЕМЬИ

Категория: Разное о воспитании детей

ПРАЗДНИК СТРАНЫ — ПРАЗДНИК СЕМЬИ

Я хочу рассказать, как мы в семье готовимся к знаменательным датам страны.

Мы рассказываем детям о трудовых обязательствах и успехах, которыми встречают праздник наши коллеги по работе. Берем ребят с собой в праздничную колонну демонстрантов, поясняем, о чем говорят транспаранты, показываем заслуженных людей. Конечно, расспрашиваем детей, с какими достижениями подошел их класс к празднику, каковы их личные успехи.

Перед праздниками с нагрузкой работает семейная праздничная почта. Поздравительные открытки не покупаем, а делаем своими руками: оформляем рисунками, аппликациями, придумываем стихи, шуточные песенки. Посылаем родным и друзьям самодельные сувениры.

В день праздника у нас дома целая программа: общее построение, вручение подарков, оглашение шуточного приказа.

Дома у нас есть специальный уголок (папка и коробка) семейных реликвий, которыми мы очень дорожим. Здесь собраны ордена, медали, грамоты, наградные значки всех членов семьи: бабушки, дедушки, папы, мамы, детей. В торжественные дни используем эти материалы для семейной стенгазеты или выставки «Мы- гордимся тобой!».

Есть у нас и еще одна папка. В ней хранятся вырезки из газет и журналов: материалы о В. И. Ленине, об истории родного города, о героях нашей страны. Пополняем ее всей семьей. Этот материал помогает ребятам на пионерских сборах, при оформлении стендов и газет в школе. Дети знают об участии сибиряков в Великой Отечественной войне, о ветеранах, родственниках, погибших на фронтах. 9 Мая все вместе отправляемся к памятникам и монументам воинам-сибирякам. К этому дню заранее собираем веточки, ставим в воду, чтобы распустились. Возлагаем их к подножию монумента. У памятника постоим, помолчим...

М. Коган, г. Новосибирск

МЕСТА ДЛЯ ПОРТРЕТА НЕ НАШЛОСЬ

Совет школьного музея подводил итоги. Имелись среди экспонатов и боевые награды. Как они попали в музей? Может, бесценные реликвии торжественно переданы самим ветераном или его родственниками? Нет. В экспозиции музея было много боевых наград, чьи владельцы не назывались. По номерам, конечно, можно восстановить имена героев, но речь о другом: откуда они в музее?

У одного мальчика я поинтересовался: «Чью медаль ты принес?» — «Не знаю, дома валялась...» И мы. пошли к мальчику домой.

Из разговора с его родителями выяснилось, что медаль «За отвагу» принадлежит дедушке, который живет в деревне. Как оказалась боевая награда у внука, толком никто не знал. «Чем награжден еще твой дедушка?» — спрашиваю мальчика. «У него много медалей. Еще орден есть». — «А ты пишешь дедушке?» — «Иногда...» — «Ты рассказывал кому-нибудь о нем, о его подвигах, наградах?» Молчит.

Чем теперь в этой семье восполнить утрату уважения, гордости за боевую молодость деда, за его вклад в разгром фашизма? В квартире дорогая мебель, ковры, хрусталь, звукозаписывающая аппаратура. У шестиклассника странное хобби: вся стена над кроватью заклеена бутылочными этикетками... А места для портрета деда, участника войны, не нашлось. Да и в семейном альбоме нет его фотокарточки. Какая же прочная стена отчуждения отделяет живущих в этом доме от родного им человека!

Память... Она тогда живет в судьбе народа, страны, если входит в жизнь каждого из нас. На выщербленной стене Брестской крепости можно прочесть слова безымянного героя: «Эй вы, грядущие, мы умираем за вас». Оглянемся же вокруг себя, посмотрим, что у нас в семейных архивах несет следы прошлого, незабываемого. И обязательно делать это надо с участием детей. Они должны знать тех, кто отстоял наш сегодняшний мирный день.

Ю. Андреев, учитель, г. Ангарск

ПАПИН ОРДЕН

Сережа учится в первом классе вместе с моим сыном. Недавно мальчик попал в некрасивую историю — обменял отцовский орден «Знак Почета» на игрушечный пистолет, рогатку и жевательную резинку. В конце концов пятиклассник Эдик, с которым совершался обмен, отдал орден и Сережа вернул его отцу. Мне, однако, не давала покоя мысль, как могло случиться, что школьники, нимало не смущаясь, обменивали награду. И вот что я узнал.

Николай Петрович, Сережин отец, — прекрасный сварщик. Его уважают и ценят на заводе. Но эта сторона отцовской жизни мальчику неизвестна. Сережа даже не имеет представления, какая у папы работа, за что его наградили. Как-то Сережа раскрыл коробочку, где лежал орден, и тут же услышал окрик: «Не тронь! Положи на место!» А если бы рассказал отец сыну о том, насколько дорога ему эта награда, каким уважением окружены в нашей стране люди труда, мальчику, наверное, и в голову бы не пришло пустить орден в обмен.

Мне не раз доводилось бывать на встречах ветеранов войны и труда со школьниками. Я видел, с каким уважением, заинтересованностью встречали их дети. В школу приглашают знаменитых людей, но среди них почему-то нет родителей учеников, хотя они тоже заслуживают всяческого уважения. На пионерских сборах ребята обычно оперируют книжными примерами. Лишь о родительском трудовом подвиге, как ни странно, не говорят. А ведь пример жизни близкого человека впечатляет гораздо сильнее. Все, что родители ценят, во что верят, чему отдают силы, они должны передать сыновьям и дочерям.

А. Вахнин, г. Сыктывкар Коми АССР