Чем лучше PEбеH0K развирается в соотношениях понятий, тем он умнее.

Нетнет, компьютерная развивающая игра с картинками тоже нужна, но в меру. Важны приоритеты. У нас акцент — на соотношения понятий.

Поясню, что это такое. Вот ребенок перечисляет птичек: синичка, скворец, воробей. Это уже хорошо. Но надо научить его отображать это родовидовое соотношение понятий в условной схеме.

Ребенок знает, что в детсадовской группе есть мальчики, де  вочки, воспитатель и нянечка. А это соотношение понятий называется «части и целое». И здесь тоже можно и нужно сделать все наглядным.

И вот я спрашиваю, стая и птички — это целое и части или род и виды... Бывает, что и студенты задумываются, а бывает, что мои малыши быстро соображают, что, мол, целое и части.

 

Куколка превращается в бабочку. Это не части и целое и не род и вид. Это метаморфоза, трансформация, превращение. Такое соотношение понятий отобразим так:

А вот «подул ветер, он разогнал тучи, выглянуло солнце, высохли лужи...». Здесь ни первое, ни второе, ни третье... Здесь причины и следствия, которые, в свою очередь, становятся причинами других следствий. Договоримся о таком способе условнообразной передачи этого.

Я опасался, что переход к условной наглядности будет трудным. И сделал так: взял тарелку, миску и сковороду. В тарелке — хлеб. Миска — напитки. Сковорода — молочные блюда. Катя (четыре с половиной года) сразу же положила кусочек лаваша в тарелку, сыр в сковороду, чай в чашке — в миску. Коля Святитский — постарше Кати на полгода — положил булочку в тарелку, пепси в миску, творог в сковороду. Я осмелел и нарисовал три круга. Договорились, что первый — это хлеб, второй — напитки, третий — молочные продукты. Договорились, что будем в кругах рисовать кружочки и писать буквы. В одном большом круге хлебные продукты. В другом — напитки. В третьем — молочные продукты. А сам продукт будем рисовать маленьким кружочком

в большом и надписывать одной буквой: С — сыр, Б — булочка, П — пепси и т. д. Все получилось. Переход от миски, от тарелки и сковороды к нарисованным кругам произошел несказанно быстро. Так же, как и от реальной булочки к ее обозначению маленьким кружком с буквой Б... Включились в творчество и родители. Стало ясно, что детки подустали и надо перейти к подвижным мероприятиям. Алена Тимошенко со своей дочкой Дашей быстро вышли из дома на улицу, за ними устремились все. Делото было у нас на даче, так что пол и земля — почти на одном уровне. И сделали из проволоки большой круг. Папа Андрей Святитский вытащил из свой машины резиновый баллон — это был второй круг. А третий круг выложили из щебенки. Заодно мы перешли от продуктовой темы к технической. И в дело пошли другие понятия. Надина Юлька в качестве акулы приискала удлиненную ветку с «разинутой пастью», наша Катя рядом с акулой положила раскрытые плоскогубцы — они напоминали ей щуку. А Полина Соловей (пятилетняя из тринадцатиптенцового гнезда Марины Соловей) отыскала небольшую плоскую щепку, заявив, что это камбала, и положила к щуке и акуле. Коля Святитский запротестовал: щука и акула — хищные рыбы, а камбала — «мирная рыба». Пришлось внутри круга из проволоки сделать еще одно кольцо и окружить им щуку и акулу — это хищные рыбы. И еще одно тоже из проволоки и окружить им мирную камбалу...

Стоп.. Я не собираюсь сейчас преподносить логикографическое структурирование родителям. Дальше дети вдруг обнаруживают такие глубины мышления, о которых преподаватели могут только мечтать. Ну, например... В учебнике ботаники для шестого класса пишется, что рыбы бывают хищные и нехищные, морские и пресноводные. Но не пишется, что морские рыбы могут быть хищными и нехищными, что так же обстоят дела с пресноводными рыбами. Они тоже могут быть хищными и нехищными. И что хищные рыбы могут быть пресноводными и морскими. А нехищные рыбы тоже бывают пресноводными и морскими. И главное, главное — что все это мои семиклассники изобразили так:

Чтото из этой книги вы сможете использовать сами для умственного развития своего ребенка. А может быть, вы присоединитесь к нашей экспериментальной группе.

—  Так что такое водное перемирие? — спрашиваю я после прочтения отрывка.

— Пап, ну это когда звери не едят друг друга, а пьют воду, потому что напиться больше хочется, чем есть, а воды мало, потому что засуха... — захлебываясь от наплыва мыслей, спешит донести до меня главную мысль Катя.

Я, однако, не успокаиваюсь на этом, спрашиваю теперь наоборот. Описываю явление и прошу Катю назвать его.

— Катя, наступила засуха, речка обмелела. В джунглях стало очень мало воды. Протрубил старый слон Гати. Звери перестали нападать друг на друга и давали возможность напиться Из реки. Как это называется?

—  Пап, ну что ты — разве не знаешь, что это водное перемирие?..

Кате три с половиной. Читаю ей мифы Древней Греции. Бой Ахилла с Гектором. Останавливаюсь на неуязвимости Ахилла. На том, что Гектор защищал родной город, а Ахилл пришел как завоеватель. А дальше — нравственнопсихологический анализ. И Катя говорит, что Гектор — герой, он защищал свой город. А Ахилл — бандит, он грабитель. Долго не может оставить эту тему:

— Гела как схватила бы этого Ахилла за пятку, и он бы не убил, Гектора. (Гела, как вы помните, — наша ротвейлериха.) Гела во; обще не пустила бы греков в Трою, она ведь и нас охраняет... Гела как разорвала бы их паруса и погрызла бы их весла... Они бы и не доплыли...

Обновлено: 2019-07-09 22:50:04