Брачно-семейная адаптация

Вся жизнь человека проходит во взаимодействии с другими людьми. Ему постоянно приходится адаптироваться к их интересам, потребностям, намерениям, желаниям.

Иными словами, речь идет о социально-психологической адаптации, которая представляет собой приспособленность человека к совместной деятельности ради достижения общих целей группы или коллектива. Социально-психологическая адаптация обязательно включает в себя способность к общению, пониманию других, к сотрудничеству и кооперации с ними.

В подсистеме социальных контактов человека раскрывается все многообразие его личностных отношений, социально-психологических оценок и устремлений, формирующих психическую адаптацию. Эта подсистема целиком основывается на приобретенных им в течение жизни знаниях, общественных интересах, социальном положении, личностных позициях.

Способность к адаптации не дана человеку от природы, так сказать, изначально. Она воспитывается постепенно, с раннего детства, сначала в семье, затем формируется по мере включения ребенка в более широкий круг общения.

Развивающиеся в течение жизни особенности личности, объем и характер приобретенных знаний, направленность интересов, своеобразие эмоционально-волевых качеств, моральные установки — все это создает ту или иную степень свободы реагирования человека в определенных условиях и основу индивидуальной адаптации к неблагоприятным психическим факторам, позволяет активно и целенаправленно их преобразовывать.

Разумеется, когда мы обращаемся к работам медицинских психологов и психиатров, то в них, как правило, речь идет о внутриличностной адаптации как определенной сбалансированности внутренней структуры личности. Отсутствие адаптации — отсутствие механизмов интеграции системы психической деятельности или отдельных ее частей. Недостаточная адаптация психической деятельности личности ведет к различным «эффектам неадекватности», способствует развитию комплексов, защитных механизмов и может привести к нервно-психическим заболеваниям.

Система психической адаптации динамична, всегда находится в развитии. Функциональные возможности ее ведущих и второстепенных подсистем и звеньев все время изменяются ввиду нестабильности определяющей их биологической и социально-психологической основы, в том числе благодаря временным или достаточно стойким изменениям темперамента, способностей человека, его личностной направленности, совокупности потребностей, моральных качеств, волевых и эмоциональных свойств. В этом смысле адаптация — многокачественное, многоуровневое психическое образование.

Внутренняя среда индивида — вся его психика. В нее входят потребности, влечения, эмоции, состояния, самочувствие, а также ценностные ориентации, понимание смысла и цели жизни, система установок как стереотипных реакций и поступков, субъективное отражение всей культуры и морали. Итак, социально-психологическая адаптация — это прежде всего соответствие поведенческих реакций личности требованиям, ожиданиям, целям, функциям группы, приспособление к различным видам межличностных отношений в том или ином коллективе.

Практика социологических исследований подтверждает обоснованность выделения большой группы конфликтов на базе разногласий по удовлетворению потребностей супругов. Нет сомнений в том, что неудовлетворенные потребности отрицательно влияют на стабильность брака.

Их необходимо специально изучать и анализировать, исходя из особенностей брачного партнера.

Психологическая биография каждого человека — это огромный склад впечатлений, воспоминаний, радости, печали, душевных сомнений. Жизненные впечатления накладываются друг на друга, многие из них не осознаются и как будто сбываются, но тем не менее они могут оказывать свое влияние на поведение человека. Можно назвать целый ряд психологически важных моментов, определяющих стабильность (>рака, но все они, вместе взятые, еще не представляют генерамлизованного качества или свойства, определяющего успешность или неуспешность супружеских взаимоотношений.

Возникает вопрос: как и каким образом объединить различные теоретические подходы социологов, медиков, психологов, касающиеся такой сложной сферы человеческих взаимоотношений, как супружеские? Можно до бесконечности открывать все новые и новые психологические явления, процессы, состояния, которые так или иначе влияют на стабильность брака. Можно выявлять сотни черт характера, которые будут разрушать или укреплять супружеские взаимоотношения. Поэтому требуется качественно новый уровень обобщений. Категория «адаптация», с нашей точки зрения, является центральной в психологии брачно-семейных отношений, так как ни одна из категорий психологии личности, социальной и общей психологии не может выполнить интегративных функций. По-видимому, это обстоятельство объясняется тем, что психология брачно-семейных отношений формируется на стыке психологии личности, психологии социальной, медицинской, общей социологии и демографии семьи. Ни одна из категорий, взятая из этих дисциплин, не может выполнить синтезирующих, объединяющих функций. Это в равной степени относится ко всем категориям, которые мы употребляли до сих пор: «личность», «межличностные отношения», «общение», сотрудничество», «кооперация», «взаимодействие», «брачные роли», «потребности», «характер», «темперамент» и др.

Эти и ряд других категорий, которые могут применяться при анализе брачно-семейных отношений, можно объединить единым предельно емким понятием — «брачно-семейная адаптация и дезадаптация». Оно выражает результативность всех процессов, происходящих в брачных и в семейных отношениях. Адаптация и дезадаптация определяют конечное результативное влияние на брачно-семейные отношения характера и темперамента супругов, их мировоззренческих взглядов и ценностных ориентации, прошлого жизненного опыта и прошлых психических травм. Более того, понятие «адаптированное и дезадаптированное поведение» широко применяется в медицинской психологии и психиатрии. Например, можно изучать поведение как здоровой, так и больной личности в браке и семье.

Категория «брачно-семейная адаптация и дезадаптация» позволяет объединить совершенно различные виды семей — проблемные, конфликтные, невротические, асоциальные — и даже разнообразные их подвиды.

Любые аспекты поведения человека можно рассматривать с точки зрения того, соответствуют или не соответствуют они общим целям и задачам брачной и семейной жизни, способствуют или не способствуют стабильности брачных отношений. Известно, что супружеские конфликты можно рассматривать как нарушение процесса семейной адаптации. Эта точка зрения дает нам возможность подойти принципиально по-новому к факту высокой разводимости среди молодых семей. Как правило, мы перечисляли десятки разнообразных причин нестабильности молодых брачных союзов. Они делали картину распада браков мозаичной. Из-за множества субъективных мотивов трудно было понять реальный процесс распада брачных союзов и выработать какую-то определенную позицию как в их объяснении, так и в разработке мер социальной профилактики. Многие мотивы казались легкомысленными, несерьезными, что порождало чрезмерный оптимизм в отношении мер их профилактики.

Основной акцент делали на наличии или потере чувства любви, и это было ошибкой. Любовные чувства рассматривались как альфа и омега брачной жизни. Руководствуясь только такой точкой зрения, многие случаи распада молодых брачных союзов нельзя было объяснить. Естественно, что это тормозило работу в области социологической и психологической интерпретации происходящих процессов.

В системе социально-психологической адаптации необходимо выделить брачно-семейную адаптацию как приспособленность человека к жизни в браке и семье.

Брачная адаптация — это постепенный процесс взаимного приспособления супругов, которое основано прежде всего на положительных привязанностях и положительных чувствах (симпатия, влюбленность, дружба, любовь). Однако чувства симпатии и влюбленности не дают еще гарантии того, что брачная адаптация в целом завершится успехом.

Напомним, что цель брака — организация совместной деятельности для наиболее полного удовлетворения материальных, духовных, сексуальных и других потребностей супругов. Требуется согласование потребностей и интересов двух партнеров, которые до этого удовлетворялись независимо и автономно. Вот здесь молодых супругов и подстерегают первые разногласия, расхождения, несходство, неодинаковость. Появляется сложнейшая сеть взаимной зависимости, начинается процесс взаимного приспособления, уступок, компромиссов, первых конфронтаций и споров. Происходит также выработка взаимосогласованной оценки той или иной жизненной ситуации, возникшей перед брачными партнерами. Мужчина и женщина, заключившие брак, оказываются на многие годы включенными в самую разнообразную совместную деятельность, успешность которой требует от них взаимопонимания, слаженности, четкой кооперации.

Степень семейного согласия во многом зависит и от того, насколько каждый из членов супружеской диады способен поставить себя на место другого и понять ту или иную ситуа-цию. Как известно, супружеским взаимоотношениям пока нигде не учатся, права и обязанности, хотя и передаются через сис-тему социальных норм, обычаев, традиций, в конкретной семье имеют неповторимые черты. Каждый из супругов вырабатывает особый, индивидуальный стиль общения с другим партнером. Таким же путем у брачной пары формируются достаточно устойчивые ориентации относительно друг друга, т. е. вырабатываются определенные типы поведения. В ре-зультате брачная адаптация супругов складывается как ин-тегральный показатель согласованности действий относитель-но всех сторон жизни данной семьи.

Суть наших взглядов состоит в том, что стабильность молодого брака определяется процессами брачной адаптации, которые особенно интенсивно происходят в первые годы совместной жизни. Брачная адаптация может быть следующих пимов:

— адаптация к брачным ролям, к новым обязанностям и правам, к совместной согласованной деятельности, к разделению труда в брачном союзе;

— адаптация к темпераменту, характеру, ко всему психическому миру партнера;

— адаптация к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни брачного партнера;

— адаптация к основным ценностям жизни, «жизненной философии», пониманию цели и смысла жизни партнера;

— адаптация физиологическая, в том числе сексуальная;

— адаптация к профессиональной деятельности партнера. Выделив данные виды брачной адаптации, мы вместе с тем не претендуем на полноту охвата всех ее аспектов. По-видимому, каждый вид такой адаптации можно разложить на составные элементы, более подробно характеризующие процесс взаимного приспособления супругов.

У молодых супругов может быть сильное чувство, хорошие материальные и жилищные условия, и все же брачная жизнь не складывается из-за того, что они не могут приспособиться друг к другу. Характерологические особенности молодых супругов (или одного из них) могут создавать постоянные сферы психических напряжений, конфликтов, ссор, обид, подозрений, взаимных обвинений и т. д. В конечном итоге брачная жизнь оказывается невозможной. Вот почему мы придаем особое значение процессу взаимной адаптации и считаем ее залогом успеха хороших взаимоотношений между супругами.

С позиций теории брачной адаптации совершенно по-другому, а главное, более глубоко могут быть интерпретированы проблемы брачной совместимости.

Оказывается, что в результате неадаптированного и трудно адаптированного поведения какая-то часть людей просто-напросто не способна к браку. Этим можно объяснить различные формы и виды асоциального и отклоняющегося поведения: алкоголизм, аморализм, скептицизм, нигилизм, хулиганство, уголовные преступления.

Диапазон адаптации людей различен. Это означает, что некоторые типы личностей будут иметь особые трудности адаптации в малых группах и коллективах. Более того, индивид, страдающий, например, соматическими и психическими заболеваниями, будет иметь свои проблемы и трудности адаптации в браке и семье. Таким образом, теория брачно-семейной адаптации применима как к людям с общепринятыми моральными нормами, так и к людям со значительными дефектами.

Брачная адаптация и дезадаптация дают нам возможность достаточно эффективно оценить стабильность или нестабильность того или иного брака, свести воедино все многообразие типов супружеских конфликтов.

Исходя из этих позиций, можно выработать новые подходи к оказанию вневрачебной психологической помощи молодым супругам, чтобы повысить их способности к адаптации.

Способность к различным видам адаптации предполагает не метафизическое, а диалектическое мышление, признаю-щее существование в одном и том же явлении положительного и отрицательного, прогрессивного и регрессивного. Эта способность повышается при подвижности нервной системы, общительности, эмоциональной зрелости, устойчивости психики. Главное звено в дезадаптации здорового человека — это потеря самоконтроля, самодисциплины, повышенный уровень эмоциональности, хроническая усталость и напряжение.

Нам удалось выявить взаимосвязь общих адаптационных способностей индивида к межличностному взаимодействию в брачной и семейной жизни.

Комбинация способностей, вернее и точнее, степень их развитости и наличия дает нам возможность выделить определенные типы личностей: 1) высокоадаптированные; 2) среднеадаптированные; 3) низкоадаптированные; 4) дезадаптированные.

Высокоадаптированные индивиды имеют высокие и очень высокие способности к общению, сотрудничеству, кооперации. О таких людях можно сказать, что они «прирожденные психологи», поскольку хорошо понимают психическое состояние других людей. У них высокая способность к самопознанию. Они весьма самокритичны, хотя это и не выливается в самобичевание, и имеют высокое чувство собственного достоинства. Они, как правило, дружелюбно и радушно относятся к другим людям, отличаются высоким уровнем нравственного развития.

К любым обязанностям относятся с достаточной ответственностью, в подавляющем большинстве имеют хорошее психическое здоровье. Психиатры всех школ и направлений, без сомнения, таких индивидов относят к «норме», хотя понятие «норма» само по себе весьма расплывчато. Высокоадаптированные индивиды составляют достаточно большую группу людей. Для нас важно то, что они являются «ядром» стабильных и удачных браков, ибо лучше других приспособлены к брачной и семейной жизни. У таких индивидов гармонично сочетаются аллоцентрический, социоцентричес-кий, альтруистический и эгоцентрический типы поведения. Поэтому имеется их адекватный выбор в соответствии с обстоятельствами.

Среднеадаптированные индивиды характеризуются неравномерным развитием общих адаптационных способностей. Например, хорошие задатки к общению и эмоциональным контактам могут сочетаться с неразвитой способностью контролировать свои чувства и эмоции.

Относить тех или иных индивидов к среднеадаптирован-ным мы можем только исходя из анализа данных психиатрии и медицинской психологии. В современной психиатрии такие личности называют акцентуированными. Советский психиатр А. Е. Личко полагает, что правильнее и точнее говорить об акцентуации характера, представляющей «крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим». Заметим, что как А. Е. Личко, так и К. Леонгард единодушны в том, что акцентуированные личности не являются патологическими. «При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным следует считать только среднего человека, а всякое отклонение от такой середины (средней нормы) должны были бы признать патологией».

По мнению А. Е. Личко, при акцентуациях некоторые психические нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в трудных ситуациях.

«Акцентуация — это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Ананкастические, паранойяльные и истерические черты могут быть присущи в какой-то мере, собственно, любому человеку, но проявления их так ничтожны, что они ускользают от наблюдения. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Естественно, что различные типы личностей будут испытать особые затруднения в межличностных отношениях, а их акцентуированные черты могут быть источником значительных трудностей для установления нормальных супружеских взаимоотношений. Насколько часто встречаются лица с теми ИЛИ иными акцентуированными чертами? К. Леонгард по этому вопросу пишет следующее:

«...население нашей страны (имеется в виду ГДР.— В. С),

во всяком случае население Берлина, это на 50% акцентуированные личности и на 50% — стандартный тип людей.

В отношении населения какого-либо государства данные могут оказаться совершенно другими».

Таким образом, можно полагать, что акцентуированные личности —довольно распространенный тип и мы их относим к среднеадаптированным личностям.

Низкоадаптированные личности — это определенная группа людей, охватывающая совершенно разные контингенты лиц, страдающих алкоголизмом, различными нервно-пси-ческими расстройствами (истерия, невроз навязчивых состояний, различные устойчивые страхи, различные виды депрессий, сильно выраженные случаи истощения нервной системы, психастении, эпилепсии и др.), наркоманов. К низко-адаптированным личностям можно отнести и лиц со слабой и средней умственной отсталостью.

Какую же часть населения составляют низкоадаптированные личности? Если взять данные Всемирной организации здравоохранения для промышленно развитых стран, касающиеся распространенности алкоголизма, наркомании, невроза, легкой и средней степени умственной отсталости, то по-пучим цифру в пределах 12-22%.

Дезадаптированные личности — это группа лиц с прогрес-сирующими формами шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, с тяжелыми мозговыми травмами, с тяжелыми формами умственной отсталости и т. д. Вследствие разных определений и различий в статистической отчетности, разных критериев, применяемых психиатрами разнообразных школ и направлений, эти показатели сильно варьируют и составляют от 1 до 5% населения для промышленно развитых стран. Как правило, эти лица находятся под опекой государства или отдельных граждан, они часто лишены юридической дееспособности. Поэтому в эту группу нельзя включать лиц с асоциальным поведением, а также с рецидивной преступностью, которых правомерно считать низкоадаптированными личностями. Итак, мы имеем четыре интегральные группы по степени и уровню адаптации к межличностному взаимодействию, сотрудничеству, общению: 1) высокоадаптированные личности (ВЛ), 2) среднеадаптированные личности (СЛ), 3) низкоадаптированные личности (НЛ) и 4) дезадаптированные личности (ДЛ). Так как брачная пара — это диада, то всевозможные случаи можно объединить в следующие комбинации типов по уровню адаптации.

1. ВЛ+ВЛ 4. ВЛ+ДЛ 7. СЛ+ДЛ

2. ВЛ+СЛ 5. СЛ+СЛ        8. НЛ+НЛ

3.  ВЛ+НЛ 6. СЛ+НЛ 9. НЛ+ДЛ

Естественно, что уровень брачной адаптации и дезадаптации будет совершенно различным в этих возможных комбинациях. В двух первых, где в супружеской паре встречаются высокоадаптированные и среднеадаптированные личности, мы будем наблюдать достаточно высокую степень успешности супружеских взаимоотношений. Различные сочетания низкоадаптированных, дезадаптированных личностей со средне-адаптированными, по-видимому, дают нам проблемные, конфликтные и невротические брачные союзы, стабильность которых весьма низка (комбинации шесть-девять). Комбинации три и пять дадут нам среднестабильные брачные союзы. По результатам социально-демографических обследований «Мос-ква-76» и «Москва-78» мы получили примерно такую картину: среди всех обследованных семей успешные брачные союзы составляли примерно 18-20%, неудачные — в пределах 16-18%, остальные 62-66% браков — среднестабильные.

Достоинством такого подхода является то, что любые типы семей (асоциальные, невротические, алкогольные и др.) органически могут быть вписаны в нашу типологию, чтобы получить, соответствующую социально-психологическую интерпретгацию.

Общие адаптационные способности могут быть эмпирически измерены и представлены в системе любых показателей. Напомним, что в мировой психологической и психиатрической практике разработаны психологические тесты достаточно высокой степени совершенства и надежности. Они проверены на громадном социологическом, социально-психологическом и клиническом материале. Их с успехом можно использовать при изучении конкретных способностей индивида к межличностной адаптации. Естественно, что для этого понадобится их определенная модификация и, кроме того, полученные результаты будут истолкованы и объяснены с точки зрения теории брачно-семейной адаптации.

Одним из лучших вариантов изучения тех или иных общих адаптационных способностей индивида является специальная система тестовых методик. Для доказательства того, что такая методика может быть разработана в общем русле теории брачно-семейной адаптации, мы предлагаем анализ теста для изучения влияния характерологических особенностей личности на межличностную адаптацию.

Используя основные качества и свойства индивида, мы разделили все черты характера на две группы: 1) свойства и качества характера человека, способствующие межличностному общению, взаимодействию и сотрудничеству; 2) качества и свойства, препятствующие или затрудняющие межличностную адаптацию.

Классификация черт характера по этим категориям представлена в таблице. Далее черты характера комбинируются в произвольном и хаотическом порядке, чтобы основной принцип их создания как можно меньше «бросался в глаза» об-

следуемым лицам. Таким образом мы получаем тест-вопрос: В какой степени Вам (Вашим близким: мужу, жене, отцу, матери, сыну, дочери и другим лицам) присущи следующие свойства характера и темперамента?» Во второй части тест-опроса дается «подсказка»: «Черты характера и темперамента  выражены: очень слабо, слабо, умеренно, сильно, очень сильно» (см. табл. 2). Оценка соответствует традиционной пятибалльной системе, значит, может приобретать то или иное количественное выражение.

Группировка черт характера и темперамента в зависимости от успешности или неуспешности процесса адаптации

 Далее мы просим брачных партнеров, а иногда и ребенка, если он старше 12 лет, заполнить данный тест сначала на самого себя, а затем по нему же охарактеризовать мужа (жену), отца (мать) и т. д.

Черты характера, способствующие или затрудняющие межличностную адаптацию

Тест содержит 30 положительных качеств темперамента и черт характера, которые оцениваются от +1 до+5. Следовательно, интегральное число баллов может быть выражено суммой от+30 до +150 от условного нуля на линейной шкале. 30 отрицательных качеств темперамента и черт характера оцениваются от—1 до—5 (наивысшая степень «отрицательности»).

 Интегральная сумма баллов может быть от —30 до 150 на линейной шкале от условного нуля.

Допустим, что наш тест заполнила жена на себя. Затем по тем же качествам характера ее оценил муж. По самооценке жены мы рассчитываем интегральную оценку по положительным и отрицательным качествам отдельно. Например, в первом случае сумма равна +105, а во втором —30. Эти данные наносим на шкалу и строим самую простую диаграмму. Аналогично, по тесту, заполненному мужем на жену, мы рассчитываем оценку тех качеств характера, которые в общем препятствуют успешной брачной адаптации, и интегральную оценку качеств, благоприятствующих ей. Предположим, мы получили значения —96 и +45. Наносим опять данные на линейную шкалу и строим диаграмму. Мы имеем совпадающую общую площадь, которую можно условно назвать сферой согласия.

Одновременно имеем два участка, которые выражают принципиальную разницу самооценки и оценки мужа. Вот здесь и начинается истолкование результатов теста. Естественно, основное значение имеет разница оценки себя самого и другими.

В нашем примере, который взят из реальной практики обследования супругов М., мы получили, что жена сильно завышает положительные качества своего характера. Она считает себя уступчивой, добродушной, открытой, терпимой и т. д. Оказалось, что это далеко от истины. Для контроля мы попросили заполнить тест, характеризующий супругу М., ее четырнадцатилетнего сына. Рассчитав, получили интегральные баллы, равные —87 и +57. Оценки мужа и сына расходятся, но незначительно. Содержательный анализ оценок свидетельствует, что отец и сын оценивают ее как властную, решительную, непримиримую женщину, хотя себя она считает достаточно мягкой, уступчивой и податливой.

Итак, мы получили ярко выраженную неадекватную самооценку, которая в значительной мере затрудняет самокоррекцию собственного поведения, мешает увидеть свои ошибки в поведении с мужем и сыном. Требования, которые к ним предъявляет мать и жена, являются чрезмерно жесткими, а порою даже суровыми. К сожалению, М. сама не может изменить тактику своего поведения, что приводит к «бунту» против нее мужа и сына, порождая, естественно, ссоры и конфликты.

Правильность наших взглядов подтверждают самооценки и оценки личности в группе, которые мы находим в литературе по психологии. Описанная нами методика характерологического теста выполнена в стиле социометрических методик, разрабатываемых в отечественной и зарубежной психологии. Главное здесь состоит в истолковании и интерпретации полученных данных с точки зрения теории социально-психологической адаптации личности к групповому взаимодействию.

Выводы о роли самооценки как определенного показателя адаптированности личности подтверждаются результатами других исследований. «Можно предположить, что индивиды с самооценкой, неадекватной оценкам, вынесенным группой, имеющие высокие индексы неудовлетворенности потребности в общении, оказываются наиболее неадаптированными внутри своих групп, еще не сумевшими достичь самоопределения в этих группах, утвердить свою индивидуальность».

Оценка и самооценка особенностей характера личности членами семьи открывает путь и к изучению конфликтности на почве тех или иных черт характера, но это уже самостоятельная тема исследований.

Таким образом, к общим адаптационным способностям индивида к межличностному взаимодействию можно отнести: 1) способность к сотрудничеству; 2) способность к общению; 3) способность к эмоциональному и рациональному пониманию других людей; 4) способность к самоконтролю и самопознанию; 5) умение выбрать адекватный тип регуляции поведения в зависимости от условий и обстоятельств. Естественной «базой» этих способностей являются врожденные и приобретенные качества, свойства и черты: а) центральной нервной системы; б) темперамента; в) характера. Все эти вместе взятые «блоки», или «подсистемы», и определяют диапазон индивидуальной адаптации или дезадаптации к брачной и семейной жизни.

Вполне естественно, что для изучения тех или иных конкретных способностей требуется создание специального теста, который при наличии 30-60 утверждений, т. е. с помощью системы эмпирических индикаторов, давал бы возможность их замерить и выразить в количественных показателях.

Следовательно, предполагаемый инструментарий является серией тестов, каждый из которых изучает ту или иную способность.

Итак, мы продемонстрировали, что в принципе вполне ре-альнo создать методику эмпирического исследования социально-психологической, и в частности брачно-семейной, адап-тации. Она могла бы найти применение в брачно-семейных консультациях, кабинетах семейной психотерапии, психонев-рологических диспансерах, неврологических отделениях больниц, в школах при обследовании семейной среды учащихся, а также при определении профессиональной пригодности лиц, работа которых связана с людьми.

Ценность подобной методики состоит в едином интегральном объединении любой достаточно большой группы показа-телей, а также в хороших прогностических возможностях. Последнее обстоятельство особенно важно для методического печения работы брачно-семейных консультаций и кабинетов семейной психотерапии. К сожалению, подобную работу, которая представляется нам необычайно важной для оказания консультативной помощи населению по вопросам семьи и брака, практически некому финансировать.

Опыт проведения конкретных социолого-демографических исследований показывает, что разработка подобной методи-ки и ее апробация на массиве в 500 семей потребовала бы минимум трехлетней работы научно-исследовательской группы, из четырех человек (один старший и два младших науч-ных сотрудника, один лаборант). Ориентировочная стоимость разработки — 22-25 тыс. руб.

Вопросы финансирования научных разработок в общественных науках пока еще не получили освещения на страницах научных журналов. А вопрос, на наш взгляд, более чем актуальный, так как сложные научно-исследовательские проекты и не могут выполняться только по личной инициативе того или иного научного работника.

Типы характеров и их проявления в супружеских взаимоотношениях

От характеров супругов часто зависят все нюансы межличностных отношений, а также эмоционально-психологический климат в семье.

Будет ли каждый конкретный брак благополучным или неблагополучным, более стабильным или менее стабильным, очень часто зависит от характеров супругов. Именно этими обстоятельствами объясняется наше внимание к изучению характера личности и его влиянию на супружеские и семейные взаимоотношения.

Своеобразие каждого человека ярче всего проявляется в характере. «Под характером в психологии понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам».

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, они взаимосвязаны и образуют целостное и своеобразное единство. Определенная организация качеств и свойств создает структуру характера.

Объектом анализа К. Леонгарда стали люди с акцентуированными чертами, т. е. с какими-то чрезмерно выраженными особенностями характера или темперамента.

В акцентуированных личностях потенциально заложены как положительные качества, так и социально отрицательные, которые могут очень сильно затруднять межличностные отношения.

«...Идеальный характер есть, конечно, утопия, фикция, реальные же, действительные характеры именно свидетельствуют об особенностях характера, о своеобразии их носителей. Ясно, что изучение характеров может быть плодотворным только в том случае, если оно выйдет из узких рамок нормальной психологии и будет руководствоваться данными, кроме того, патопсихологии»1.

Понимание «нормальной личности», «нормального характера» более чем сложно. Дело заключается в том, что одна и черта характера дает человеку возможность прекрасно адаптироваться в одних социальных обстоятельствах и моим вызывать значительные затруднения в других. Например, женщина-педагог может выработать определенный стиль об-щения со своими учениками, который оказывается весьма эффективным и плодотворным, но этот же стиль, перенесенный в ее взаимоотношения с мужем, постоянно вызывает гнев, раздражение последнего. В результате супружеские взаимо-отношения находятся под угрозой.

Л теперь перейдем к непосредственной характеристике типов личностей, характеров, предложенных К. Леонгардом.

Демонстративные личности — это тщеславные и само-любивые натуры, стремящиеся во что бы то ни стало быть в центре внимания. Они постоянно занимаются самовосхвалением, а чтобы привлечь к себе внимание, приписать себе до-стоинства, которыми они не располагают, они постоянно прибе-гают ко лжи. Ложь настолько характерна для таких людей, что в психиатрии за ними закреплен термин «патологические лгуны». Лгут они настолько искусно и внешне правдиво, что большинство людей принимают эту ложь за чистую правду.

«Они лгут с невинным выражением лица, говорят с собе-седником дружелюбно, просто и правдиво. Непринужденность их поведения объясняется тем, что отъявленная ложь для истерика в момент общения становится истиной».

Демонстративные личности отличаются способностью вытеснять из своего сознания многие неприятные для них воспоминания, события, как бы забывая о них. Они расположены к самовнушению. Говоря об истерическом типе, К. Леонгард замечает, что ему удается иногда пересилить физическую боль. Истерик может, например, воткнуть себе иголку в тело, не ощущая при этом ничего неприятного. Это значит, что его способность к вытеснению распространяется на физические проявления.

Как правило, женщины демонстративного типа на любые трудности во взаимоотношениях с людьми реагируют истерическими реакциями: плачем, причитаниями, упреками, ссорами, имитацией обморочного состояния.

Лица подобного типа очень часто жалуются на свою «горемычную судьбу» и очень подробно рассказывают о своих бедах, горестях, чтобы вызвать жалость к себе.

Демонстративные личности всегда озабочены тем, какое впечатление они производят на других людей, прибегают к различной тактике, быстро импровизируя и не очень долго обдумывая свою линию поведения. Психиатры отмечают прекрасные артистические способности демонстративных личностей. Их отличает богатейшая фантазия. Вполне естественно, что люди демонстративного типа весьма коммуникабельны, разговорчивы, могут легко приспосабливаться к другим, хорошо чувствуют психологическое состояние других людей.

Своеобразным путем такие личности могут выходить из тех или иных затруднительных ситуаций. Например, женщина может симулировать болезнь, «уходить в нее» от трудностей, которые встретились на пути. В благоприятных обстоятельствах и условиях демонстративная личность может весьма успешно приспособиться к своему окружению, к работе, к брачным и семейным обязанностям.

Педантические личности постоянно «тянут» с решением того или иного дела даже тогда, когда все предельно обдумано и взвешено до мелочей. Они не способны вытеснить из своего сознания сомнения, опасения, что значительно тормозит их действия, делает их весьма нерешительными. «Они хотят, прежде чем начать действовать, еще и еще раз убедиться, что лучшее решение найти невозможно, что более  удачных вариантов не существует».

Лица подобного типа постоянно колеблются между «за» и против», что только усиливает противоречивые чувства и эмоции. Последние в результате этого набирают необычайную силу. Педантические личности больше предрасположены к неврозу и навязчивым состояниям. При неврозах может возникать страх, который приводит к тому, что человек в пустячной ситуации видит зловещую угрозу. «Вследствие таких постоянных, разъедающих душу сомнений возникает болезненный страх, снедающий невротиков с навязчивыми идеями. При этом их же собственный разум считает страхи необоснованными, но преодолеть их они не в силах. Уже в пери-оде развития аффекта педант-ананкаст борется с навязчи-выми представлениями; но поскольку его способность к вытеснению заведомо недостаточна, то именно эта борьба усиливает навязчивые представления, ведя к тому самому «раскачиванию», которое взвинчивает страх до предела».

Если брать другие наиболее характерные проявления педантической личности, то можно с полной уверенностью ут-верждать, что это обязательный, исполнительный, точный, пунктуальный человек. Неоспоримые преимущества этой личности — в ее основательности, добросовестности, четкости и законченности в выполнении любых работ. Поэтому отнюдь не случайно педантические личности, как правило, образцо-вые, исполнительные работники. На рабочем месте у них идеальный порядок. Обычно они последними уходят с работы, еще и еще раз проверив и перепроверив, все ли в порядке.

Очень часто именно им доверяют самую ответственную paботу, где требуется точность, надежность, высокий класс исполнения. Люди такого типа могут даже добровольно работать сверхурочно, чтобы наверстать время, потерянное из-за таких-то других служебных обстоятельств.

«Бытовые обязанности, — пишет далее К. Леонгард, — также не могут выполняться спокойно и гладко. Женщины больше мужчин подвержены чрезмерной, навязчивой аккуратности. Уборка в комнате производится дотошно и основательно, да и куда чаще, чем нужно. Особая чистота должна ца-рить на кухне. Приготовление пищи отнимает у ананкастов много времени, ибо мытье продуктов, их чистка, перебирание овощей, крупы выполняются с предельной тщательностью. Для педантических личностей и трудовая деятельность, и бытовые заботы протекают настолько усложнение что радости жизни, возможность ими наслаждаться как бы проходят мимо них».

Естественно, что у педантической личности свои сложности как в личной, так и в семейной жизни. В доме может царить образцовейший порядок, но его ни в коем случае нельзя нарушить. Зубная паста, например, положенная не на то место, может служить поводом для конфликта. «Образцовый порядок» может быть настоящей мукой для других членов семьи, которые имеют другие типологические особенности. В подобных случаях брачная и семейная жизнь может быть затруднена сотнями мелочей и пустяков, с точки зрения постороннего наблюдателя.

Застревающие личности. Характерная черта этого типа — необычайная, даже порой патологическая стойкость различных эмоций, чувств, аффектов. Именно из-за этого она и получила название «застревающая». Отрицательные чувства долго сохраняются в такой личности, хотя события, вызвавшие эти эмоции, давно прошли.

Ущемление личных интересов, как правило, никогда не забывается застревающими личностями, поэтому их часто характеризуют как злопамятных или мстительных людей. Кроме того, они чувствительны, болезненно обидчивы, легко уязвимы. Часто бывают заносчивы и самонадеянны. Честолюбие — особенно характерная черта у лиц с чрезмерной стойкостью аффекта: честолюбие сопровождается самоуверенностью, а поощрений таким людям всегда бывает мало.

Подобные мысли и переживания, связанные с «обидами», «плохим отношением», «подсиживанием», «непорядочностью» и т. д., могут постепенно поглощать все мысли человека подобного типа, что в определенных обстоятельствах может привести к образованию сверхценных и бредовых идей, всякого рода фикций.

Людей данного типа может преследовать навязчивая идея, например мнимая измена жены (мужа). В этой связи ревность носит почти патологический характер. Естественно, что на этой почве в семье возникают ссоры, недоразумения. Как правило, у мужчины фактов измены жены как таковых нет, зато подозрений — хоть отбавляй: «А ты действительно задержалась на работе?»; «А что, в магазине действительно была оче-редь?»; «Ты все время была у подруги?»...

Обычно люди такого типа могут выступать в роли «борца за справедливость», «за истину», «за правду», несмотря на то чтo все факты свидетельствуют об обратном. Личности подобного типа, не обладая склонностью к са-|ушению, должны завоевать реальное признание других пищей, чтобы иметь основание гордиться собой. Таким образом их честолюбие может стать движущей силой на пути к отличным трудовым и творческим показателям. Вероятно, что в браке, где один из супругов относится к "застревающим» личностям, будут свои особые проблемы в межличностных отношениях между супругами.

Возбудимые личности. Основной чертой их характера являются чрезвычайно слабый контроль за чувствами, влечениями и побуждениями. В поведении данной личности главное не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения. То, что подсказывается разумом, не принимается во внимание. Если что им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. В результате такие личности по самому пустячному поводу вступают в ссору с начальством, с сотрудниками, грубят, подают заявления об увольнении, не тая себе отчета в возможных последствиях. Мы наблюдаем специфические затруднения, с которыми сталкивается человек подобного типа. Его неуправляемый характер проявляется и во взаимоотношениях с женой, деть-ми. Наделав массу ошибок, такой человек может глубоко и искренне сожалеть о случившемся. Такие люди отличаются повышенной конфликтностью и дома, и на работе. Они постоянно раздражительны, нервны, возбудимы. В спокойном состоянии эти люди отличаются привязанностью, оказывают другим любую помощь.

Гипертимические личности, по мнению К. Леонгарда, характеризуются жаждой деятельности, приподнятым настроением, повышенной словоохотливостью, тенденцией постоян-но отклоняться от темы разговора.

Они всегда смотрят на жизнь оптимистически, без особого труда преодолевают грусть, вообще им легко живется на свете. Благодаря усиленной жажде деятельности они достигают производственных и творческих успехов. Жажда деятельности стимулирует у них инициативу, постоянно толкает на поиск нового. Отклонение от главной мысли порождает множество неожиданных ассоциаций, идей, что также благоприятствует активному творческому мышлению. В обществе гипертими-ческие личности — хорошие собеседники, они постоянно находятся в центре внимания, всех развлекают. Для них характерна быстрая смена настроения. «Безоблачная веселость, чрезмерная живость таят в себе опасность, ибо такие люди шутя проходят мимо событий, к которым следовало бы отнестись серьезно. У них постоянно наблюдаются нарушения этических норм, поскольку они в определенные моменты как бы утрачивают и чувство долга, и способность к раскаянию. Ярко выраженный гипоманиак легкомысленно ставит на карту свой авторитет, нередко рискует потерять имущество, пускаясь в сомнительные предприятия. Чрезмерная жажда деятельности превращается в бесплодное разбрасывание, человек за многое берется и ничего не доводит до конца. Богатство идей в подобных случаях превращается в пустое прожектерство».

Таким образом, на жизненном пути у гипертимических личностей могут быть свои трудности и проблемы. В целом же они достаточно хорошо адаптируются к брачной и семейной жизни.

Дистимические личности, по описаниям К. Леонгарда, серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных. События, потрясшие их глубоко, могут довести эту серьезную пессимистическую настроенность до состояния реактивной депрессии, особенно в тех случаях, когда налицо резко выраженные субдепрессивные черты. В обществе дистимические личности почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз.

Не трудно предположить, как ведет себя подобная личность в брачной и семейной жизни. Прирожденные пессимисты, они и в семейной жизни видят гораздо больше грустных и печальных сторон, чем отрадных. Часто их безотрадность не имеет под собой никакой почвы. Им постоянно кажется, что

эти хуже других учатся, что они хуже других воспитаны.. Обычно им свойственно все свое «домашнее», «семейное» занижать. Между тем материальное положение их семьи, оказывается, вполне приличное, жилищные условия нормаль-ные, а дети проказничают не больше, чем у других. Дистимическая личность воспринимает все обстоятельства брачной и семейной жизни через призму своего сугубо пессимистического восприятия. Беда личности данного типа заключается в что они мало в чем могут найти радость и обрести душевный покой.

Аффективно-лабильный темперамент. Люди с таким темпераментом характеризуются сменой оптимистических и пес-пессиместических состояний. На передний план выступает то один, то другой из полюсов, при этом без видимых на то причин и внешних мотивов. «Любопытно, что радостные события вызывают у таких людей не только радостные эмоции, но также сопровождаются общей картиной гипертимии: жаждой деятельности, повышенной говорливостью, скачкой идей. Печальные события вызывают подавленность, а также замед-ленность реакций и мышления.

Причиной смены полюсов не всегда являются внешние раздражители, иногда бывает достаточно неуловимого пово-рота в общем настроении».

Если гипертимический темперамент унаследован от одно-го родителя, а дистимический — от другого, то в подобных случаях возникает взаимокомпенсация, для которой характер-ны ровные, нейтральные настроения.

Но многих случаях наследственные факторы не усиливают акцентуацию, а ведут к выравниванию характера. Это чаще бывает в тех случаях, когда у матери и отца акцентуации ха-рактера противоположной направленности (у одного — демонстративные, у другого — педантические черты). «Это наблюдение представляет интерес в первую очередь для тех, клонен усматривать в психопатиях нечто принципиально отрицательное. Между тем две психопатии, сложенные вместе могут дать в результате норму».

Аффективно-экзальтированный темперамент. Этот тип характера сопровождается резкими колебаниями настроения.

Люди данного типа на различные жизненные события реагируют гораздо более интенсивно и бурно, чем остальные. Они «одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. От страстного ликования до смертельной тоски... у них один шаг». Для таких людей характерны экзальтированные реакции. Экзальтация, как правило, связана с тонкими, альтруистическими побуждениями. Радость за успехи друзей, близких, родных может быть чрезвычайно сильной, а восторженность — даже чрезмерной. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения — все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души.

Люди подобного типа крайне впечатлительны, особенно по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным могут довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, разочарования, которое другим назавтра было бы позабыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощущает болезненней, чем сам пострадавший. Даже небольшие разлады в семье воспринимаются им необычайно впечатлительно, а о больших конфликтах и говорить нечего. В семейной жизни такие люди могут быть удивительно непрактичными.

Тревожные (боязливые) личности. В детском возрасте у них чувство страха достигает крайней степени. Они боятся засыпать в темноте, боятся других детей, неосвещенных коридоров, собак, трепещут перед грозой. Для них характерна робость, покорность, уступчивость, забитость и неуверенность в себе. В жизненных ситуациях они крайне нерешительны и робки, как бы живут в вечном страхе, тревоге перед возможными бедами, опасностями, неприятностями. Естественно, эти качества усложняют им жизнь. В семейной жизни они покорны, уступчивы, покладисты, безропотны. Время отдыха и досуга проводят в основном дома, где чувствуют себя наиболее защищенными. Такие люди везде и всегда «мишени», ибо они, как правило, не могут хоть сколько-нибудь постоять за себя.

Эмотивные личности. Эмотивность, отмечает К. Леонгард, связана с глубокими реакциями в области тонких эмоций: с гуманностью и отзывчивостью. Это как бы роднит их с афиш к (-экзальтированными личностями. Однако они не впадают в крайности в эмоциональном отношении. Если аффективно-экзальтированную личность можно охарактеризовать словами «бурный», «порывистый», «возбужденный», то эмотивную —«чувствительный», «впечатлительный». Люди данного типа задушевны и мягкосердечны, очень слезливы, их растрогать, так как они необычайно жалостливы. Даже ко не трагедийные фильмы они часто смотрят со слезами на глазах. Особая чувствительность натуры ведет к тому, что душевные потрясения оказывают на таких людей глубоко болезненное воздействие и вызывают реактивную депрессию.

У эмотивных личностей тяжесть депрессии всегда соответствует тяжести переживания. У них отсутствует предрасположенность к депрессивным реакциям. Они легко поддаются радости, причем она также захватывает их глубже, чем других людей.

Отметим, что эмотивные личности очень тяжело переживают супружеские конфликты.

Вполне естественно, что особый интерес представляет определенное сочетание типов характера и темперамента.

Поскольку, например, гипертимические личности прямолинейны, а хитрость, притворство, неискренность не вяжется с их жизненной установкой, то вряд ли возможно сочетание этого типа с демонстративным (истерическим). Особый интерес представляет сочетание демонстративных и аффективно-лабильных черт, так как те и другие имеют склонность к поэтической, художественной деятельности.

«Педантичность и тревожный темперамент относятся к разным психическим плоскостям. Однако если оба вида акцентуации наблюдаются у одного человека, возможен суммирующий эффект». Одним из таких эффектов является за-

икание, которое может проявляться уже с детства.

«Особым качеством обладает комбинация застревания и тревожности. Тревожность связана с принижением человеческого достоинства. Такие лица слабы, беспомощны. Застревающие личности не могут этого вынести, они всячески стараются выделиться, задеть их самолюбие очень легко. Так возникает сверхкомпенсация. Эта компенсаторная реакция наблюдается и при эмотивном темпераменте, но все же чаще всего она сопровождает именно тревожность. Поскольку всякий старается скрыть свои слабости, поведение таких людей характеризуется утрированностью и некоторой настойчивостью».

В книге «Акцентуированные личности» К. Леонгард указывает и на другие возможные сочетания акцентуированных черт характера и темперамента. У человека может быть две или даже три акцентуации, а это порождает большое разнообразие вариантов человеческой личности, что мы и наблюдаем в реальной жизни.

Создание типов, основанных на каких-то общих врожденных свойствах и качествах человека,— сложная и трудная задача современной науки. Однако такие попытки имеют большое теоретическое и практическое значение. Без подобного сведения индивидуальных случаев в определенные типы невозможна ни теоретическая, ни практическая работа. Типологические исследования, которые провел К. Леонгард, оказались крайне интересными и практически приложимыми.

Каждый человек должен прежде всего знать свои специфические особенности, свои сильные и слабые места, чтобы эффективно использовать их в установлении благоприятных контактов с другими людьми. Одному человеку требуется повышенный контроль за своими чувствами и эмоциями, другому —больше внимания и теплоты к своим близким, третьему необходимо развивать навыки общения, четвертому — более критически относиться к самому себе.

Итак, у каждого индивида имеются свои особенности, которые так или иначе будут проявляться как в супружеских взаимоотношениях, так и в отношениях с детьми. Знание характера человека, его темперамента — это прогнозирование и предвидение реальных трудностей и проблем, что повышает возможности брачной адаптации.

Если один из брачных партнеров понимает и знает характер другого, то это помогает ему правильно реагировать на те или иные поступки.

В супружестве возможны разнообразные сочетания типов, что и создает уникальный психологический климат любой семьи. Разумеется, для каждого из описанных типов характерны свои особые конфликтные ситуации. Однако если супруги проявляют достаточно благоразумия, терпимы и уступчивы, то акцентированные черты характера не представляют угрозы для стабильности брака.

Есть и другой аспект проблемы: в брачно-семейных консультациях, куда обращаются супруги, работающему с ними паписту требуется поставить «диагноз» каждому из них, т.е. определить их характерологические особенности. Без этого вряд ли возможно успешной эффективно оказать помощь супругам.

Итак, знание типов характеров и темпераментов помогает лучше понимать как самих себя, так и других людей. Эти знания дают нам возможность более эффективно и плодотворно строить наши супружеские взаимоотношения.

Обновлено: 2019-07-09 22:54:11