Реанимация и первая помощь при несчастных случаях детей

Сьюзен, рано поседевшая мать полуторагодовалого ребенка, с которым все время что-нибудь случается, однажды спросила: «Где я могу найти врача с постоянным проживанием? Доживу ли я до того времени, когда ребенок немного повзрослеет?» Когда происходит несчастный случай, а он может произойти даже в самом безопасном доме и с самыми умненькими детьми, вы, мама и папа, являетесь для ребенка первой службой спасения. Вот курс по спасению жизни ребенка.

Если вы подготовите свой дом, свои навыки и свою психику на случай экстренной ситуации — а она, скорее всего, возникнет, — при спасении ребенка вы окажетесь на шаг впереди.

Предотвратите. Сделайте свой дом безопасным, насколько это возможно, следуя рекомендациям, как

сделать дом менее травматичным для ребенка, в Статье 25.

Подготовьтесь. Пройдите курс кардиопульмональной реанимации грудных детей и курс оказания первой помощи при несчастных случаях, и каждые два года проходите курс повторно. Они организуются вашим местным отделением Красного Креста или больницей. Если таких курсов нет, соберите группу родителей и наймите дипломированного инструктора из вашей местной службы «Скорой помощи». Точно так же, как в школе будущих родителей вас готовят к рождению вашего ребенка, на курсах кардиопульмональной реанимации вас подготовят к жизни вашего ребенка. Дети в старших классах и колледжах также должны пройти курс КПР, особенно если они часто сидят с младшими братьями и сестрами. В крайнем случае, хотя бы посмотрите всей семьей видеокассету по реанимационным мероприятиям. Обсуждайте то, что вы узнали на курсах

или при просмотре кассеты, и практикуйтесь. Требуйте, чтобы няня, которая сидит с вашим ребенком, прошла курс кардиопульмональной реанимации, а если ваш ребенок ходит в садик, проверьте, прошли ли воспитатели этот курс.

Практикуйтесь. Время от времени прокручивайте в уме, что бы вы стали делать, если бы... Или практикуйтесь реально. Повторяйте то, что вам показали на курсах. Практикуйтесь на куклах или подушках, а не на детях. Разработайте план действий и храните эту стратегию в своей памяти, как учебную карточку, которая моментально выскакивает, как по рефлексу, в ситуациях, когда действовать нужно быстро.

В этой статье мы опишем техники, которые вам нужно знать, чтобы умело и быстро спасать жизнь в многочисленных критических ситуациях.

Особое примечание: Нижеследующие инструкции не заменят курс оказания первой помощи или курс кардиопульмональной реанимации.

Если ребенок давится, это означает, что он пытается устранить из частично перекрытых дыхательных путей инородное тело; если он задыхается, это значит, что он отчаянно пытается втянуть воздух, поскольку дыхательные пути перекрыты. Это одна из самых частых причин детской смерти.

Чего делать нельзя

Если ребенок может кашлять, плакать или говорить и явно дышит, дыхательные пути не перекрыты. Чтобы производить звуки, требуется движение воздуха. Обычно рвотного и кашлевого рефлекса ребенка достаточно для того, чтобы вывести инородное тело наружу. В этом случае ваше вмешательство излишне и потенциально опасно. Вместо этого просто будьте рядом, обеспечивая ребенку эмоциональную поддержку, и спокойно приговаривайте: «Все в порядке», чтобы ребенок не паниковал. Помните, вы для ребенка зеркало, которое показывает, когда впадать в панику. Если паникуете вы, паникует и ребенок. Если вы не можете отчетливо увидеть инородный предмет, не лезьте пальцем вслепую, чтобы найти его ощупью: тем самым вы можете затолкнуть предмет еще дальше в глотку.

Когда нужно вмешаться

Если у ребенка имеются следующие признаки, его дыхательные пути перекрыты:

• ребенок хватает ртом воздух или синеет;

• теряет сознание (и вы подозреваете, что он поперхнулся);

•  выражение его лица явно указывает на то, что он подавился: широко открытые глаза, открытый рот, течет слюна, испуганное выражение;

•  ребенок постарше, указывает на то, что он подавился, универсальным знаком: хватается за горло.

Если ваш ребенок поперхнулся: две техники

Если у вашего ребенка имеется любой из вышеперечисленных признаков, есть два подхода, к которым вы можете прибегнуть: прием Хеймлиха (также известный как толчки в живот) и удары по спине в сочетании с толчками в грудь. Прием Хеймлиха не рекомендуется для детей до года, поскольку потенциально может вызвать повреждение жизненно-важных органов брюшной полости. Велись ожесточенные споры по вопросу, что лучше для детей от года до двух, метод ударов по спине и толчков в грудь или прием Хеймлиха, однако общее мнение сводится к тому, что для более старших детей и взрослых прием Хеймлиха (толчки в живот) превосходит вторую технику. Родители обычно чувствуют себя

более уверенно, и потому допускают меньше ошибок, выполняя удары по спине; но в 1988 году комиссия по безопасности Американской педиатрической академии рекомендовала прием Хеймлиха в младенческом варианте для детей от года. Может оказаться необходимым использовать как удары по спине в сочетании с толчками в грудь, так и толчки в живот.

Особое примечание: Какой бы метод вы ни выбрали, действуйте как можно энергичнее. Не сдавайтесь. Инородное тело может раствориться или стать меньше, или дыхательные пути могут расслабиться, и посторонний предмет выйдет легче. Если ваш ребенок начал давиться в общественном месте, громко зовите на помощь, особенно если вы не знакомы с массажем сердца и искусственным дыханием. Рядом может оказаться ангел-хранитель в лице выходного пожарного или парамедика (или кто-то еще, кто знает, как делается массаж сердца и искусственная вентиляция легких), который поможет вам, пока медицинские работники в пути. Действуйте быстро, но все ваши действия должны быть обдуманными.

УДАРЫ ПО СПИНЕ В СОЧЕТАНИИ С ТОЛЧКАМИ В ГРУДЬ

Пункт первый: четыре удара по спине. Положите ребенка с широко расставленными ногами себе на руку (на предплечье), так чтобы голова оказалась чуть ниже туловища. Поддерживайте подбородок ребенка ладонью руки, на которой он лежит. Нанесите четыре быстрых, сильных

удара между лопаток ребенка основанием ладони. Одновременно зовите на помощь: «Мой ребенок подавился — вызывайте службу спасения!» Если вы одни, выполните пункты с первого по четвертый, и только затем бегите с ребенком к телефону (см. пункт пятый).

Пункт второй: толчки в грудь. Если посторонний предмет не вылетел из дыхательных путей ребенка (о выходе его свидетельствует кашель или крик, или вы можете увидеть, как изо рта ребенка что-то выпало) и он все еще не дышит, переверните его и положите к себе на колено. Сделайте четыре быстрых сильных толчка в грудь, нажимая на грудину ребенка. Чтобы найти точное место, куда следует нажимать, мысленно проведите линию между сосками. Нужное вам место находится на ширину одного пальца ниже той точки, в которой эта линия пересекает грудину. Быстро надавливайте на грудину двумя или тремя пальцами, опуская ее на глубину 1,5—2,5 см и давая грудине вернуться в нормальное положение между толчками, не отнимая своих пальцев.

Пункт третий: опускание языка и нижней челюсти. Если ребенок все еще не дышит, посмотрите, нет ли видимого препятствия в дыхательных путях. Опустите ребенку большим пальцем язык и, держа язык и нижнюю челюсть зажатыми между большим пальцем и остальными пальцами одной руки, поднимите




верхнюю челюсть, тем самым широко раскрыв ребенку рот, чтобы проверить заднюю часть глотки. Так вы уберете с дороги язык, и посторонний предмет может открыться. Если вы увидели инородный предмет, извлеките его, обхватив пальцем, но ни в коем случае не тыкайте наугад, так как можете загнать предмет еще глубже.

Пункт четвертый: дыхание рот в рот. Если ребенок все еще не дышит, сделайте два выдоха рот в рот или рот в рот и нос. Если при каждом вашем вдувании грудь ребенка приподнимается, вы можете быть уверены, что в дыхательных путях чисто. Продолжайте искусственную

вентиляцию легких, пока ребенок не начнет дышать самостоятельно.

Пункт пятый: повторите с начала.

Повторите пункты с первого по четвертый, пока вызываете «Скорую помощь» или ждете специально обученных работников службы спасения. Имея практику, всю последовательность этих действий можно выполнять менее чем за минуту. Попрактикуйтесь на кукле, и вы заметите, как ловко вы будете чередовать удары по спине с толчками в грудь, удерживая ребенка зажатым между двумя своими ладонями и перекидывая его из одного положение в другое.

Толчки в живот (прием Хеймлиха)

Прием Хеймлиха не рекомендован для детей до года.

Если ребенок находится без сознания. Положите ребенка на спину на твердую поверхность (на пол или на стол). Опуститесь на колени рядом с ребенком или встаньте рядом с ним сбоку или в ногах. (Вставать между ног ребенка не рекомендуется при оказании помощи очень маленьким детям, поскольку в этом случае при нажатиях прикладывается слишком много силы.) Положите основание одной ладони на срединную линию между пупком и грудной клеткой (будучи очень осторожными, чтобы не задеть конец грудины,


Толчки в живот, если ребенок без сознания.

который может проколоть нижележащие органы), а вторую ладонь поверх первой. Быстро надавите на живот шесть-десять раз в направлении внутрь и вверх. Чем меньше ребенок, тем мягче должны быть толчки. Если после толчков в живот ребенок не откашляет инородное тело, откройте дыхательные пути, опустив язык и нижнюю челюсть (запрокинув голову), и, если сможете увидеть посторонний предмет, достаньте его пальцем (опять же, не ищите его вслепую). Если ваши действия не имеют успеха, и ребенок по-прежнему не дышит, сделайте искусственное дыхание рот в рот и повторите толчки в живот.

Если ребенок в сознании. Встаньте позади задыхающегося ребенка и обнимите его руками за талию. Сожмите одну кисть в кулак и приложите кулак большим пальцем к животу ребенка посередине, чуть выше пупка, но на безопасном расстоя-

Обновлено: 2019-07-09 23:11:03