OT пятнадцати до восемнадцати есяцев: большие слова

На этом этапе развития дети делают все то же, что и на прошлом, но лучше.

Двигаются быстрее

Ребенок продолжает экспериментировать со своими недавно обретенными навыками ходьбы. Он

делает повороты и кружится, ходит спиной назад и поднимается по лестнице (все еще держась за перила или за кого-нибудь). Как и в случаях с большинством умений, желания ребенка превосходят его умения; его мозг двигается быстрее, чем его ноги. Падения и неудачи напоминают юному страннику, что он все еще малыш.

Первая пробежка. Когда ребенок впервые бежит, как и когда совершает первые шаги, он делает это на прямых негнущихся ногах и в конце концов зачастую падает. Когда ребенок впервые продемонстрирует желание перейти от ходьбы к бегу, отведите его на просторный, длинный, мягкий участок и отпустите на свободу. Как только ребенок научится лучше сгибать колени и выше поднимать ступни ног, он станет ходить и бегать быстрее и будет меньше запинаться.

Остановлюсь и наклонюсь. Малыш может быстро бежать по дому и вдруг заметить на полу любопытную игрушку. Он наклоняется, поднимает ее и продолжает свой путь. Добавление умения наклоняться и поднимать предметы делает обходы дома со сбором сокровищ очень приятными для юного искателя приключений.

Осторожно: Каждое новое умение имеет свои положительные и отрицательные аспекты. Теперь, когда ребенок может наклоняться и подбирать с


Ребенку не справиться со своим импульсивным

желанием лазать, поэтому обязательно

обеспечьте ему для этого безопасную

территорию.

земли предметы, не отходите от него ни на шаг во время прогулок по замусоренным улицам. Любопытный дворник может приняться собирать с земли мелкие предметы, такие как окурки.

Альпинизм. Больше нет ни одного стула, ни одного стола и ни одного дивана, которые были бы недоступны юному альпинисту. Уважайте его желание лазать, обеспечив ему для этого безопасное место.

•  Задвигайте стулья под стол, чтобы отвадить любителя изучать все, что стоит на столе.

• Держите мебель, на которую можно залезть, подальше от опасных предметов. Если недалеко от плиты стоит стул, недалеко и до беды. Ребенок может придвинуть к плите скамеечку для ног или маленький детский стульчик.

•  Будьте особенно бдительны, если ваш ребенок залезает на стул,

встает на нем и облокачивается на спинку стула, чтобы посмотреть, что за ней. Не за горами визит в приемный покой к врачу.

• Создайте безопасный участок для лазанья. Чтобы удовлетворить начинающего альпиниста, мы держим посреди комнаты матрас и горы поролоновых подушек. Спортивный городок во дворе также не безынтересен для юного скалолаза, а из гор старых шин получается замечательная дорожка для бега с препятствиями. Еще одно любимое развлечение — невысокая складная лестница с горкой, которая удовлетворяет два основных желания ребенка этого возраста: желание лазать и желание кататься.

Доставайте стул. К этому возрасту большинство детей может самостоятельно есть. Дайте малышу маленький детский стульчик и смотрите, как он будет влезать на него. Поначалу он может залезать на него коленями, но вскоре он поймет, что это и неудобно, и небезопасно, потому что стул падает. Тогда он начинает держать его обеими руками, садясь на него задом. Одному из своих детей мы дали маленький, легкий матерчатый складной стульчик, который он тащил вслед за собой несколько метров, после того как ему удалось сесть на него. Возможно, после того как ему удалось сесть на стул, он не хотел вылезать из него и потом начинать все сначала.

Помните, что гораздо безопаснее и забавнее опустить взрослый мир


Малогабаритные стульчики и столики — настоящее удовольствие для малыша.

до уровня ребенка. Низкий столик со стульчиком, из которого ребенку нелегко выбраться, плюс удерживающие внимание игрушки, такие как конструктор из сцепляющихся между собой кубиков, могут заставить неугомонного малыша немного посидеть спокойно.

Первое личное транспортное средство. Дети этого возраста редко сидят спокойно, но они сидят и ездят. Выберите для катания игрушку на четырех колесах с широким основанием, с которой ребенку легко управляться. Прежде чем купить ее, возьмите ребенка с собой в магазин игрушек, чтобы опробовать каталку. Если ребенок еще только учится вождению, его первые поездки должны проходить на ковре, чтобы падать было мягче.

Подвижные игры

Малыши и родители любят играть в подвижные игры. Вот самые популярные:

Дай пять. Эта самая лучшая из разновидностей «ладушек» имеет много вариантов: одной рукой, двумя руками, дай пять высоко, дай пять низко и дай пять слишком медленно, когда малыш никак не может хлопнуть по вашей движущейся руке. Это хорошая игра для того, чтобы неожиданно огорошить малыша и включить в общение или чтобы отвлечь от проказ.

Езда верхом. Малыши обожают кататься у папы на плечах, но не забывайте нагибаться, проходя через дверные проемы или под люстрами, и никогда не проносите ребенка под потолочными вентиляторами.

Тик-так. Возьмите ребенка за обе ступни и раскачивайте вперед-назад, как маятник.

Другие любимые забавы. Залезь на папу, перелезь через папу, катание на лошадке, прятки и копирование выходок взрослых — вот другие игры, доставляющие малышам большую радость.

Первая подача. Так же, как с кубиками, чем больше становится ребенок, тем больше становятся мячи. Посмотрите, как ваш малыш бросает мяч, встав на одно колено и упершись одной стопой в пол; он делает бросок от плеча, а это большой прогресс по сравнению с предыдущим этапом, когда бросок осуществлялся одним только предплечьем.

Броски руками и ногами. Осторожно, детвора, играющая в баскетбол и футбол! Теперь малыш может заниматься обоими этими видами спорта. Он может бросать мяч из положения руки у груди или через голову с большей силой. Подумайте об обучающей ценности простого мяча. Когда юный подающий учится совершать бросок наиболее эффективно, ему требуется сообразить, когда отпустить мяч, в каком направлении его послать, с какой силой и какие части тела задействовать при этом.

Пинать мяч по двору — любимая игра. Первые удары по мячу ногой чаще оказываются промахами. Поначалу малыш может приближаться к мячу очень робко, едва прикасаясь к нему ногой. Иногда удар ногой может закончиться падением и озадаченным выражением на лице малыша, словно кто-то увел мяч из-под ног нападающего.

Вытаскивайте большие инструменты. Малыши обожают такие виды деятельности и такие игровые принадлежности, которые позволяют им имитировать в миниатюре жизнь взрослых. У детей в возрасте от года до двух имеются навыки, необходимые для того, чтобы толкать, тянуть, бить и лить. Мэтью в этом возрасте проводил часы, толкая впереди себя свою игрушечную газонокосилку, как подстригающий траву папа. Забавны для этого возраста игрушки, которые нужно тянуть или

толкать, такие как детские коляски. Игрушки, в которые нужно забивать игрушечными молотками игрушечные гвозди, идеальны для начинающего плотника. Из маленькой лейки малыш может поливать цветы.

Виды деятельности

и трудные задачи доя

развития моторики рук

По мере того как развивается моторика рук ребенка, игрушки становятся более сложными. Помимо того, что теперь малыш строит из большего количества более крупных кубиков более высокие башни (обычно четыре кубика — это предел для юного строителя), он проявляет интерес к сцепляющимся кубикам и конструкторам.

Сортировка по размеру. Цилиндры и кольца разного размера теперь становятся любимым игрушками благодаря появлению у ребенка такого интеллектуального навыка, как составление в уме последовательности, прежде чем прикоснуться к предметам руками. Посмотрите на сосредоточенное и внимательное выражение лица своего ребенка, когда он надевает кольца разного размера на стержень. Поначалу он может импульсивно набрасывать кольца на стержень, не обращая никакого внимания на размер. Однако по мере созревания интеллектуальных навыков и моторики руки он начинает располагать самое большое кольцо снизу.


Развитие моторики руки ведет

к более сложным игрушкам, которые также

стимулируют интеллектуальное

развитие ребенка.

Игрушки для рук. Сочетание более острого ума и более ловких рук помогает малышу правильно использовать предметы, держа их в руках. Раньше вещи, которые он держал в руках, предназначались для того, чтобы стучать ими. Теперь же он может, к примеру, использовать пластмассовую вилку и ложку, чтобы самостоятельно есть.

Однако ребенок хочет не только свои игрушки, но и «игрушки» взрослых. Очень притягательной ему кажется бритва, особенно когда малыш видит, какую восхитительную грязь папа разводит с ее помощью. Ящики для малыша все равно что красная тряпка для быка, особенно те ящики, в которых вы держите свои собственные «игрушки». Чтобы ребенок не лез в ваши ящики, выделите ему его собственный и

обеспечивайте круговорот игрушек в этом ящике, чтоб поддерживать интерес ребенка.

Первые уроки изобразительного искусства. Карандашные наброски на ваших стенах — явные признаки того, что на свободе бродит малыш с художественными склонностями. Для первого урока рисования дайте своему ребенку легко удерживаемый в руке нетоксичный карандаш и большой лист белой бумаги. Или держите лист, или приклейте его к столу. Если ваш юный художник будет пытаться одной рукой держать бумагу, а другой творить свой первый шедевр, это будет для него слишком сложно и обескуражит его. Первые картины представляют собой хаотичные линии, так называемые каракули. Малыш держит карандаш в кулаке и проводит линии взад-вперед, иногда вычерчивая дугу, а для того чтобы подписать свое творение, втыкает кончик карандаша в бумагу.

Дайте ребенку просто покалякать карандашом по бумаге, прежде чем передавать ему свои художественные навыки. Когда ребенок научится контролировать свою нетвердую руку и начнет думать перед тем, как изобразить очередную закаляку (вы определите это по задумчивому выражению его лица), пришло время для следующего урока рисования. Пусть малыш копирует ваши наброски. Сначала проведите простую вертикальную линию и покажите малышу, направляя его руку, как

провести рядом такую же. Затем проведите горизонтальную линию и покажите, как повторить ее. Затем нарисуйте V, затем полукруг и постепенно перейдите к полному кругу, который ребенок, возможно, будет не в состоянии нарисовать сам, пока ему не исполнится два года, после чего действительно начинается настоящее рисование.

Речевое развитие

Речевое развитие на этом этапе можно в целом охарактеризовать самым любимым словом ребенка — много.

Много слов. Речь ребенка расцветает буйным цветом: если в пятнадцать месяцев у него было всего около десяти слов, то в восемнадцать месяцев у него их уже целых пятьдесят, хотя многие звуки разобрать по-прежнему могут лишь родители. Любопытное упражнение для того, чтобы зафиксировать речевое развитие своего ребенка, — вести таблицу «Слово дня». Записывайте новое слово, которое сегодня сказал ребенок.

Много внятных слов. Зачатки слов превращаются в целые слова, поскольку ребенок начинает договаривать их до конца. «До» наконец-то превращается в «дом».

Много слогов. Речь ребенка удлиняется. Если раньше он произносил короткие слова, состоящие из одного

слога, то теперь ставит вместе короткие слова: «готово», «пока-пока», «нет-нет». Теперь малыш может отваживаться и на многосложные слова, и от того, что выходит из его рта, смехометры окружающих просто зашкаливает. Наша семья особенно потешалась над «Бен-бен-бен» вместо Бенджамен.

Много понимает. Дети этого возраста больше втягиваются в разговоры, происходящие вокруг них. Однажды Марта сказала Эрин, старшей сестре Мэтью, что нужно сходить наверх и принести грязное белье, потому что сегодня день большой стирки. Я заметил, что пятнадцатимесячный Мэтью стремился очень целенаправленно наверх, за корзиной с бельем. Он достал из корзины несколько вещей и зашагал назад, к Марте. Он уловил суть разговора, хотя напрямую он к нему не относился.

Первые предложения

Первые фразы и предложения ребенка напоминают скупую телеграмму или сегодняшние газетные заголовки — только существительные или только существительные и глаголы действия, такие как «Пока, бибика». «Пока» ассоциируется у ребенка с выходом из дома (потому что вы говорите так, когда уходите), а «бибика» — с движущимся предметом, который переносит его из одного мира в другой. Ребенок может даже начинать состоящие из двух слов предложения с «я», например «я иду». Таким построением его разговорные навыки дают ему возможность выражать желание от первого лица, и в его руках оказывается инструмент, при помощи которого он может использовать окружающих взрослых как источники помощи для удовлетворения своих желаний. Однажды я играл с Мэтью, целуя его ноги и пальчики на ногах. Когда я остановился, он посмотрел на меня и сказал: «Еще... целуй... пальчики». Малыш выдает скелет полного предложения и предоставляет собеседнику вставлять пропущенные слова.

Реакция на слова без жестов

Дети этого возраста не только говорят сигнальными словами, они и думают так. Когда я говорил «пойдем», восемнадцатимесячный Мэтью хватал свой свитер и бежал к двери. Для ребенка от пятнадцати до восемнадцати месяцев язык — это сочетание жестов и звуков. На предшествующем этапе развития большинство детей не выполняет просьбу, если она не выражена и звуками, и жестами (то есть вы говорите: «Отдай папе» — и указываете рукой). К восемнадцати месяцам дети могут понимать большую часть вербальных сигналов без сопровождающих жестов.

Разговорные навыки

Теперь ребенок лучше справляется с приклеиванием слов-ярлычков к любимым каждодневным видам деятельности, особенно во время

кормления, и продолжает подавать сигналы о кормлении как вербаль-но, так и языком тела. Малыш может тянуть вас за блузку, чтобы вы дали ему грудь, требуя «ням-ням», или как он это называет. Дети часто произносят приветствия, например говорят «аё» (алло), когда берут трубку звонящего телефона. Многие слова из тех, что вы повторяли сотни раз на предыдущем этапе, теперь возвращаются к вам во время общения в каждодневных ситуациях, таких как переодевание. Однажды, когда я раздевал Мэтью перед сном, он потянул себя за футболку и сказал: «Вверх». Он запомнил ассоциацию между этим словом и этим действием (мы обычно говорили ему перед тем, как снять футболку: «Руки вверх») и мог вызывать ее из памяти.

Новые понятия

Слова облегчают приучение к осторожности и гигиеническим процедурам. Многие дети к этому возрасту понимают значение слова «горячо». Когда вы ставите перед ребенком тарелку и говорите: «Горячо», ребенок может старательно держаться от тарелки подальше и смотреть на тарелку взглядом, полным уважения, шепча при этом что-то напоминающее «горячо», так же, как вы, растягивая слово для привлечения внимания к опасности. Когда вы говорите: «Давай поменяем памперс», ребенок может показать, что он понял вас, опустив взгляд вниз, на свой памперс, потянув за него и подойдя к вам или убежав от вас.

Кроме того, ребенок этого возраста, как правило, может указывать на своих старших братьев и сестер и называть их. Старшие дети естественным образом способствуют речевому развитию ребенка, постоянно прося его: «Скажи еще раз».

Главное интеллектуальное и вербальное достижение — понятие «другого», начиная с частей тела. Ребенок может указать на ухо, когда вы спрашиваете: «Где у нас ушко?» — и затем указать на ухо с другой стороны, когда вы добавляете: «А где у нас другое ушко?»

Первые песни

Пение привносит в бьющую фонтаном речь ребенка восхитительную музыкальную нотку. Малыш может начать мурлыкать что-то себе под нос, пребывая в своем счастливом маленьком мире звука и игры. Ловите эти веселые звуки на магнитофонную ленту, пока можете. Это те звуки, из которых хотелось бы, чтобы ребенок никогда не вырос.

Жестикуляция

Соединение слов с действиями — языковой навык, расцветающий на середине второго года: «лучки» сопровождается поднятием рук ребенка, которое представляет собой жест «Возьми меня на ручки»; «шшш» в сопровождении приложенного к губам указательного пальца призывает к тишине; «не-не-не!», от которого никуда не денешься, сопровождается твердым и часто комичным мотанием головой, или, если негативное отношение ребенка очень крепко, нахмуренными бровями и выпяченными губами, и малыш с таким суровым выражением лица трясет пальцем у вас перед носом, повторяя: «Нет, нет, нет!» Возможно, он копирует те нагоняи, которые получил сам. В этом возрасте малыши также любят жестовые игры, такие как «такой большой». Даже когда ребенок не может подобрать нужные слова, его жесты на этом этапе гораздо понятнее. Например, один раз, когда мы все сидели за столом, перед Мэтью поставили тарелку, на которой рядом с основным блюдом лежало немного клюквенного соуса. Он совершал руками жесты и произносил какие-то звуки, которые дали нам понять: «Мне нужна ложка». Хотя он не произнес ни слова, что он имел в виду, было совершенно очевидно. Если у вас имеются какие-то сомнения относительно того, что ребенку нравится делать и что нет, присматривайтесь и прислушивайтесь к его языку тела. Однажды я хлопал Мэтью по попке, и, когда я остановился, он протянул свою руку назад и похлопал себя несколько раз сам, давая мне понять, что он хочет, чтобы я продолжал хлопать его.

Изменения в родительской речи

Когда ребенок начинает говорить больше как взрослый, вы можете поймать себя на том, что меньше говорите как маленький ребенок. Вы можете теперь вернуться к своему нормальному тону, поскольку ребенок понимает, что вы говорите ему, без утрированных интонаций и перехода на высокий, писклявый голос.

Обновлено: 2019-07-09 23:12:27