Два жадных медвежонка

 

По мотивам венгерской сказки в обработке А. Краснова и В. Важдаева

ТЕАТР ТЕНЕЙ

Цель. Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить замечать и понимать различные средства выразительности — эпитеты, сравнения и т. д.; узнавать в силуэтах и тенях характерные образы персонажей; оценивать героев — хитрый, жадный, глупый, доверчивый; сопереживать персонажам, подсказывать им, как вести себя в затруднительных случаях.

Персонажи. Ведущий, медведица, два медвежонка, лиса.

Материал. Экран и освещение, силуэты персонажей и декорации для театра: высокие ели, медведица, медвежата — маленькие, чуть подросшие (в двух вариантах — порознь и дерущиеся из-за головки сыра), лиса с большим и маленьким кусочками сыра в обеих руках, лиса с крохотными кусочками сыра (их можно вырезать из бумаги, нужно сделать несколько плоских кусков разной величины).

Для музыкального оформления нужны следующие записи: «Венгерская народная мелодия», обработка Л. Вишкарева; «В лесу», «Медведь» Е. Тиличеевой; «Зайчики и лисичка» (партия лисы) Г. Финаровского.

Ход игры. В первый раз с помощью загадок и стихов заинтересуйте детей предстоящим спектаклем и заодно напомните типичные черты знакомых образов: лисицы, медведицы, медвежат.

Где живет он? В самой чаще, Самой-самой настоящей. Там гуляет, там и спит, Там детей своих растит. (Медведь)

Посмотрите-ка какая, вся горит, как золотая.

Ходит в шубе дорогой, хвост пушистый и большой.

На увертки мастерица. Как зовут ее?..

(Лисица)

Скажите ребятам, что сейчас они посмотрят сказку о простодушных медведях и хитрой лисе. Это венгерская народная сказка, которая называется «Два жадных медвежонка».

Вначале все роли берите на себя. При чтении текста выделяйте эпитеты, образные выражения, сопровождая его показом театра теней.

Ведущий. По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом стоял нехоженый невиданный густой лес, в самой его чаще жила старая медведица. (Показывает ее на экране, одновременно включает соответствующую образу музыкальную запись.) У нее было два сына. (Показывает малышей в сопровождении другой музыки.) Когда медвежата выросли (показывает новые фигуры медвежат), они решили пойти по свету искать счастья. Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им...

Медведица. Не обижайте друг друга и никогда не расствайтесь.

Ведущий. Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу. Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. А медвежата проголодались. Понурые брели они рядышком. Младший медвежонок пожаловался:

— Эх, братик, до чего же мне есть хочется!

Старший медвежонок ответил... Что он ответил, дети?

Дети. И мне хочется!

Ведущий. Так они все шли да шли и вдруг нашли круглую головку сыра. Хотели было поделить ее поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше. Спорили они, рычали, и вдруг подошла к ним лиса. (Включает ее музыкальную партию.)

Лиса (вкрадчиво). О чем вы спорите, молодые люди?

Ведущий. Медвежата рассказали ей о своей беде. Дети, что они сказали лисе? (Слушает ответы детей.)

Лиса (радостно, но хитро). Какая же это беда! Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший — все одно.

Ведущий. Обрадовались медвежата: «Вот хорошо-то, дели!» Лиса взяла сыр и разломила его на две части. Но расколола головку так, что один кусок был больше другого. (Показывает, спрашивает у детей, какой кусок больше, какой меньше. Хвалит их за наблюдательность, говорит, что и медвежата заметили неодинаковые куски.)

Медвежата (наперебой). Этот больше!

Ведущий. Лиса успокоила их.

Лиса. Тише, молодые люди! И эта беда — не беда. Сейчас я все улажу.

Ведущий. Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Вот хитрая! Теперь большим стал меньший кусок... (Поворачивает изображение лисы так, чтобы поменять куски местами, например если в правой руке был больший кусок, то после поворота он окажется на месте меньшего куска. И в правой руке сыр покажется меньшим. Можно изменять размеры сыра, прикрепляя куски из бархатной бумаги.)

Медвежата забеспокоились: «И так не ровно!» Лиса успокоила их.

Лиса. Ну полно, я сама знаю свое дело!

Ведущий. И она откусила кусок от большей части. Теперь больший кусок стал меньшим. (Снова поворачивает изображение лисы и вновь просит детей сравнить куски.)

Медвежата. И так не ровно!

Ведущий. «Да будет вам!» — сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкусным сыром.  Лиса. Еще самая малость — и будет поровну.

Ведущий. Лиса продолжала делить сыр (поворачивает лису, чтобы было видно, в какой руке теперь больше, в какой меньше сыру), а медвежата только черными носами водили туда-сюда — от большего куска к меньшему, от меньшего — к большему. Покуда лисица не наелась досыта, она все делила и делила. Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных кусочка.

Лиса. Ну что ж, хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! (Хихикает, машет хвостом и убегает.)

Ведущий. Так-то вот бывает с теми, кто жадничает! А как бы вы поделили сыр между собой? Что бы сказали лисе? (Слушает ответы детей.)

А вот глупых медвежат надо накормить. (Читает стихотворение Г. Бойко.)

Ведущий. Медвежаток я взяла,

Посадила у стола. Дети. Угощайтесь, медвежатки,

Ешьте мед, хороший, сладкий! В с е. А они себе сидят

И ни капли не едят. Хоть они и любят мед, Но раскрыть не могут рот.

В начале второй игры можно использовать другие стихи и загадки.

В этот раз побуждайте детей высказываться своими словами за персонажей. Предложите им назвать медвежат именами, а если захотят, то пусть дадут имена и медведице, и лисе. Помогите им подобрать такие имена, которые бы выражали характерные черты персонажей.

Если ребята не захотят исполнять роли хитрых и жадных персонажей, придумайте вместе с ними новые приключения медвежат и лисы. Например, медвежата нашли в дупле мед, встретили голодного зайчонка, увидели больную лису, вернулись к медведице, которая беспокоилась о них, и т. д.

Приспособления для показа театра теней: телевизор (выполнен из согнутого на три части картона), источник света — настольная лампа. Экран теневого театра можно устроить и в дверном проеме.

 

Обновлено: 2019-07-09 22:40:25