Раз, два, три — ищи!
Особенности игры и ее воспитательное значение. Цель этой игры — научить ребенка строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. У детей уже есть опыт выполнения игровых поручений. Новое заключается в том, чтобы найти предмет (колечко от пирамидки) по представлению его величине: образец нужного размера сначала дается ребенку пуки, но поиск осуществляется без него.
Правильность своих действий дети проверяют, используя уже знакомый прием накладывания колечка на образец. Это позволяет ребенку осмыслить данный прием как средство самоконтроля. Таким образом, игра подготавливает к самоконтролю, что не только совершенствует восприятие ребенка, но и оказывает влияние на развитие его личности. Предыдущие игры подготавливали детей к успешному решению этой задачи.
Игра имеет контрольный характер. Ее проведение позволяет педагогу выяснить, кто из детей уже освоил приемы сравнения и оценки величины, а кто еще нет.
Как и другие коллективные игры, данная игра обогащает социальный опыт детей. Выполнение поручений по словесному сигналу способствует воспитанию выдержки и у тех, кто выполняет поручение, и у тех, кто оценивает его правильность.
Игровой материал. Одноцветные пирамидки, которые уже использовались в предыдущих играх (желательно желтые и зеленые), с количеством колец не менее семи. Нужны две-три пирамидки каждого цвета.
Описание игры и приемы ее проведения. Дети усаживаются па свои стульчики, расставленные полукругом, воспитатель раскладывает на двух-трех столах разобранные пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки разных цветов ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них.
Затем вызывает троих детей и каждому из них дает по колечку одного размера. Каждому поручается найти пару к своему колечку точно такого же размера. «Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое?»—спрашивает воспитатель малышей по очереди. Если ребенок затрудняется с ответом, предлагает ему подойти к собранной пирамидке и приложить свое кольцо к колечку такой же величины.
Затем этим детям предлагает оставить колечки на своих стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Воспитатель предупреждает, что искать колечки можно только после того, как все дети скажут следующие слова: «Раз, два, три — ищи!» Он просит всех сидящих детей повторить вместе с ним эти слова, и с последним словом трое вызванных малышей начинают искать колечки. «Посмотрим, как они выполнят наше поручение и что они нам принесут», — обращается воспитатель к остальным детям.
Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Убедившись в правильности выбора, ребенок берет оба колечка в руки и показывает их всем детям. Если он убеждается в ошибке, ему разрешается исправить ее, заменив выбранное колечко на другое.
Выполнив задание, дети показывают всем свои колечки, остальные хлопают, говорят: «Мо-лод-цы!» Колечки возвращаются к воспитателю, а малыши садятся на свои места. Кто-либо из детей возвращает найденные колечки на столы, затем игра повторяется с участием других детей.
Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.
Правила игры.
1. Внимательно рассмотреть полученное колечко-образец, постараться запомнить его величину и оставить колечко на стульчике.
2. Искать колечко разрешается только по сигналу «Ищи!».
3. Искать можно колечко любого цвета, но точно такого размера, как образец.
4. Прежде чем показать найденное колечко группе, нужно убедиться в правильности выполнения задания (наложить его на колечко-образец).
Советы воспитателю. Поскольку игра направлена на проверку достижений каждого ребенка, готовясь к ней, следует заранее составить список детей, чтобы в ходе игры отмечать результаты каждого.
Если кто-то не справляется с задачей, можно разрешить ему взять образец с собой, чтобы на месте исправить ошибку. С теми, кто ошибается слишком часто, следует отдельно поиграть в предыдущие игры (например, «Приходите на лужок») и в эту же игру.
Дети могут брать колечки любого цвета. Соблюдение этого правила способствует отвлечению от несущественного для данной деятельности признака, что очень важно для интеллектуального развития детей.
Проводя эту игру, постарайтесь особое внимание уделить развитию у детей самоконтроля. Следите, чтобы каждый участник игры обязательно проверял себя перед тем, как показать найденное кольцо другим. Не надо препятствовать, если ребенок в ходе выполнения поручения оглядывается на оставленный на стуле образец. Это говорит о том, что малыш нуждается в обновлении зрительного образа и пытается контролировать себя в ходе игровых действий.