Колобок

К игре «Колобок». Для изготовления деда и бабы потребуются желуди, пластилин, солома, перья, веточки. Материал для лисы — еловые шишки, пластилин, проволока, веточки. Колобок можно сделать из каштана.

 

По мотивам русской народной сказки

ТЕАТР ТЕНЕЙ

Цель. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, желание приобщиться к нему. Учить различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей: непослушание, самонадеянность, Доверчивость колобка, хитрость лисы, простодушие остальных зверей, воспитывать сочувствие к стареньким дедушке и бабушке. Совершенствовать умение детей водить персонажи театра теней. 

Персонажи. Дед, баба, колобок, заяц, волк, медведь, лиса, ведущий.

Подготовка к игре. Покажите ребятам диафильм «Колобок» (художник Н. Орлов). Во время чтения титров диафильма характеризуйте образы интонациями, выражайте настроение персонажей, тем самым вы подадите детям образцы исполнения ролей, донесете до них смысл событий.

Материал. Элементы русского народного костюма для детей, играющих роли деда и бабы. Несколько колобков — первый, сделанный из разрисованного в соответствии с образом мяча (можно использовать мигающий ночник «Колобок»); второй — небольшой, темный силуэт (будет остывать на окошке, он же прыгнет лисе на язычок); третий — темный силуэт покрупнее, который может катиться по лесной дороге за счет подвижного крепления на проволоке; темные силуэты других сказочных персонажей.

Темный силуэт дома с ажурным коньком крыши, большим проемом окна, в котором может помещаться колобок. Приспособление для показа театра теней, освещение.

Ход игры. В средней группе все роли можно распределить между детьми. Они размещают приспособления для показа театра, приглашают желающих посмотреть спектакль. Ведущий садится перед экраном.

Ведущий (весело). Мы пригласили в гости русскую народную сказку «Колобок» (Включает магнитофонную запись русской народной мелодии.)

Под музыку выходят дед и баба.

Ведущий (задумчиво). Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик...

Дед (вежливо). Бабуся, испеки мне к чаю колобок.

Баба (растерянно). Да из чего испечь-то? Муки нет.

Дед (рассудительно). Да ты, бабуся, по амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберется.

Баба начинает хлопотать, приговаривая: «Намету, наскребу горсти две муки, замешу тесто на сметане, скатаю в колобок, изжарю его в масле и положу на окно». Выставляет круглый румяный колобок. Все любуются им.

Дед и баба заходят за экран, и начинается театр теней. Теперь на экране будут действовать только силуэты.

Баба (кладет колобок на окошко). Пусть простынет!

Ведущий (уныло). Надоело колобку лежать: он и покатился с окна — на завалинку, с завалинки — на травку, с травки — на дорожку — и покатился по дорожке...

Меняются декорации: вместо силуэта дома по краям экрана появляются силуэты елочек.

Ведущий. Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц.

Выбегает заяц вприпрыжку.

Заяц (хвастливо). Колобок, колобок, я тебя съем! Колобок (удивленно). Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою:

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел.

От тебя, зайца, не хитро уйти.

Ведущий (весело). И покатился колобок дальше — только его заяц и видел.

Колобок катится мимо зайца, который пытается догнать его, затем исчезает.

Ведущий. Катится колобок, а навстречу ему... (понижает голос) волк бежит.

Волк и колобок появляются на середине экрана.

Волк (уверенно). Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок (беспечно). Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою.

Дети подпевают колобку, как бы дразня волка.

Колобок.

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

От тебя, волка, не хитро уйти.

Ведущий. И покатился колобок, только его волк и видел.

Катится колобок, а навстречу ему ... (понижает голос) медведь.

Выходит медведь, переваливаясь, и останавливается перед колобком.

Медведь (грозно). Колобок, колобок, я тебя съем! Колобок (уверенно).

Где тебе, косолапому, меня съесть! (Поет вместе с детьми.)

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,                       

Я от волка ушел,

От тебя, медведь, полгоря уйти.

Ведущий. И снова покатился колобок, только медведь его и видел.

Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса.

Танцующей, легкой походкой лиса приближается к колобку.

Лиса (умильно). Здравствуй, колобок! Какой ты красивый! Ведущий (радостно).

А колобок заулыбался и запел. Колобок (красуясь).

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

От тебя, лиса, не хитро уйти.

Лиса (восторженно).

Какая красивая песенка!

Но я стала старая, о-хо-хо (жалостливо), плохо слышу.

Сядь-ка мне на носик, еще раз спой песенку погромче.

Ведущий (с сожалением).

Сел колобок лисе на мордочку и запел свою песенку.

Колобок появляется на носу лисы (проволока, на которой его поднимают, должна быть спрятана за фигурой лисы).

Лиса (восхищенно).

Спасибо тебе, колобок, хорошая песенка, я еще бы послушала...

Сядь-ка (хитро), миленький, на мой язычок и спой мне еще разок!

Колобок перекатывается на язычок лисе.

Ведущий (огорченно). Колобок прыгнул на язычок лисе, а лиса — ам — и съела его.

(Быстро прячет колобка за лису.)

Дед и баба выходят из-за ширмы, жалуются детям на глупого непослушного колобка. Баба сообщает, что взамен беглеца испекла новый колобок, показывает его.

Ведущий. А кто из вас, дети, не слушается старших? Кто хвастает? Кто необдуманно ведет себя тогда, когда надо быть особенно осторожным?

Если вы заранее договорились с поваром или родителями, которые испекли настоящий колобок, то настало время угостить артистов и зрителей: «Ведь колобки для того и пекут, чтобы дети ели, росли и умнели. Вкусно? А из чего колобок испекли? Об этом узнаете в следующей игре».

Во второй, игре можно больше внимания уделить тому, из чего и как замешивают и пекут колобок.

В зависимости от подготовленности детей регулируйте свое участие и их активность в показе силуэтов и проговаривании текста персонажами. В первой игре говорите и действуйте больше сами, но с помощью детей. Во второй — помогайте детям вести игру самостоятельно.

Обновлено: 2019-07-09 22:40:04