Детки в клетке

По С. Маршаку

ТЕАТР ИГРУШЕК,

КАРТИНКИ НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ

ИЛИ НА СТОЛЕ

Цель. Познакомить детей с жизнью животных в условиях зоопарка. Воспитывать интерес, любовь к природе.

Персонажи. Ведущий, сторож, посетители, олень, барсук, рысь, медведь, медвежата, козел, лев, львята, волк, лиса, морж, слон, журавль, носорог, кенгуру, крокодил, тигренок, пингвинята, гусь, страус, страусенок, павлин, лебеденок, северная лайка, верблюд, совята, воробей.

Подготовка к игре. Для театра картинок изображения животных наклейте на ватман и в зависимости от вида театра сделайте поддерживающее приспособление: фланель или опору. Лучше, конечно, использовать игрушки, так как объемные образы создают более полное представление о животном. Существенное условие — соразмерность картинок или игрушек: слон не может быть одного размера с волком, а волк— с гусенком.

Если животные и декорации сделаны на удлиненных планках и из очень плотного картона или фанеры, то их можно укрепить в песок или снег и проводить игру на открытом воздухе.

Материал. Фигурки животных, сторожа (картинки или игрушки). Декорации, изображающие зоопарк: клетки, площадка молодняка, бассейны; мяч, пища для разных животных, фоны, изображающие природные условия обитания разных животных, туфельки для слона.

Ход игры. Приглашая детей на «экскурсию» в зоопарк впервые, поинтересуйтесь: побывал ли кто-нибудь уже там? Помнят ли ребята рассказы о животных? Попросите кого-либо из них поделиться своими впечатлениями о посещении зоопарка.

Выберите себе помощников и для демонстрации животных. По ходу «экскурсии» подавайте им игрушки (картинки): они их разместят на заранее приготовленные места. Остальные дети — посетители. А экскурсоводом будет всем известный поэт Самуил Яковлевич Маршак.

Первая часть

Ведущий. Весною в нынешнем году

В Зоологическом саду

Родился лев, барсук и рысь

И медвежата родились.

(Просит детей показать животных посетителям.)

Для них устроен детский дом

С зеленым лугом и прудом. (Обращает внимание на площадку, где расположен молодняк.)             

Козел бодает медвежат.

А лев и волк несутся вскачь

И разноцветный гонят мяч.

(Вместе с детьми меняет расположение животных в соответствии со стихами.)

Звери. Рано, рано мы встаем,

Громко сторожа зовем...

В с е. Сторож, сторож, поскорей

Выходи кормить зверей!

Ведущий (показывая фигурку сторожа). Вышел сторож из сторожки, Подметает он дорожки, Курит трубку у ворот. (Подходит к фигуркам животных и начинает их озвучивать.)

Двое-трое детей водят фигурки зверей в соответствии с текстом.

Звери. Нам обедать не дает.

Долго, долго у решетки

Мы стоим, разинув глотки.

Знаем, знаем без часов,

Что обед для нас готов.

Ведущий вместе с детьми кормит зверей.

Звери. За обедом, за обедом

Не болтаем мы с соседом,

Забываем обо всем

И жуем, жуем, жуем.

Это трудная работа —

Щеки лоснятся от пота.

Все смеются.

Ведущий продолжает читать стихотворение, а дети водят игрушки или картинки в соответствии с текстом.

Ведущий.

После пищи нужен сон.

Прислонившись дремлет слон.

Показав себя народу,

Бегемот ныряет в воду.

Крокодил упал на дно

И лежит там, как бревно.

Темно-бурый медвежонок

Про себя ворчит спросонок.

Только пони и верблюд

Принимаются за труд.

А по кругу, по площадке

Черногривые лошадки

Мчатся рядом и гуськом,

Машут челкой и хвостом.

Из второй части стихов выберите одну-две истории. Детям предложите прибавить к ним рассказы о тех же животных из личного опыта. Желающим создайте условия для сюжетно-ролевых игр.

Вторую игру начните с первой части текста. В следующий раз общий обзор зоопарка можно сделать по тексту фрагмента «Где обедал воробей?».

Во второй, третьей игре ребята должны не только водить игрушки, но и читать знакомые фрагменты текста вслед за вами. Вместе с известными уже историями о животных это займет немного времени. Поэтому прибавьте еще две-три новых истории. Посетители по желанию могут имитировать характерные движения животных. К уже известным декорациям хорошо бы изготовить еще и фоны, изображающие природные условия обитания животных, например пингвина, тигра и т. д. Во время игры вызывайте радость у детей при встрече с уже известным им животным или же при новом знакомстве.

Вторая часть

Ведущий. Где обедал воробей?

Воробей.

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Ведущий.

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: — Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

Тигренок.

Эй, не стойте слишком близко —

Я тигренок, а не киска!

Ведущий сравнивает животных по внешнему виду, повадкам, образу жизни.

Пингвинята. Мы — два брата, два птенца.

Мы недавно из яйца.

Что за птица — наша мать?

Где ее нам отыскать?

Мы ни с кем здесь не знакомы

И не знаем даже, кто мы. Гуси? Страусы? Павлины? Догадались! Мы...

Ведущий. Ребята, догадались, что это... маленькие пингвины?

Львята. Вы разве не знаете папы — Большого рыжего льва? У него тяжелые лапы И косматая голова.

Он громко кричит — басом, И слышно его далеко. Он ест за обедом мясо, А мы сосем молоко.

Ведущий поощряет детей, которые самостоятельно начинают подражать львятам. Появляется страусенок.

Страусенок.

Я — страусенок молодой, Заносчивый и гордый. Когда сержусь, я бью ногой, Мозолистой и твердой.

Когда пугаюсь, я бегу, Вытягиваю шею. А вот летать я не могу, И петь я не умею.

Ведущий. Он чем-то похож на лебеденка, а чем-то отличается от него. Чем же, дети? (Слушает ответы детей.)

Появляется Лебеденок.

Лебеденок. Отчего течет вода С этого младенца? Он недавно из пруда, Дайте полотенце!

Ведущий. А вот и наш друг. На Севере собака незаменима. В самых труднопроходимых местах этот «вездеход» пройдет в упряжке с другими собаками и повезет тяжелые сани — нарты.

Эскимосская собака.             

На прутике записка:

«Не подходите близко!» Записке ты не верь — Я самый добрый зверь. За что сижу я в клетке, Я сам не знаю, детки!

Ведущий. Посмотрите, ребята, а это кто такой с двумя горбами?

Верблюд. Бедный маленький верблюд: Есть ребенку не дают! Он сегодня съел с утра Только два таких ведра.

Ведущий. Посмотрите-ка сюда! Какие интересные птицы, глаза огромные, как блюдца.

Совята. Взгляни на маленьких совят —

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят,

Они едят,

Когда едят,

Они не спят.

Когда прогулка по зоопарку закончится, дети могут продолжить самостоятельную сюжетно-ролевую игру с животными. Помогите всем желающим.

 

К игре «Детки в клетке». Для изготовления совят можно использовать шишки, перья птиц, пластилин, проволоку, веточки. Страусенок также выполнен из природного материала: яичная скорлупа, перья, желудь. Дополнительный материал — проволока, пластилин.

 

Обновлено: 2019-07-09 22:40:08