Детки в клетке
По С. Маршаку
ТЕАТР ИГРУШЕК,
КАРТИНКИ НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ
ИЛИ НА СТОЛЕ
Цель. Познакомить детей с жизнью животных в условиях зоопарка. Воспитывать интерес, любовь к природе.
Персонажи. Ведущий, сторож, посетители, олень, барсук, рысь, медведь, медвежата, козел, лев, львята, волк, лиса, морж, слон, журавль, носорог, кенгуру, крокодил, тигренок, пингвинята, гусь, страус, страусенок, павлин, лебеденок, северная лайка, верблюд, совята, воробей.
Подготовка к игре. Для театра картинок изображения животных наклейте на ватман и в зависимости от вида театра сделайте поддерживающее приспособление: фланель или опору. Лучше, конечно, использовать игрушки, так как объемные образы создают более полное представление о животном. Существенное условие — соразмерность картинок или игрушек: слон не может быть одного размера с волком, а волк— с гусенком.
Если животные и декорации сделаны на удлиненных планках и из очень плотного картона или фанеры, то их можно укрепить в песок или снег и проводить игру на открытом воздухе.
Материал. Фигурки животных, сторожа (картинки или игрушки). Декорации, изображающие зоопарк: клетки, площадка молодняка, бассейны; мяч, пища для разных животных, фоны, изображающие природные условия обитания разных животных, туфельки для слона.
Ход игры. Приглашая детей на «экскурсию» в зоопарк впервые, поинтересуйтесь: побывал ли кто-нибудь уже там? Помнят ли ребята рассказы о животных? Попросите кого-либо из них поделиться своими впечатлениями о посещении зоопарка.
Выберите себе помощников и для демонстрации животных. По ходу «экскурсии» подавайте им игрушки (картинки): они их разместят на заранее приготовленные места. Остальные дети — посетители. А экскурсоводом будет всем известный поэт Самуил Яковлевич Маршак.
Первая часть
Ведущий. Весною в нынешнем году
В Зоологическом саду
Родился лев, барсук и рысь
И медвежата родились.
(Просит детей показать животных посетителям.)
Для них устроен детский дом
С зеленым лугом и прудом. (Обращает внимание на площадку, где расположен молодняк.)
Козел бодает медвежат.
А лев и волк несутся вскачь
И разноцветный гонят мяч.
(Вместе с детьми меняет расположение животных в соответствии со стихами.)
Звери. Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем...
В с е. Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей!
Ведущий (показывая фигурку сторожа). Вышел сторож из сторожки, Подметает он дорожки, Курит трубку у ворот. (Подходит к фигуркам животных и начинает их озвучивать.)
Двое-трое детей водят фигурки зверей в соответствии с текстом.
Звери. Нам обедать не дает.
Долго, долго у решетки
Мы стоим, разинув глотки.
Знаем, знаем без часов,
Что обед для нас готов.
Ведущий вместе с детьми кормит зверей.
Звери. За обедом, за обедом
Не болтаем мы с соседом,
Забываем обо всем
И жуем, жуем, жуем.
Это трудная работа —
Щеки лоснятся от пота.
Все смеются.
Ведущий продолжает читать стихотворение, а дети водят игрушки или картинки в соответствии с текстом.
Ведущий.
После пищи нужен сон.
Прислонившись дремлет слон.
Показав себя народу,
Бегемот ныряет в воду.
Крокодил упал на дно
И лежит там, как бревно.
Темно-бурый медвежонок
Про себя ворчит спросонок.
Только пони и верблюд
Принимаются за труд.
А по кругу, по площадке
Черногривые лошадки
Мчатся рядом и гуськом,
Машут челкой и хвостом.
Из второй части стихов выберите одну-две истории. Детям предложите прибавить к ним рассказы о тех же животных из личного опыта. Желающим создайте условия для сюжетно-ролевых игр.
Вторую игру начните с первой части текста. В следующий раз общий обзор зоопарка можно сделать по тексту фрагмента «Где обедал воробей?».
Во второй, третьей игре ребята должны не только водить игрушки, но и читать знакомые фрагменты текста вслед за вами. Вместе с известными уже историями о животных это займет немного времени. Поэтому прибавьте еще две-три новых истории. Посетители по желанию могут имитировать характерные движения животных. К уже известным декорациям хорошо бы изготовить еще и фоны, изображающие природные условия обитания животных, например пингвина, тигра и т. д. Во время игры вызывайте радость у детей при встрече с уже известным им животным или же при новом знакомстве.
Вторая часть
Ведущий. Где обедал воробей?
Воробей.
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Ведущий.
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
Тигренок.
Эй, не стойте слишком близко —
Я тигренок, а не киска!
Ведущий сравнивает животных по внешнему виду, повадкам, образу жизни.
Пингвинята. Мы — два брата, два птенца.
Мы недавно из яйца.
Что за птица — наша мать?
Где ее нам отыскать?
Мы ни с кем здесь не знакомы
И не знаем даже, кто мы. Гуси? Страусы? Павлины? Догадались! Мы...
Ведущий. Ребята, догадались, что это... маленькие пингвины?
Львята. Вы разве не знаете папы — Большого рыжего льва? У него тяжелые лапы И косматая голова.
Он громко кричит — басом, И слышно его далеко. Он ест за обедом мясо, А мы сосем молоко.
Ведущий поощряет детей, которые самостоятельно начинают подражать львятам. Появляется страусенок.
Страусенок.
Я — страусенок молодой, Заносчивый и гордый. Когда сержусь, я бью ногой, Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу, Вытягиваю шею. А вот летать я не могу, И петь я не умею.
Ведущий. Он чем-то похож на лебеденка, а чем-то отличается от него. Чем же, дети? (Слушает ответы детей.)
Появляется Лебеденок.
Лебеденок. Отчего течет вода С этого младенца? Он недавно из пруда, Дайте полотенце!
Ведущий. А вот и наш друг. На Севере собака незаменима. В самых труднопроходимых местах этот «вездеход» пройдет в упряжке с другими собаками и повезет тяжелые сани — нарты.
Эскимосская собака.
На прутике записка:
«Не подходите близко!» Записке ты не верь — Я самый добрый зверь. За что сижу я в клетке, Я сам не знаю, детки!
Ведущий. Посмотрите, ребята, а это кто такой с двумя горбами?
Верблюд. Бедный маленький верблюд: Есть ребенку не дают! Он сегодня съел с утра Только два таких ведра.
Ведущий. Посмотрите-ка сюда! Какие интересные птицы, глаза огромные, как блюдца.
Совята. Взгляни на маленьких совят —
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят,
Когда едят,
Они не спят.
Когда прогулка по зоопарку закончится, дети могут продолжить самостоятельную сюжетно-ролевую игру с животными. Помогите всем желающим.
К игре «Детки в клетке». Для изготовления совят можно использовать шишки, перья птиц, пластилин, проволоку, веточки. Страусенок также выполнен из природного материала: яичная скорлупа, перья, желудь. Дополнительный материал — проволока, пластилин.