Очень способные дети.
В классе, в котором все выполняют одни и те же задания, способному ребенку может быть скучно, потому что задания для него слишком легки. Кажется, единственный выход — перескочить через класс. Если ребенок рослый и развитый физически для своего возраста, если он общителен, такой выход подходит. Но если нет, он окажется одиноким, особенно если класс вступает в подростковый возраст. Он будет слишком мал, чтобы участвовать в играх и танцах. У него будут иные интересы, чем у одноклассников, что помешает ему с ними общаться. Какая польза от поступления в среднюю школу или колледж, если ребенок будет там одинок?
В большинстве случаев способному ребенку лучше оставаться среди своих ровесников, если школа работает по гибким программам, которые могут быть обогащены, усложнены для более развитых учащихся. Такой ученик, например, будет брать в библиотеке самые сложные учебники и справочники. Если способный ученик учится ради отметок и для того, чтобы угодить учителю, одноклассники дают ему прозвища Умник или Любимчик. Но если он работает над общим для класса проектом, они ценят его тем больше, чем больший вклад в работу он вносит.
Даже если вы считаете своего ребенка исключительно одаренным, не пропускайте следующий класс, если учителя не советуют. Обычно учитель способен лучше оценить, какое место подходит вашему ребенку. Жестоко требовать от ребенка большего, чем позволяют его способности. Он начнет учиться хуже и в конце концов отстанет от одноклассников.
Здесь уместно поставить вопрос об обучении умного ребенка чтению и письму до поступления в первый класс. Родители говорят, что ребенок задает вопросы о буквах и цифрах и практически настаивает, чтобы его учили. Для некоторых детей это отчасти справедливо, и нет беды в том, если вы ответите на их вопросы.
Но во многих случаях существует и оборотная сторона. Часто родители сами не сознают, что возлагают на ребенка слишком большие надежды и хотят, чтобы он превосходил других детей. Когда он играет в обычные детские игры, они относятся к этому спокойно и не обращают внимания. Но когда он в раннем возрасте проявляет интерес к чтению, у них загораются глаза и они с энтузиазмом начинают ему помогать. Ребенок чувствует их энтузиазм и отвечает на него повышенным интересом. Это может отвлечь его от нормальных для его возраста занятий и раньше времени превратить в «ученого».
Родители не были бы родителями, если бы не радовались хорошим качествам своего ребенка. Но следует различать интересы самого ребенка и надежды родителей. Если родители, которые честолюбивы от природы, откровенно признаются себе в этом и постараются воздержаться от того, чтобы своим честолюбием испортить жизнь ребенка, он будет расти более счастливым и способным и принесет больше радости родителям. Это относится не только к раннему чтению и письму, но к давлению на ребенка в любом возрасте — в школьных заданиях, в занятиях музыкой, в уроках танца, в спорте и в общественной жизни.