Совершенствуемся во всем

Совершенствуются функции всех органов, что делает ребенка физически более выносливым. Прежде всего увеличивается предел работоспособности нервной системы. Трехлетний ребенок может уже бодрствовать без утомления 6—6,5 часа. Высокие темпы развития головного мозга позволяют ему легко концентрировать нервное возбуждение, заниматься одной игрушкой, одним делом до 20 минут. Малыш приобретает способность сдерживаться, не плакать, даже если ему больно. Увлекшись игрой, может забыть о желании есть. Однако долго длиться эти состояния не могут, так как труднее всего ребенку в этом возрасте дается ожидание или вынужденное безделье. Поэтому и не очень длительное ожидание часто заканчивается капризами.

На третьем году жизни решающее значение в развитии психики имеют воспитательные мероприятия, направленные на совершенствование психики и физических действий.

Условнорефлекторные связи в этом возрасте формируются намного быстрее. Достаточно уже 1—2 объяснений или показов для того, чтобы ребенок запомнил новые слова, новое правило. Легче приспосабливается малыш и к меняющимся условиям. В этот период начинают формироваться понятия «что такое хорошо и что такое плохо». Для закрепления таких познаний используются поощрения и наказания.                   

В связи с развитием воображения становятся разнообразнее сюжетные игры. Одна и та же игрушка в представлении ребенка может иметь много функциональных назначений. Кубик может быть и строительным материалом, и транспортным средством, и мебелью, и даже солдатом.

Игры, как и другие виды самостоятельной деятельности ребенка, являются в этом возрасте основным средством умственного и нравственного воспитания. Их следует всячески поощрять, создавать для них соответствующие условия, приобретать игрушки, пособия. Игры отражают окружающую ребенка действительность, сопровождаются эмоционально-положительным состоянием, радуют малыша, доставляют ему удовольствие и в то же время, как указывал А. М. Горький, представляют путь к познанию мира. Играя, ребенок получает знания о предметах, их свойствах, в игре развиваются внимание, память, воображение, мышление, создаются возможности воспитания нравственных качеств личности малыша. Во время игры дети встречаются с различными затруднениями, требующими сообразительности, умения, учатся добиваться поставленной цели.

К трем годам восприятие малыша становится все более тонким и точным. Он хорошо дифференцирует звуки и тембр человеческого голоса, узнает знакомые мелодии, различает ритм музыки, получает первые числовые представления (много, мало), хорошо разбирается в понятиях далеко и близко, отличает предметы по цвету, величине, отдельным их внешним признакам. Может различать предметы на ощупь, не глядя. Нарастают объем и качественная характеристика памяти. Ребенок помнит не только то, что было накануне, но и события, происшедшие несколько месяцев назад.

Быстро развивается фразовая речь, а с нею и мышление. При построении новых фраз иногда возникают забавные грамматические курьезы, которые обычно долго сохраняются в памяти родителей.

В становлении и развитии фразовой речи у детей этого возраста играют роль пол (девочки обычно начинают говорить раньше, чем мальчики), течение периода самого раннего детства, состояние при рождении, среда, в которой они воспитываются.

Имют значение темпы созревания коры головного мозга. В общем созревание нервных клеток в речевых областях коры завершается в основном к двухлетнему возрасту, но тонкое строение коры совершенствуется на протяжении еще многих лет. Поэтому возможности развития речи и отвлеченного словесного мышления определяются высоким развитием мозга. Медленное формирование речевой функции связано с медленным ее созреванием. Во всяком случае, если малыш хорошо слышит и понимает речь взрослых, жестами и мимикой пытается выразить то, что у него не совсем четко получается словами, то нет особых оснований для волнений. Он начнет говорить чуть позже. И лишь при резком искажении слов (к трем годам дети должны говорить правильно) ребенка необходимо проконсультировать у специалиста — логопеда.

На третьем году жизни появляются новые виды деятельности. Малыш уже не играет с карандашами, как с палочками, а начинает ими рисовать. Рисование становится доступным ему к концу второго года жизни. Оно учит ребенка определять и передавать контуры предметов, их детали, располагать вещи в пространстве. Начинать рисовать лучше фломастерами. Использование их не требует больших усилий, что очень важно, так как руки у малыша еще слабы и быстро устают. Кроме того, рисунок фломастером получается ярким, привлекательным, что очень нравится детям. На третьем году жизни можно дать ребенку и кисточку с красками. Ими рисовать тоже легче, чем карандашами.

С трех лет показан и такой новый вид деятельности, как лепка. В процессе лепки у детей развиваются глазомер и двигательно-осязательные ощущения. Начинать лепить лучше из глины. Если используется пластилин, то, чтобы он стал мягче, его перед работой следует немного подогреть (поместить с коробкой на батарею отопления или на окно, когда светит солнце). Ребенку необходимо показывать, как правильно пользоваться карандашом, фломастером, материалом для лепки. И рисование, и лепка привлекательны для малыша, но не просты. Целесообразно прерывать их физкультминуткой, во время которой нужно несколько минут походить по комнате, затем сделать упражнения типа потягиваний с подниманием рук вверх и глубоким вдохом, повороты и наклоны туловища, упражнения для ног (приседание или маховые движения), в заключение опять дыхательные упражнения. Каждое движение в зависимости от трудности повторяется 4—6 раз.

Рисование и лепка способствуют укреплению кисти и пальцев, более четким координированным движениям. Это позволяет обращать внимание на воспитание навыков самообслуживания. Дети уже в состоянии расстегивать и застегивать пуговицы, пояса, зашнуровывать обувь, убирать свою посуду и пытаться мыть её, самостоятельно пользоваться горшком.

Ребят очень привлекают трудовые действия взрослых. В это время легко закладываются основы трудового воспитания. На трудовом воспитании детей как обязательном условии правильного формирования личности настаивают и педагоги, и мы, врачи. Посильный труд не только не вредит здоровью ребенка, но и необходим для его правильного развития. Малыши в этом возрасте с удовольствием поливают цветы, расставляют посуду, приносят вещи, если попросить.

Ребенок хочет действовать сам, его не устраивает прежнее положение, когда все для него делали родители, хотя он и теперь без них обойтись еще не может. И родителям необходимо перестроить свои отношения с малышом, делать все не для него и за него, а вместе с ним, показывая ему, как выполняется то или иное действие. Ребенок третьего года должен уметь умываться без помощи, но под наблюдением взрослого (температура воды не ниже 18 °С).

В трудовом воспитании ребенка существенное значение имеет поведение взрослых, которые должны поощрять его стремление принимать участие в домашних делах. Надо учитывать возрастные возможности малыша, терпеливо относиться к результатам его труда, а главное помнить, что это идеальное время для выработки трудолюбия. Если упустить это время, то потом потребуется много усилий и эмоций для привлечения ребенка к посильной помощи взрослым.

Вообще каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам, обучения. Эти возрастные интервалы нельзя упускать. Если ребенок до 3 лет не усваивает речь, а обучение его начинается после этого срока, то оно проходит с трудом и без того успеха, который бывает в более раннем возрасте.

То же можно сказать и об отношении родителей к бесчисленным вопросам ребенка. Интерес его к окружающему надо удовлетворять на каждом шагу: помочь заметить новые предметы, показать их, назвать. Иногда дети бывают очень назойливы. Они задают бесконечные вопросы, требуют внимания к себе как раз тогда, когда родиели заняты. Но никогда не следует отмахиваться от ребенка. Если нет возможности ответить на вопросы малыша сразу, нужно уговоритьего подождать немного, а освободившись, разрешить нее интересующее ребенка. Ответы на вопросы не только помогают познавать мир, но и формируют отношение к нему и даже личность ребенка.

Темпы умственного развития детей неодинаковы. Некоторые из них развиваются очень быстро в первые годы, намного опережая сверстников. И тогда родители теряются, не знают, как поступить — затормозить развитие, чтобы оно не повлияло на состояние здоровья, или, наоборот, поощрять его. Жизнь показывает, что раннее развитие чаще «сего не является показателем будущей необычайной одаренности. С годами темпы развития снижаются и ребенок сравнивается со сверстниками.

Обновлено: 2019-07-09 22:34:02