Ножки
Особенности игры и ее воспитательное значение. Задачи этой игры те же, что и предыдущей, но она требует от детей несколько большей собранности и относительной самостоятельности.
Игровые действия построены на доступных, хорошо знакомых малышам движениях (бег, ходьба, прыжки, приседания). Новым для них является лишь чередование этих движений, их последовательность.
Игра приучает ребенка прислушиваться к взрослому. Ее содержание представляет собой своеобразное путешествие. Образный текст помогает осмыслить свои движения и превратить обычные прыжки в перепрыгивание кочек, а бег и приседание—-в поиск утерянного сапожка. Путешествие кончается радостной встречей с взрослым, который помогает детям найти сапожок и начинает новый цикл игры.
Таким образом, благодаря активности воображения простые движения становятся игровыми действиями, которые увлекают ребенка.
Все игровые действия выполняются детьми одновременно и одинаково. Это имеет двоякое значение. Во-первых, двигаясь вместе (линеечкой) в ограниченном пространстве и в одном направлении, дети учатся не толкаться, считаться друг с другом. Во-вторых, подражание друг другу становится средством игрового общения. Все это, конечно же, сближает детей, со взрослым и друг с другом.
Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель проводит на земле черту. «Это будет наш дом, — говорит он, — отсюда наши ножки побегут по дорожке, а куда они побегут, сейчас покажу». Взрослый отходит от детей на расстояние 20—25 шагов и проводит на земле параллельную черту: «Здесь остановятся дети».
Вернувшись к малышам, педагог помогает им построиться у первой (стартовой) линии и произносит слова, под которые они будут выполнять игровые действия. Затем предлагает повторить их вместе.
Слова Ножки, ножки, Бежали по дорожке. Бежали лесочком, Прыгали по кочкам. Прыг-скок, прыг-скок, Прибегали на лужок, Потеряли сапожок.
Движения Бегут по направлению ко второй линии.
Прыгают на двух ногах, приближаясь к воспитателю (всего четыре прыжка), С последним словом останавливаются, приседают на корточки и поворачиваются то в одну, то в другую сторону, будто ищут сапожок.
«Нашли сапожок!» — говорит воспитатель, и все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается сначала. Правила игры.
1. Выполнять движения в соответствии с текстом.
2. После слов воспитателя «Нашли сапожок!» вернуться на место, к исходной линии.
Советы воспитателю. Важным условием успешного проведения этой игры является доступность ее объяснения, наглядное знакомство с правилами. Именно для этого мы рекомендуем вначале проводить игру в облегченном варианте, когда взрослый становится вместе с детьми в общую линеечку и вместе с ними отправляется в «путешествие». Совмещая показ движений с выразительным чтением текста, вы придадите движениям детей образный, игровой смысл. Таким путем можно активизировать воображение ребят. Однако не следует чрезмерно увлекаться облегченным вариантом игры. Как только вы заметите, что дети уловили смысл игры и движения их согласуются с текстом, переходите к основному варианту, при котором от ребят требуется относительная самостоятельность. Однако и при этом необходимо постоянно поддерживать эмоциональную связь с детьми. Ведь воспитатель является для них центром притяжения — к нему они направляются и ради встречи с ним преодолевают воображаемые препятствия. Поэтому не забудьте вознаградить их ласковой, радушной встречей и помогите найти сапожок, прежде чем проводить обратно, на исходную линию.
Кроме того, необходимо помогать детям соблюдать игровые правила, особенно когда требуется выполнять согласованные движения в ограниченном пространстве, что для них непривычно." Перед повторением «путешествия» помогите ребятам построиться в линеечку перед стартовой линией, проследите, чтобы они стояли не слишком тесно, иначе возможны случаи столкновений и ссор.
Игру не обязательно начинать сразу со всей группой. Если она проводится во время прогулки, можно предложить поиграть двум-трем детям, которые стоят поближе. Заметив это, другие, возможно, сами присоединятся к играющим. Но ни в коем случае не принуждайте детей, так как это принесет им только вред.
Когда ребята хорошо освоятся с игрой, можно при повторении этой забавы вносить некоторые изменения и дополнения. Например, чтобы заинтересовать игрой пассивных детей, рекомендуем выбрать из них помощников, которые будут вместе с воспитателем говорить нужные слова, приучаясь тем самым к активной роли. Полезно менять концовку игры: с последними словами текста взрослый и его помощники подходят к отдельным детям, дотрагиваются до них рукой и говорят: «Вот твой сапожок, надень его и беги обратно». Надев понарошку сапожок, ребенок бежит обратно.