Мешочек, впусти!

(ВАРИАНТ ИГРЫ Н. В. КОРОЛЕВОЙ)

Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра направлена на расширение и уточнение активного словаря детей и упражнение в правильном произнесении звуков, которые многие малыши еще плохо выговаривают. Кроме того, в игре дети учатся внимательно слушать ответы сверстников и смело, громко и четко произносить слова при всех. Они приучаются также приходить на помощь друг другу в случаях затруднений и соблюдать правила общения.

Каждый ребенок по очереди решает задачу индивидуально, самостоятельно ориентируясь на несколько требований. Это расширяет объем внимания и помогает готовить ребенка к занятиям учебного характера. Вместе с тем в этой игре содержится задача, которую малыш решает на виду у всех. Решение этой задачи приобретает для ребенка особую значимость — ему важно получить признание сверстников. Такое признание помогает преодолевать! неуверенность, робость, а в некоторых случаях и пассивность. Трудно переоценить значение этого для воспитания личности ребенка.

Игровой материал. Разнообразные миниатюрные игрушки,  изображающие предметы обихода, транспорт и животных. Это может быть игрушечная посуда: чайник, чашечка, стакан, блюдце,  тарелочка, поднос, мисочка, кастрюлька, сковородка, половник,  вилочка, ножик, кружка. Можно использовать и некоторые предметы кукольного гардероба: пальтишко, платье, передник, трусики, рубашку, куртку, кофточку, юбку, сарафан, брюки. Из игрушечного транспорта можно взять грузовичок, лодочку, автомобиль, кораблик, вагон.

При подборе игрушек нужно учитывать и звуковые особенности названия, чтобы дать возможность детям поупражняться в правильном звукопроизношении сложных для них слов.

Игрушек должно быть столько, сколько детей в группе, лучше с небольшим запасом. Это позволит вызвать повторно тех воспитанников, которые больше всех нуждаются в подобных упражнениях, а также тех, кто не смог без посторонней помощи справиться с задачей и был огорчен своей неудачей.

Для игры нужен красивый, просторный мешочек из непрозрачной ткани, собранный сверху на тугой резинке. Желательно  иметь также новую для детей образную игрушку, например зайчика, мишку, петрушку и т. д.

Весь этот материал следует хранить в специальной коробке с отделениями для игрушек и мешочка.

Описание игры и приемы ее проведения. В игре участвуют все дети группы. Пока они рассаживаются, воспитатель ставит поближе к ним большой стол и предлагает всем поиграть в новую игру. Он ставит на стол коробку с игровым материалом, открывает ее и вынимает одну за другой игрушки, показывает их детям и раскладывает на столе рядами. (Игрушки располагаются на некотором расстоянии друг от друга.) Вынимая из коробки мешочек, воспитатель неожиданно находит под ним игрушечного зайчика. «А ты как сюда попал?» — шутливым тоном обращается он к игрушке.

Разыгрывается сценка, будто зайчик сознается в том, что ему очень хотелось побывать в гостях у малышей и, когда воспитатель вышел из комнаты, он прыгнул в коробку и спрятался под мешочком. Он очень просит простить его и принять в общую игру. «Ну как, примем зайчишку в игру?» — обращается воспитатель к детям.

Вызвав разыгранной сценкой живой интерес и симпатию к зайчику, воспитатель усаживает его подле себя на краю стола и просит сидеть тихо и следить, чтобы никто не мешал играть. Педагог берет в руки мешочек и знакомит детей и зайчика с его устройством и с правилами игры: «Смотрите, какой красивый мешочек. Нравится? Он тоже пришел поиграть с вами. Он умеет открываться и впускать игрушку, вот так». Взрослый показывает, как растягивается собранный на резинке вход и как мешочек пропускает игрушку. Затем подзывает ребенка и предлагает ему взять со стола игрушку, которая лежит с самого краю, в первом ряду.

«Скажи, что ты взял? — спрашивает воспитатель. — Что это такое? Как ты думаешь, для чего это нужно (вместе с остальными детьми помогает ему уточнить назначение предмета). А теперь подойди к мешочку, скажи: «Мешочек-мешочек, пожалуйста, впусти!» — и назови то, что у тебя в руках».

Если ребенок правильно называет предмет, мешочек в руках воспитателя растягивает резинку, а зайчик одобрительно кивает головой и хвалит малыша: «Молодец! Правильно назвал и хорошо сказал». Если ребенок ошибается в названии игрушки или произносит слова невнятно, слишком тихо, мешочек сжимается и не впускает игрушку, а воспитатель предлагает малышу повторить слова или исправить свою ошибку и назвать предмет правильно, громко и отчетливо. Если это у него не получается, педагог спрашивает остальных участников игры, кто хочет помочь ему, и теперь два ребенка вместе говорят нужные слова, выражая интонацией просьбу впустить игрушку. Мешочек открывается и впускает ее.

В случаях, когда дети не знают, как называется предмет, им может помочь зайчик. Воспитатель поручает ему показывать лапкой, кто хорошо приготовился и кого можно вызвать выбирать игрушку. Ребенок выходит. Взрослый предлагает ему встать лицом к остальным участникам игры, чтобы всем было видно, какую игрушку он берет и впускает ли ее мешочек. Управляя мешочком, воспитатель оценивает действия ребенка от лица зайчика и отправляет его на место. Приглашается другой ребенок, и все повторяется.

Вызывая детей по очереди, воспитатель старается все время поддерживать тесную связь с остальными участниками игры. Он просит их оценивать правильность сказанного и, помогать тому, кто затрудняется или робеет, не решаясь самостоятельно действовать и говорить.

Постепенно стол освобождается от игрушек, а каждый ребенок решает предложенную обучающую задачу и получает одобрение от сверстников, воспитателя и зайчика.

Правила .игры.

1. Брать со стола нужно только ту игрушку, которая лежит на краю стола и является первой в ряду.

2.  Называет игрушку только, тот, кто ее взял, т. е. кого вызвал воспитатель.

3.  Нельзя мешать вызванному ребенку и подсказывать название игрушки. Тех, кто не выполняет это правило, воспитатель и зайчик долго не вызовут к мешочку.

Советы воспитателю. В начале игры вызывайте уверенных в себе и смелых детей, которые могут дать наглядный пример остальным. Но в дальнейшем нужно приглашать всех участников игры  по очереди, а робких и пассивных, в особенности тех, кто потерпел неудачу, непременно вызвать повторно.

При назывании игрушек особое внимание обратите не только на правильное произношение слов и уточнение названий предметов, но и на интонацию просьбы, когда дети обращаются к мешочку. Это поможет устранить недостаток речи, который наблюдается у многих детей, — ее монотонность и невыразительность.

Использование в качестве игрового персонажа образной игрушки (зайчика) будет способствовать активизации воображения детей, служить эмоциональной разрядкой.

Не забывайте в ходе игры поощрять детей за организованное поведение, готовность помочь друг другу и правильное называние игрушек.

Обновлено: 2019-07-09 22:39:25