Независимость и общительность


 Он делается в одно и то же время более зависимым и независимым. Это кажется парадоксом. Мать жалуется на своего годовалого сына: «Он начинает плакать всякий раз, как я выхожу из комнаты». Это не означает, что у него выработалась дурная привычка: просто он достаточно вырос, чтобы понимать, насколько он зависит от матери. Это неудобно, но это хороший признак.

Становясь в этом возрасте более зависимым, ребенок в то же время стремится стать самостоятельней, открывать новые места, знакомиться с новыми людьми.

Понаблюдайте за ребенком, ползающим, пока мама моет посуду. Некоторое время он удовлетворенно играет блюдечками и мисками. Потом ему становится скучно, и он решает исследовать столовую. Он ползает под мебелью, подбирает пылинки и пробует их на вкус, поднимается на ноги, чтобы дотянуться до ручки ящика. Немного погодя он как будто снова ощущает потребность в обществе, потому что неожиданно устремляется на кухню. Вначале победило стремление к независимости, а потом желание безопасности. Каждую из этих потребностей ребенок удовлетворил по очереди. По мере того как проходят месяцы, он в своих исследованиях становится все смелее. Ему по-прежнему нужна мать, но уже не так часто. Он создает собственную независимость, но храбрость его исходит от сознания, что его ждет безопасность, когда она ему понадобится.

Я подчеркиваю, что независимость основывается не только на свободе, но и на безопасности, потому что некоторые представляют это себе наоборот. Они пытаются «выработать» у ребенка независимость, надолго оставляя его одного в комнате, даже когда он плачет от страха и зовет маму. Я думаю, что если его к чему-либо принуждают, ничему хорошему ребенок не научится.

Годовалый ребенок находится на перепутье. Если ему дадут возможность, он постепенно станет более независимым: смелее будет общаться с незнакомцами (взрослыми и детьми), больше будет полагаться на себя, станет жизнерадостней. Если его держат взаперти, ограждают от общения, если он привыкает к тому, что с ним только мать и она вечно его опекает, он будет прочно привязан к ее переднику, робок с незнакомыми людьми, погружен в себя. Как же помочь ему стать независимым?

Выпустите его из коляски, когда он научится ходить. Когда ребенок учится ходить, его нужно во время прогулок выпускать из коляски. Неважно, что выпачкается, так оно и должно быть. Постарайтесь гулять в таком месте, где вам не нужно будет бросаться к нему каждую минуту и где он может побыть с другими детьми. Если он подобрал окурок сигареты, вам придется подбежать, подобрать и показать что-нибудь другое интересное. Нельзя позволить есть песок или землю, потому что это раздражает кишечник и потому что так можно заразиться глистами. Если он все тянет в рот, дайте ему твердый крекер или какой-нибудь чистый предмет, который он любит жевать, чтобы рот у него был занят. Конечно, если вы будете умеющего ходить ребенка держать в коляске, это убережет его от неприятностей, но не научит независимости и самостоятельности. Некоторые родители предпочитают использовать специальную детскую упряжь, особенно, когда идут с ним в магазин или в людное место. Однако нельзя использовать ее, чтобы привязать ребенка и оставить надолго одного.

  Выпускайте его из манежа, если он просит. Один ребенок согласен оставаться в манеже, пусть ненадолго, даже в полуторагодовалом возрасте. А другой уже в 9 месяцев считает его тюрьмой. Большинство терпят манеж до того возраста, пока не научатся ходить, то есть примерно до года с четвертью. Я бы посоветовал выпускать ребенка из манежа, если ему там не нравится. Я не имею в виду первое же хныканье: если вы дадите ему поиграть чем-нибудь новым, он будет счастлив еще по меньшей мере час. Ребенок вырастает из манежа постепенно. Вначале манеж наскучивает ему, если держать его в нем слишком долго. Постепенно ребенок все раньше теряет терпение. А через какое-то время он начнет вообще сопротивляться, когда его сажают в манеж. В любом случае выпускайте его, если он не хочет больше оставаться.

  Пусть привыкает к незнакомым людям. В таком возрасте ребенок относится к незнакомым людям недоверчиво и подозрительно, пока не рассмотрит их как следует. Но потом он постепенно может привыкнуть и подружиться с ними - на свой манер, разумеется. Он может просто стоять и смотреть или серьезно протянуть незнакомцу какой-нибудь предмет, а потом отобрать его или принести что-нибудь легкое из своей комнаты и положить гостю на колени.

Многим взрослым не хватает такта оставить ребенка в покое, пока он к ним не привыкнет. Они лезут к нему, пристают с разговорами, и ребенок в поисках защиты бежит к матери. С такими взрослыми он подружится далеко не сразу. Я думаю, матери стоит в самом начале сказать гостю: «Не обращайте на него внимания сначала. Он стесняется. Если мы немного поговорим, он освоится и познакомится с вами».

Когда ваш ребенок осваивает ходьбу, дайте ему возможность почаще встречаться с незнакомыми людьми и привыкнуть к ним. Несколько раз в неделю берите его с собой в магазин. Если возможно, отводите ежедневно в такое место, где играют маленькие дети. Он еще не сможет с ними играть, но будет наблюдать. Если он привыкнет играть возле них, то позже, в возрасте между двумя и тремя годами, быстрее научится играть с ними. Если же он никогда не был. вблизи трехлеток, ему потребуются месяцы, чтобы привыкнуть к ним.

Обновлено: 2019-07-09 22:44:29