Где найти арину родионовну?
Никто не возьмется точно определить, чем мы обязаны няне Пушкина Арине Родионовна, няне Лескова, бабушке Горького. Но где сегодня найти мудрых бабушек-сказительниц? Специальные экспедиции отправляются на их поиски в самые отдаленные уголки страны...
И все-таки выход есть. «Бабуля, ну почитай немножко... Ну пожалуйста!» Малыш теребит вас за краешек платья и протягивает книжку со сказками. Пускай она зачитана до дыр, ребенок готов сотый раз, затаив дыхание, слушать про Бабу-Ягу и Чебурашку, Бармалея и Карлсона. Невозможно устоять перед трогательной просьбой, и вы вдвоем уютно устраивать в тихом уголке.
каченный сюжетом сказки, маленький слушатель ос законы человеческих взаимоотношений, персонажи подобных историй демонстрируют ему целую галерею характеров, поступков, судеб. Всевозможные превращения, исчезновения и появления сказочных героев дают представление о времени и пространстве, о связи века с природой, с предметным миром. А страшные ли чудовища и приведения? Они будто бы специально даны для того, чтобы малыш мог испытать себя на стойкость, научился понимать, где зло, а где отнеситесь к чтению сказок как к очень важному делу. Только не превращайте его в тягостную обязанность. Разве не соблазнительно выйти из роли взрослого, солидного человека и, вспомнив счастливую пору детства, поддаться обаянию сказочного вымысла, искренне поверить в чудесные события! Вот уж где безграничные возможности проверить фантазию, актерские способности, чувство юмора, все то, что, увы, нечасто требуется в повседневной жизни.
Почему бы не почитать детскую книжку в лицах, и каждому персонажу свою интонацию, свой характер? Ребенку эта идея наверняка понравится, и он охотно возьмет некоторые роли себе. Можно разыграть простенький сказочный сюжет с помощью кукол, отведя роли главного режиссера и актера малышу.
Замечательный сказочник Джанни Родари напоминает такую старую игру, как «перевирание сказки».
«Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка», — начинаете вы свой рассказ. «Нет, не Желтая, а Красная!» — спешит вас поправить внук или внучка. «Да-да, Красная... Так вот, отправилась Красная Шапочка в гости к Гете...» — «Нет, не к тете, а к бабушке! Ты опять все перепутала...» — сердится ваш слушатель. Ему хочется, чтобы знакомая сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз. Но рано или поздно дети вырастают из сказки, как из старого платья, и начинают охотно ее пародировать. Они играют не столько со сказкой, сколько с самими гобой.
Возьмите, к примеру, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки, и добавьте к ним шестое, совершенно постороннее: «девочка», «лес», «цветы», «волк», «бабушка» и... «вертолет». Теперь надо придумать из этих слов историю — использовать привычные слова и образы в новом контексте.
Не менее интересно и такое задание: изменить коренным образом характеры сказочных персонажей, как бы «вывернуть наизнанку» сказочную тему. Ребенку предстоит придумать сказку, в которой Красная Шапочка злая, а Волк добрый; Золушка, вздорная девчонка, третирует смирных сводных сестер и мачеху, а Белоснежка встречает семь великанов и становится сообщницей их бандитских набегов. Какая прекрасная возможность потренироваться в нестандартности мышления!
Если покушаться на репутацию положительных героев страшновато, можно пойти по другому пути — придумать продолжение к сказке. Как протекает жизнь Золушки после замужества? Возможно, она не изменяет старым привычкам: торчит вечно на кухне — нечесаная, в грязном платье. Такая жена Принцу быстро надоела, и он гораздо охотнее проводит время с сестрами Золушки, которые увлекаются танцами, кино и путешествиями. Суть игры в интуитивном анализе сказки.
Но далее если оставить в стороне все педагогические достоинства игры в «перевирание сказок», это занятие развеселит всех маленьких и больших членов семьи.