Воздействие гимнастических упражнений на детский организм

Чередуя различные виды массажа с гимнастикой, для каждого ребенка грудного возраста можно выработать свой комплекс упражнений, который будет способствовать улучшению процесса снабжения мышц кровью и различных обменных процессов. Гимнастика способствует улучшению циркуляции крови и лимфы, предотвращая тем самым застойные явления во многих внутренних органах. Посильная для ребенка мышечная активность закаляет организм и повышает его сопротивляемость к разным инфекциям. Сокращение мышц стимулирует развитие костного скелета. Гимнастические упражнения формируют у однолетнего ребенка навыки ритмичных и пластичных движений. Ребенок, с которым проводят гимнастику, начинает своевременно ползать, сидеть, ходить.

Детям после 3 месяцев рекомендуют гимнастические упражнения, например «вис» на животе. Выполняя это упражнение, ребенок изгибает свое тело дугой кверху, тренируя тем самым мышцы спины и улучшая равновесие. В возрасте 4 месяцев можно ввести в комплекс упражнений «вис» на спине, направленный на укрепление мышц живота. При выполнении этих упражнений голова ребенка отклоняется в сторону коррекции. Это хорошо укрепляет мышцы шеи и туловища. После 4,5 месяцев можно дополнить комплекс пассивными упражнениями.

К шести месяцам ребенок должен быть подготовлен физически к ползанию. Для этого необходимо заниматься с ним упражнениями, которые способствуют укреплению мышц спины и плечевого пояса, а также выкладывать его на живот, побуждая ребенка к ползанию. Умение ребенка 6-7 месяцев ползать является хорошим показателем его развития. Ползание необходимо ребенку для укрепления мускулатуры, функционирование которой важно в дальнейшем в процессах ходьбы, сидения и стояния.

Для нормального формирования костно-мышечного аппарата ребенок должен сначала научиться ползать и только через некоторое время он сможет садиться и вставать на ноги.

К полугоду происходит уравновешивание тонуса мышц-сгибателей и мышц-разгибателей, и к этому времени следует включать в комплекс занятий пассивные упражнения для ног и рук. Нужно обучить ребенка удерживать различные предметы. После шести месяцев с ребенком необходимо проводить упражнения, координирующие его движения. Гимнастический комплекс ребенка должен расширяться и за счет активных движений, которые подготавливают его к ползанию, сидению и стоянию. К 5-6 месяцам ребенка можно учить сидеть, чуть позже — ходить. Какие-либо отклонения в этом процессе могут указывать на возможные заболевания.

Считается нормальным, если ребенок к 7 месяцам сидит, а к 1 году ходит. Однако важно и то, как он это делает. Если он неправильно сидит или ходит, то могут возникнуть различные отклонения в развитии костного скелета.

Ребенок в 10-12 месяцев активно и согласованно движется. Он практически готов к обучению стоянию и ходьбе. В этот период важны упражнения, которые начинаются с исходного положения стоя.

Период от 12 месяцев до 3 лет характеризуется образованием новых двигательных навыков и шлифованием уже имеющихся. Этому в большой мере способствуют физические упражнения. С 1 года до 2 лет физическое воспитание ребенка должно включать гимнастические упражнения и подвижные игры. С 2 лет постепенно нужно вводить утреннюю гимнастику.

В 4 года многие родители прекращают заниматься с ребенком гимнастикой и массажем, полагая, что здоровому ребенку это не требуется. Но они заблуждаются. Давно доказано, что под воздействием физических упражнений активизируются все жизненно важные процессы организма. Например, дыхание становится глубже, улучшается вентиляция легких и их объем. Кровь обогащается кислородом. В мышцах улучшаются обменные процессы тканей. Энергичные движения способствуют притоку крови к мышцам и улучшают их питание. И это еще не все плюсы гимнастических упражнений. Поэтому родителям не стоит отказываться от активных занятий физкультурой с ребенком.

Выбирая комплекс движений для ребенка, нужно знать и при этом учитывать его индивидуальные черты развития. Физическое развитие происходит под постоянным влиянием внешних условий. Задача взрослых состоит в создании подходящих условий для нормального развития ребенка. Лучше предупредить отклонения, чем потом их лечить.

Обновлено: 2019-07-09 23:34:59