Семья и политики
Те из родителей, кто думают, что пользоваться можно лишь конкретнопсихологическими семьеведческими советами, поступают недальновидно. В жизни личные амбиции государей и самые что ни на есть мелкие занозы в психике любого из нас не жестко, но крепко связаны. Это и есть проблема «я и полити 3 ка», ну и «семья и политика».
Есть емкое выражение: ЕСЛИ МЫ НЕ ЗАЙМЕМСЯ ПОЛИТИКОЙ, ТО ПОЛИТИКА ЗАЙМЕТСЯ НАМИ. Это не мой афоризм, но он мне нравится. Политика может стать очень даже вашей внутрисемейной проблемой. Когда мальчику пять — армия далеко; а вот уже смотришь — пятнадцать, а вам тридцать пять... Жить можно еще своей жизнью и думать о женитьбе сына или, по крайней мере, о том, как он начнет за девочками бегать. Но нет, родителям мальчиков придется думать о том, как они будут служить в армии. Или как их спасти от армии. И вот позже начнутся взятки, попытки «косить» через медицину. Мальчику нужно будет или быстро рожать детей, но боязливо ждать, что эту льготу отменят... Или любыми способами поступать в вуз, но опасаться, что вдруг не поступит или что вдруг отменят военные кафедры. Или скрываться в деревне, у друзей. Тряско все это. Трясти вас будет. И вы будете трястись.
Защита Отечества — дело святое. Но «государственные люди» както двояко понимают эту святость. Своих детей от горячих точек отмазывают. А наших детей в горячие точки посылают. Давайте уточним.
Если на нашу страну напали — Бонапарт или Гитлер, — то тотальная мобилизация. И мы все — добровольцы. В сорок первом мой отец, оставив меня, годовалого, маминой семье, пошел со всеми ифлийцами на фронт. Не я, а он пошел, прошел много кровопролитных боев, попал под Ярцевом в плен, бежал, был репрессирован, а потом реабилитирован. Но, будучи воспитан им в духе «пролетарского интернационализма», во время Карибского кризиса в 96 году я подал было заявление в горком комсомола Иркутска с просьбой отправить меня на Кубу «в качестве медработника или бойца». Юность еще бродила в крови. Я тогда и не подумал, что если бы Карибский кризис перерос в ядерную катастрофу, то это длилось бы так кратко, что я и добраться бы до Кубы не успел, а все мы встретились бы гденибудь по дороге в туманность Андромеды. Вспыльчивый Хрущев все же одумался и поладил с Кеннеди... Ну да не об этом речь. Сказал я это все для того, чтобы обсудить, что если вот так все глобально, то я не против призыва в армию. Между прочим, сыновья Сталина все же воевали, старший сын Хрущева — погиб в бою. Нынче же все поменялось...
А в мирное время... Ну не хочет мальчик подчиняться офицерам и генералам, которые не то что с БенЛаденом, а с дедовщиной своей не могут справиться. Ну не хочет он строить им дачи и ходить в туалет строем и с песней. Считает ниже своего достоинства. И вообще не хочет терять время, которое он мог
бы провести с большей пользой для себя, для своей страны и для мира.
Надо все решить почеловечески. Предлагается же давно уже простая вещь, которую почемуто не хотят ввести, — контрактная армия. В мирное время контрактная армия — единственное, что можно и нужно. Пусть государственные чиновники наймут людей, которым не нужны сверхточные аналитические весы, но которые с большой точностью попадают в мишень и с большим рвением занимаются физической подготовкой. Пусть существенно больше, по справедливости больше, платят им за риск. Они хотят этого. А мы заработаем им (наши налоги) на их заработки и позаботимся об их психологических проблемах. И будем им морально благодарны за то, что они нас защищают. И пусть они за высокую моральную оценку с нашей стороны и за очень серьезное материальное вознаграждение — решают вопросы в горячих точках.
Но фактическая тотальная мобилизация в мирное время не оправдана ничем. Тем более демагогическими лозунгами о служении Родине. У швейцарского философадраматурга Фридриха Дюрренматта в пьесе «Ромул Великий» есть фраза; «Когда государство начинает убивать людей, оно всегда называет себя родиной...»
Надо внедряться в политику раньше, чем у вашего сына появятся проблемы с армией. Поздно становиться членами комитетов солдатских матерей, когда ваш девятнадцатилетний сын пропал без вести. Надо добиваться от властей, чтобы контрактная армия была введена как можно скорее. Кстати, я уже сетовал на то, что мужчины уходят от этих проблем, отдавая все на откуп солдатским матерям. Они отцы, и у них за сыновей должна болеть душа не меньше, чем у матерей.
Политика перекрещивается с семейными проблемами и во многом другом. Вот насильственно уничтожен капитализм. Ведь замысел был уничтожить эксплуатацию. Но огосударствление собственности не привело к справедливости. Возникла каста коммунистических вождей — новых эксплуататоров. Я сделаю небольшую выписку из Бертрана Рассела, посетившего Россию в 920 году. Еще был жив и у дел Ленин. Вот что рассказал Рассел: «Практически они одни обладают властью, вследствие чего могут иметь бесчисленные преимущества. Большинство из них — далеко не впадая в роскошь — питаются все же лучше, чем весь народ. Только люди с определенным политическим весом могут
иметь телефон или автомобиль. Возможностей поехать кудалибо поездом, сделать покупки в советских магазинах (где цена примерно в пятьдесят раз ниже, чем на рынке), пойти в театр и так далее, конечно же, больше у тех, кто близок к власти, чем у простых смертных. И тысячами способов коммунисты могут достичь более благополучной, чем у остальных, жизни. К тому же они меньше обременены навязчивым вниманием со стороны полиции и Чрезвычайной Комиссии». Дальше мы знаем, что расслоение нарастало. И обнищание народа при коммунистической системе достигло критического порога. Эта система была так же далека от справедливости, как и общество при императоре Николае Втором. Как объяснить, что нам при таком нашем земельном богатстве давали для дач в свое время по шесть соток? Почему КПСС такжлобничала? Это объяснимо разве что глупостью. Пресловутые пустые полки в магазинах. Народ разочаровался в коммунизме как идеологии. И вот «коммунизм» рухнул в одночасье, как и возник. Слава богу, без большой гражданской войны. Но добро бы дело пошло вперед. А то ведь столько страданий — и все зазря. И все же наша «просвещенная интеллигенция» стала звать нас назад, к капитализму. При этом к самому дикому. И вот стимулируется первоначальное накопление капитала любым путем. Капитал концентрируется в руках алчных людей, которые покупают себе замки в МонтеКарло. А у большинства семей не хватает квадратных метров жилплощади для рождения детей. Как не было, так и нет средств построить дачный домик, где можно нормально отдыхать, не налажен элементарный быт... Оформление куплипродажи домика с толикой земли — 7 тысяч рублей — это 700 минимальных зарплат. Старушки говорят: давайте без оформления за мою хибару 5000 рублей, я вас не обману, платите за электричество, и все. Но ясно, что чиновники наложат лапу на этот «незаконный акт» и что это не приобретение жилья и земли для семьи, а так только, баловство одно для тех, кто эти пять тысяч тоже за деньги не считает. Все это и есть политика по отношению к семье. . Игнорирование психологических проблем в семье, диктуемое опять же политикой, приводит к отсутствию в программах образования таких предметов, как психотехника общения и построения взаимоотношений. Ссоры, которые могли не произойти,
перерастают в скандалы, которые могли бы погаснуть. Как результат — огромное число разводов.
И самое главное. Политика, разжигающая всеми способами в людях жажду наживы, не препятствующая эксплуатации ради наживы, приводит к раздорам в семьях. «Я еще нигде не была, ни в Париже, ни в Лондоне...» И муж из кожи лезет вон и порой идет на преступления, лишь бы ублажить любимую жену, на которую претендуют конкуренты. В итоге преступность растет и растет. А ведь это тоже политика
СТАРАЙТЕСЬ ЖИТЬ ЗА СВОЙ СЧЕТ, А НЕ ЗА ЧУЖОЙ. МОЖНО НАЖИВАТЬ, НО НЕЛЬЗЯ НАЖИВАТЬСЯ.
Только так можно обрести душевное спокойствие и уверенность в себе. Другими словами, нельзя отнимать у людей результаты труда. Можно обогащаться, но за свой счет. Тогда богатый не будет грешником, а бедный завистником. Можно и нужно вступать в ОБМЕН БЕЗ ОБМАНА. Рынок совсем не обязательно должен быть капиталистическим. Можно и нужно дарить излишки своего творческого труда (излишки могут появиться только с творчеством) другим людям, не обязательно бедным. Бедных же надо поддерживать, создавая для них рабочие места.
Только с внедрением этих принципов в ум каждого человека прекратится безумная гонка «обладания», по Фромму. На мой
взгляд, эти принципы надо пропагандировать начиная с детского сада, с развивающих центров, со школы. Через СМИ... И когда они овладеют всеми, не будет «золотого миллиарда» (белая кость) на Земле, но не будет и бенладеновских камикадзе, грозящих приблизить конец света.
Вопрос в том, насколько это выполнимо в принципе. Все зависит от коллективного сознания (а вовсе не от коллективного бессознательного). От идеологии. Мы знаем, что ВОСПИТЫВАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ЛИЧНОСТЬ. ВОСПИТЫВАЮТСЯ НАРОДЫ. Христианство, раннее, а не сегодняшнее, поселилось в душах даже богатых римлян. И люди гибли с именем Иисуса Христа на устах за веру. Гитлеризм затмил на время сознание в общемто культурной немецкой нации. Сталинизм был навязан советскому народу всего за два десятилетия. БенЛаден воспитывает своих камикадзе. Последнее время берет верх идеология американизма как образа жизни. Однако если эта идеология не будет преодолена и овладеет всем миром, страшной катастрофы не миновать.
Конечно, если психологи в школах будут заниматься не просвещением людей в духе гуманистической психологии, а проблемами леворукости да тренингами перцептивной чувствительности (я люблю сгущать краски), то можно и НЕ УСПЕТЬ. А успеть НАДО.
Но вернемся к повседневности...