Друг другу нужно по существу нужд, не контролируя и не вторгаясь.

Хорошо бы, если бы группы раздельно живущих близких родственников приняли принцип сообщающихся сосудов. Если у когото больше возможностей и средств, в том числе финансовых, тогда помощь направлена в адрес того, кто сейчас нуждается. Без контроля Изменилось положение — изменилось направление вспомоществования. Нужна помощь с внуками — приходите и занимайтесь пеленками. Случился инсульт у дедушки —  юдросшие внуки помогают бабушке ухаживать за ним до могилы. Вот так вот — это почеловечески. Нет нигде так прописанных нравственных установлений. Но в российском народе — они в нравственном поведении. А на «просвещенном» Западе модно складирование стариков в домах для престарелых. Но если старик и старушка в прошлом приносили тортик и соску, то и им принесут тортик... и соску. И тогда уж тоже не обессудьте. Дда... доброта должна быть обоюдной, но ведь повинныто те, кто постарше, те, кто не подал пример... Ннет... Не доводите до такого, чтобы вас оставили в старости... Старик должен умереть в своей постели, дома, а не в казенном доме. Помните, мы говорили, что и ребенок должен рождаться в своем доме, а не в казенном.

Я хочу отдельной строкой сказать о семейных ролях бабушки и дедушки. Я обожаю русский язык, но мне больше нравится, что в немецком языке слово «бабушка» звучит не так мяконько, как у нас, «бабушка», а более значительно или даже более величественно — ГРОССМУТТЕР (большая мама).

Внуки для них — это повторение родительства. Они, умудренные житейским опытом, пусть помогают, если им доверят, а то и заменяют в особых условиях на время родителей. Нно не подменяют их. Надо, чтобы старшие родители согласовывали свои педагогические действия с родителями. А родители тоже чтобы не осуществляли родительский произвол, а согласовывали бы с общечеловеческой педагогикой, с УшинскимТолстымМакаренкоКорчакомСухомлинским... Ане с «педагогикой» американизированных «новых русских», которая призывает теснить, расталкивать, топтать...

Как минимум, можно договориться, чтобы старшие родители (гроссмуттер и гроссфатер) читали внукам «Черную курицу» и «Белого пуделя». И не надо им, «гроссам», конкурировать с собственно родителями, заласкивая малыша, и тем более не надо * дискредитировать их в глазах их детей.

Ко мне на консультацию приходит пятидесятипятилетняя бабушка. Что делать с невесткой, недоучкой: бросила пединститут на третьем курсе, делает с детьми чертте что, сил нет, меня, профессора химии в ее же институте, не слушается?.. Бабушка и по отношению ко мне, тогда ее ровеснику, вела себя очень уж авторитарно:

— Ну что вы такое говорите, Аркадий Петрович... Вы же поддерживаете разврат...

А разврат, по ее мнению, заключался в том, что невесткамама вместе со своим ребенкомдочкой занималась обливанием холод; ной водой. Так что в ванне они обе были без одежды, ну то есть со) всем без...

Ну, так вот. Если вопрос не идет об истязании ребенка побоями, для гроссмуттер лучше принять ситуацию и просто помогать матери... Иначе вообще останетесь в одиночестве в старости со своими социально отзвучавшими и неприемлемыми требованиями. Но не только поэтому. Родителям — приоритет в методах воспитания, в ценностных ориентациях. Дададада, мои дорогие ровесницы. Родители — они, а вы, хотя и гроссмуттер,; но не муттер для внучки.

А такая борьба за власть в семье между поколениями ни к чему хорошему не приводит. Другая бабушка, не профессорша, а так просто, бухгалтер, довела дело до того, что ребята уехали в Йемен. И внука она вообще больше не видела. До тех пор no ка на письма, которые мне пришлось сочинять вместе с бабушкой, не пришел примирительный ответ из Йемена. Консульта ционная работа, работа посредника, по примирению родителей^ и «гросс»родителей приводит к положительным результатам,] но ведь это дорогостоящее дело.

Конечно, старшее поколение не должно забывать свою моло, дость. Но и неадекватно молодиться — тоже безвкусица. Когда не молодая женщина надевает туфли, на которых просто трудно удержать равновесие, — все это выглядит нелепо, как на картине Бернардо Строцци «Старая кокетка». А многие «комплексуют»: прошла молодость. И стараются молодиться. Глупо. «Блажен, кто с молоду был молод. Блажен, кто вовремя созрел». И «каждая погода — благодать». К этим, уже признанным, аргументам, что старость — это не только не плохо, но и хорошо, я добавлю еще один:

Обновлено: 2019-07-09 22:50:11