Строгость или мягкость?


Это очень трудный вопрос для многих неопытных родителей. Большинство родителей со временем находят верный ответ. Но некоторых, какими бы опытными они ни были, это постоянно тревожит.

Я могу сразу выразить здесь свое мнение и сказать, что в сущности дело не в строгости или мягкости. Добрые родители, которые не боятся проявить твердость там, где это необходимо, добиваются хороших результатов и при умеренной строгости, и при умеренной мягкости. С другой стороны, строгость, идущая от жестокости, или мягкость, которая объясняется робостью или нерешительностью, приводят к дурным последствиям. Все зависит от вашего отношения к ребенку и от ваших воспитательных принципов.

 В подходах к воспитанию произошли большие изменения. Трудно разобраться в этом вопросе без небольшого исторического обзора. Строгость воспитания ощутимо меняется от одного периода к другому. Викторианский период, например, отличался большой строгостью относительно хороших манер и скромности поведения. В двадцатом веке, особенно после первой мировой войны, началась реакция на излишнюю строгость. Ее определяли несколько факторов. Великие американские пионеры в области педагогических исследований, такие, как Джон Дьюи и Уильям Килпатрик, доказали, что ребенок лучше и быстрее учится, если педагог приспосабливается к уровню его умственного и физического развития и одновременно признаёт, что ребенок хочет и готов учиться. Фрейд и его последователи показали, что слишком упорное приучение к пользованию туалетом или запугивание ребенка проблемами пола может исказить его личность и привести к неврозам. Изучение малолетних преступников показало, что большинство их страдало в детстве не от недостатка строгости, а от недостатка любви и внимания. Эти открытия, наряду со многим другими, привели к общему ослаблению строгости в подходе к детям и к усилению внимания к ним как к индивидам. Известные американские педиатры Олдрич, Пауэре, Гезелл применили аналогичный подход к медицинскому уходу за младенцами и детьми более старшего возраста. Но вплоть до сороковых годов врачи настаивали на строгом соблюдении правил кормления младенцев, опасаясь, что нерегулярное кормление и неодинаковое количество смеси приведет к болезням желудка и повышению детской смертности. Однако результаты экспериментов доктора Престона Маклендона и Френсис Симсарьян, опубликованные в 1942 году, помогли убедить врачей, что дети сами могут определять расписание своего кормления и при этом остаются вполне здоровыми. С этого момента в медицинской практике произошли быстрые и решительные перемены. Сегодня большинство младенцев в Соединенных Штатах имеют более или менее гибкое расписание кормления.

Врачи, которые строго предупреждали родителей не избаловать ребенка, сейчас советуют удовлетворять его потребности не только в питании, но и в любви и ласках.

Эти открытия и эти перемены в отношении к детям и в методах воспитания оказались благотворными для большинства детей и родителей. Меньше стало нервных, больше счастливых.

Но в такой культуре, как наша, невозможно пережить подобную смену философии — ее можно назвать революцией, — не вызвав сомнений и замешательства у очень многих родителей. Человеку свойственно пытаться воспитать своих детей так, как воспитали его самого. Достаточно легко усвоить новые веяния относительно витаминов или прививок. Но если вас самого очень строго воспитывали, требовали от вас безусловного послушания, хороших манер, правдивости, если родители были строги в вопросах пола, вполне естественно, даже неизбежно, что вы будете стараться точно так же воспитывать и своих детей. Возможно, вы измените свои взгляды под влиянием прочитанного или услышанного, но когда ваш ребенок сделает что-то, что считалось плохим во времена вашего детства, вы начнете нервничать, тревожиться или сердиться. И стыдиться тут нечего. Природа на то и рассчитывает, что вы будете воспитывать детей с оглядкой на собственное детство. Именно поэтому различные цивилизации смогли сохранить стабильность, передавая свои идеалы от поколения к поколению.

Многие родители благополучно воспитали своих детей, несмотря на свершившиеся за последние пятьдесят лет перемены, именно потому, что сами когда-то росли счастливыми; они продолжали воспитывать детей так, как воспитывали их самих, но при этом учитывали новые теории и методы и не впадали в крайности. Когда врачи подчеркивали необходимость строгой регулярности кормления вообще, родители в целом следовали этим рекомендациям (и большинство детей в большинстве случаев к этому приспосабливались), но в то же время не боялись отступить от расписания, если ребенок бывал очень голоден, потому что в глубине души понимали, что его требования справедливы.

Когда позже врачи стали пропагандировать гибкий подход к распорядку дня ребенка, сознательные родители и это не стали доводить до крайности. Они укладывали сонного, но упрямого и не желающего ложиться ребенка в постель, потому что очень хорошо знали (в основном по собственному детскому опыту), что время сна — это время сна и никакие теории гибкости и изменчивости распорядка не могут его отменить.

Родители, запутавшиеся в новых теориях, бывают в основном двух разновидностей. Во-первых, это те, которые выросли неуверенными в себе и в своей способности рассуждать здраво. Если вы не доверяете себе, волей-неволей вы будете опираться на мнение кого-то другого. Вторую группу составляют родители, которые считают, что их воспитывали слишком строго. Они помнят, как негодовали на собственных родителей временами, и не хотят, чтобы их дети так же относились к ним. Но достичь этого очень трудно. Если вы хотите воспитывать детей так, как воспитали вас, вы просто следуете имеющемуся образцу. Вы знаете, какими послушными и вежливыми хотите видеть своих детей. Вам не нужно ничего придумывать. Но если вы хотите воспитать их не так, как были воспитаны сами, например, более мягко или менее деспотично, перед вами нет образца для следования. Если положение выходит из-под контроля — например, ребенок начинает злоупотреблять вашей снисходительностью и мягкостью, — вам труднее исправить положение. Вы сердитесь на ребенка, но чем сильнее вы сердитесь, тем сильнее у вас ощущение вины: вы боитесь, что становитесь на тот самый путь, которого так стремились избежать.

Конечно, я несколько преувеличиваю. Мы все, будучи молодыми родителями, отчасти соглашаемся, отчасти не соглашаемся с тем, как воспитывали нас. Дело в степени согласия или несогласия. Большинство находит компромисс, который их более или менее устраивает. Я преувеличиваю для того, чтобы подчеркнуть, с какими трудностями сталкиваются некоторые родители.

Обновлено: 2019-07-09 22:43:05