Итоги 7-го месяца
Двигательные реакции. Хорошо переступает ногами. Сидит без опоры. Сидя, самостоятельно наклоняет и выпрямляет туловище. Встает на колени, цепляясь за сетку кровати. Свободно поворачивается со спины на живот и обратно. Ползает на четвереньках в разных направлениях. Подолгу упражняется в своих навыках. Раскачивается на стульчике-качалке.
Навыки. Пьет из чашки, которую держит взрослый. Ест с ложки. Выражает активно недовольство, когда голоден. Активно мусолит сухарик до утончения.
Действия с предметом. Хватает игрушки, размахивает ими, стучит. После еды бросает бутылку на пол. Бросает игрушки впереди себя, наклонившись достает. Бросание предметов на пол — любимое занятие этого периода. Играет ручками перед собой. Играет в прятки, закрывая ладошками лицо. Тянется сам за игрушкой. Лижет игрушки, трогает деснами, трясет. Ударяет рукой по воде, когда купается.
Собирает крошки хлеба щепотью. Срывает
• В 7 месяцев начинают формироваться соотносящие действия. Это действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов или их частей в определенные пространственные взаимоотношения (складывание пирами* док из колец, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок крышками). Соотносящие действия требуют учета свойств предмета, подбора в соответствии с их формой и величиной или расположения в каком-либо порядке.
• Во втором полугодии жизни ребенок вступает в новый этап развития. Он начал овладевать мами-пулятивной деятельностью, которая будет ведущей в его психическом развитии до трехлетнего возраста. Общение со взрослым тоже преобразовалось, стало «деловым», и теперь оно обслуживает предметно-манипулятивную деятельность. Благодаря этому преобразованию ребенок овладевает новыми средствами общения, учится действовать по образцу, ориентироваться на оценку взрослого, что готовит его к овладению специфическими предметными действиями и речью.
салфетку, находя под ней игрушку. По одной выкладывает мелкие игрушки из коробочки. Бросает игрушку и следит за ней. Игрушки перекладывает из руки в руку, стучит ими, размахивает.
Понимание речи. На вопрос: «Где тю-тю?» -смеется. «А где ляля?» - смотрит на место, где постоянно находится предмет.
Как показали наблюдения М. М. Кольцовой, ребенок не всегда одинаково реагирует на одни и те же слова: нужно, чтобы он находился в одной и той же ситуации, слышал слово от определенного человека, чтобы слово произносилось с определенной интонацией, сопровождалось определенным жестом. Стоит исключить из всей этой совокупности какой-либо фактор — и нужной реакции на слово нет.
Это значит, что слово для ребенка сначала является не отвлеченным знаком, а лишь одним из компонентов ситуации.
Активная речь. Подолгу лепечет, повторно
произносит одни и те же слоги. Говорит «баба, ма-ма, па-па-па, а-ля-ля, ва-ва»; слоги и их сочетания не соотносимы еще с понятием. Особый интерес проявляет к звукам, которые сам произносит. У каждого ребенка есть лишь 2-3 слога, которые он повторно произносит.
Эмоции. Если в первом полугодии общение со взрослым у ребенка было эмоциональное или ситуативно-личностное, во втором полугодии оно ситуативно-деловое. Изменились и содержание потребности в общении, и средства этого общения, и мотивы. Малыш уклоняется от ласки, отстраняется, отворачивается от поцелуя и объятий и переключает ваше внимание на игрушки. Самое распространенное действие, которое он использует с этой целью, - протягивание игрушки или вкладывание ее в руку взрослого. Узнает своих родственников. При виде чужих не плачет, если мама рядом. «Работает на публику», обижается на невнимание к себе.
Интеллект. Если предмет падает, то ребенок реагирует так, как если бы знал, что он что-то потерял. Если бросает предмет, то очень внимательно следит, куда он делся. Первые достижения причинно-следственных связей. Когда хочет есть, смотрит в сторону кухни. Испытывает активный интерес к происходящему на улице.
Память еще не развита: если спрятать предмет, ребенок вряд ли будет его искать. И тем не менее память постепенно развивается.
• вес мальчика — 7900-8700 г
• вес девочки — 7400-8100 г
• рост мальчика — 68-70 см
• рост девочки — 67-68 см