Итоги 3-го месяца

Двигательные реакции. Ребенок свободно удерживает головку в вертикальном положении на руках взрослого в течение 30 секунд. Объем движений в конечностях нарастает, особенно в плечевых суставах. Малыш чаще поднимает руки выше горизонтального уровня. Лежа на животе, приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья, и высоко поднимает голову, удерживая ее в таком положении до 1 минуты. Грудь приподнята, ноги спокойно лежат на пеленальнике.

При поддержке под мышки он крепко упирается обеими ступнями о твердую опору, выпрямляет ноги в коленных суставах. Стоит «столбиком». К 3,5 месяца ребенок изредка поворачивается на бок.

Проявляется характерное двигательное оживление. Оно может ограничиваться только движением ручек и головки либо одних только ножек, а иногда бывает настолько сильным, что вовлекает в движение весь корпус с выгибанием в «мостик» и энергичным шлепаньем спинкой о матрас.

Навыки. Сосет грудь и соску очень активно. Сосет уже не весь кулачок, а палец.

Движения рук. Оживляясь, ребенок выпрямляет руки и наталкивается на игрушки, висящие над грудью. Разжимает пальцы, пытается захватить ее. Двигает висящий предмет, наблюдает изменения. Ощупывает свою одежду и постельное белье. Удерживает игрушку до 10 секунд.

Одновременно он смотрит на игрушку, которую вкладывают в руку, захватывает ее и подносит ко рту, чтобы потрогать губами. Такие одновременные действия схватывания, рассматривания, обследования ртом, сосания теперь им координируются. В 3,5 месяца руки подводятся к средней линии и сжимаются, переплетаясь пальцами. Если ребенку вложить в одну руку игрушку, вторая рука присоединится к ней и начнет ощупывать предмет.

Зрительные реакции. В вертикальном положении ребенку присуще зрительное сосредоточение на лице разговаривающего с ним взрослого или на лице игрушки. После 2-3 обращений взрослого он смотрит на его лицо в течение 10 секунд. Следит за игрушкой, которой взрослый проводит перед его глазами на расстоянии 30 см по дуге. Следит устойчиво, поворачивая головку. Пробное слежение за предметом уже не автоматическое, а заинтересованное. Появляется гибкость системы фокусирования. Малыш рассматривает свои руки до 5 минут. Его мало интересуют предметы, удаленные на 60 см от глаз, он с интересом рассматривает лишь те объекты, что находятся неподалеку от него и медленно движутся. Узнает лицо матери на фотографии.

Слуховые реакции. Нормальной реакцией на звук в этом возрасте можно считать активизацию или торможение общих и сосательных движений, потирание кулачками глаз, поворот глаз в сторону источника звука. Начинает формироваться реакция локализации. Сначала младенец поворачивает в сторону звука глаза, затем голову, иногда с некоторым опозданием. С этого периода появляется отрицательная реакция на резкий звук. Ребенок вздрагивает, широко открывает глаза и становится совершенно неподвижным, морщится и через 10—15 секунд начинает кричать.

Речевые реакции. Крик с отчетливыми интонациями (хныканья, раздражения). Голосовые проявления становятся разнообразными — от тихих звуков до громких, ликующих вскриков. В речевых проявлениях гласные звуки в различных сочетаниях: а-а-а, аэ, ау, агу и т. д.

Звуки могут произноситься отдельно, коротко — начальное гуление. К 3,5 месяца чаще можно слышать протяжные гласные и их сочетания — певучее гуление. Ребенок выделяет в речи интонацию. Часто играет звуками (так называемые вокальные игры). Вслушивается в звучание своего голоса.

Эмоции. Вслед за «требующим способом» коммуникации возникает «просящий способ». Крики менее настоятельны, появляются паузы ожидания ответа. Младенец по-разному выражает эмоциональные состояния. Благополучие — открытой лучезарной улыбкой. Она бывает чрезвычайно разнообразной: слабой, с едва заметным раздвижением губ, более выраженной, с вовлечением мимики всего лица и

очень яркой, сопровождающейся блеском глаз, а иногда и смехом. Нейтральное состояние, отсутствие эмоций ребенок проявляет серьезностью и настороженностью, ощущение дискомфорта — хныканьем и раздражением, активный интерес — сосредоточенным вниманием.

В конце концов, все проявления: замирание или сосредоточение (двигательное, слуховое, зрительное), сменяющиеся двигательным оживлением, улыбкой и вокализацией гулением и сопровождающиеся взглядом в глаза, объединяются в единый комплекс поведения, получивший название «комплекс оживления». Появление «комплекса оживления» означает, что ребенок вступил на путь развития общения.

Интеллект. Малыш начинает активно сосать при виде бутылочки, он перестает плакать, когда появляется мама, чтобы его покормить. Ребенок уже понимает, что его ожидает.

Постепенно интерес к окружающему становится осознанным.

К 3 месяцам младенцы обычно проявляют повышенный интерес к явлениям, которые несколько отличаются от воспринятых ранее, уделяя меньше внимания хорошо знакомым или совершенно новым.

Характерным признаком является рост голосовой активности и внимания к отличающимся явлениям.

•  вес мальчика — 5250-6000 г

•  вес девочки — 4800-5600 г

•  рост мальчика — 59-62 см

•  рост девочки — 58-60 см

•  Исчезают автоматизмы. Ребенок получает большое удовольствие, упражняя свои мышцы.

•  Две основные системы действий — рассматривания и сосания — смыкаются. Теперь для младенца рука _ это то, что можно увидеть, чем можно двигать и что можно поднести ко рту и сосать.

•  Появляется «комплекс оживления» — первый акт поведения. Это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого.

«Комплекс оживления» — основное новообразование этого периода. Оно знаменует конец периода новорожденности и начало новой стадии развития — стадии младенчества.

Обновлено: 2019-07-09 23:04:49