Итоги 12-го месяца

Двигательные реакции. Малыш самостоятельно ходит. Без опоры приседает и выпрямляется, может, наклонившись, поднять предмет. Приседает на корточки. Идет чередующимся шагом, может повернуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до 3 м. Неуклюже бросает большие игрушки. Залезает вверх по лестнице.

Навыки. Самостоятельно пьет из чашки, держа ее в своих руках (чашка большая, до 100 г жидкости). Сам протягивает руки к чашке, берет, подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол. Держит ложку, водит по тарелке.

Действия с предметом. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает машинку, водит куклу, кормит куклу). В игре с куклой тянет ложку к ее лицу, может поднести и к щеке, и к глазу. При этом может «кормить» и себя.

Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой. Накладывает один кубик

на другой. Нанизывает кольца на стержень пирамидки.

В этом возрасте под влиянием обучения возникают действия с использованием предметов (орудий): малыш приближает к себе предмет с помощью палки, веревочки, откатывает палкой мяч. «Орудийные» действия — это действия, в которых один предмет употребляется для воздействия на другой предмет. Ребенок знакомится с употреблением только нескольких, самых элементарных «орудий» — ложки, чашки, совочка, лопатки, карандаша. Это имеет очень большое значение для его психического развития, потому что в этих «орудиях» заключены черты, присущие всякому орудию. Способ употребления запечатлен в их устройстве.

Понимание речи. К концу 1-го года жизни возникает связь между названием предмета и самим предметом. Связь выражается в поиске предмета и нахождении его. Это и есть начальная форма понимания речи.

Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей. Выполняет отдельные поручения: найди, принеси, отдай тете, положи на место, закрой дверь, покажи. По просьбе взрослого находит несколько однородных предметов, если они внешне незначительно различаются (разные по цвету и размеру мячи, куклы). Понимает слово «нельзя», прекращает действия. Адекватно реагирует на слова «можно», «хорошо», «плохо».

Некоторые слова в речи взрослого принимают обобщенный характер; «Дай мне машину», «Дай еще машину», «Иди сядь за стол», «Сложи игрушки в коробочку». По просьбе выполняет разученные движения с игрушками.

Первые слова, понимаемые малышом к 1 -му году

«Мама», «папа», «баба», «деда», имена членов семьи, «до свидания (пока!)», «туфли», «мяч», «печенье», «ляля», «нет», «нельзя».

Самые первые слова обозначают те предметы, с которыми ребенок может играть. Поскольку в окружении каждого ребенка набор предметов, с которыми он может так или иначе взаимодействовать, различен, то и первоначальный запас каждого малыша уникален.

Активная речь. Легко подражает новым слогам вслед за взрослым. Повторяет 5-10 облегченных слов, если ребенка попросить: «Скажи "ав-ав"», «Скажи "топ-топ"». Лепетными словами начинает обозначать определенные понятия.

Интеллект. Закончилась четвертая стадия развития сенсомоторного интеллекта (по Пиаже) и началась пятая (с 12 месяцев до 1,6 года), которая характеризуется развитием новых сенсомоторных схем. Способность создавать схему свойств, общих для различных впечатлений, таких, например, как протяженность и прерывистость, показывает, что младенец способен выделять категории. Категорией называют осознанное впечатление о свойствах, присущих ряду сходных, но не идентичных предметов или явлений. Многие годовалые дети различают категории предметов: мебель, животные, еда. В этом возрасте даже изображение предмета ребенок может отнести к соответствующей категории. Если младенцу показать изображения различных людей, а потом изображение собаки, ребенок станет разглядывать последнее гораздо внимательнее, и лицо его оживится. Перемена в поведении малыша говорит о том, что собак он относит к иной категории, чем людей.

Различные образы не одинаково важны для младенца. Они различаются тем, что психологи называют опознавательными признаками. Если предложить ребенку в 1 год несколько картинок видоизмененных изображений человека и собаки (без головы, без ног, без туловища), ребенок дольше разглядывает картинку с изображением человека без головы и собаки без конечностей. Такое распределение внимания говорит о том, что голова - опознавательный признак образа человека.

К концу 1-го года жизни возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности является средством будущего развития произвольного внимания. Когда под влиянием речи взрослого ребенок направляет взор на названный взрослым предмет, обнаруживаются зачатки произвольного внимания.

•  вес мальчика — 9700-10 500 г

•  вес девочки — 9200-10 100 г

•  рост мальчика — 74-76 см

•  рост девочки — 73-74 см

•  В процессе освоения предметных действий возникает совместно-разделенное действие. Взрослый начинает, а ребенок заканчивает. Как только появляется разделенное действие, можно говорить, что цель предметного действия выявилась: ребенок знает, что произойдет в результате действий. Далее возникает возможность исполнения действия на основе показа. Взрослый оторвал ориентировочную часть действия от исполнительной и хочет, чтобы ребенок тоже сделал это. Этот отрыв производит взрослый, поэтому процесс отнюдь не стихийный, не спонтанный. Дальше следует речевое указание, и все действия ребенок выполняет самостоятельно. Такова первая линия предметных действий — линия движения от совместности к самостоятельности.

•  Вторая существенная линия развития предметных действий — линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ним у самого ребенка. К концу 1 -го года жизни формируются функциональные действия, когда он употребляет орудия, ориентируясь на физические свойства предмета, следовательно, не специфически. Затем наблюдаются попытки специфического способа использования предметов при отсутствии сформированного способа его применения. Ребенок понимает употребление ложки, но, когда ест, берет ее ближе к рабочему концу так, что все содержимое ложки выливается. Наконец, ребенок овладевает способом употребления орудия, но на этом процесс развития предметного действия не заканчивается.

• Ребенок начинает употреблять действия в неадекватной ситуации. Можно наблюдать 2 типа переноса:

1-й — перенос действия с одного предмета на другой, функционально

тождественный. Ребенок научился пить из чашки, а затем пьет из стаканчика, из кружки и т. п.; на основе такого переноса происходит обобщение функции;

2-й — перенос действия по ситуации. Научившись пользоваться ботиночками, ребенок натягивает их на мячик, на ножку стула. Здесь ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях.

Благодаря этим двум переносам возможен отрыв действия от предмета, отрыв действия от ситуации и, более того, отрыв действия от самого себя.

•  К концу 1 -го года жизни закрывается большой родничок.

•  Ребенок уже проявляет индивидуальные качества, хотя он еще полностью зависим от взрослого.

•  Время, когда ребенок начинает сидеть, стоять или ходить, зависит не только от развития нервной и мышечной систем, но и от того, насколько он имеет возможность приобретать двигательные навыки. Умения, обусловленные развитием ребенка и приобретаемые без особого обучения, могут появиться с опозданием, если лишить младенца возможности активно двигаться.

1 -й год — это второй критический период в развитии ребенка после кризиса ново-рожденности. Это кризис мировоззрения, который открывает ориентацию в мире вещей.

Обновлено: 2019-07-09 23:03:56