Итоги 11 -го месяца
Двигательные реакции. Малыш длительно стоит без опоры в течение 5 секунд, руки балансируют. Ноги расставлены. Делает первые самостоятельные шаги (1-2 шага вперед). Приседает без опоры. Переходит от предмета к предмету. Хорошо идет, держась за руку взрослого.
Навыки. Закрепление ранее приобретенных навыков.
Действия с предметом. Овладевает новыми целенаправленными действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого. Накладывает кубик на кубик, но не всегда оставляет, снимает кольца со стержня. Пытается надеть кольцо на стержень, втыкает в отверстие втулочки, катает мяч, шар.
Понимание речи. Появляются первые обобщения в понимании речи. По просьбе взрослого дает любую куклу, любой мяч, машину. Находит 2-3 игрушки одного вида. По просьбе без показа выполняет разученные действия («поводи куклу», «покачай», «дай пить кукле»). Выполняет любые 2-3 действия.
Активная речь. Произносит первые слова-обозначения. Звукоподражания «ав-ав», «би-би», «дай». Произносит 1—2 слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов.
Память. У младенца вызревает способность, которую можно назвать рабочей памятью. Начиная развиваться с 8 месяцев, она позволяет ему сравнивать и соотносить поступающую информацию с полученной ранее, хотя
• Малыш делает первые самостоятельные шаги!
• В характере указательных жестов произносит первые слова-обозначения.
• Появляется способность, которую уже можно назвать рабочей памятью.
• В эмоциональном плане по-прежнему испытывает чувство тревоги при появлении незнакомых взрослых людей. С удовольствием общается с детьми, при этом выбирая для общения одного из
них.
• Управляет своими действиями и организуют информацию, поступающую извне.
еще и менее эффективно, чем это делают дети постарше.
В одном эксперименте детей просили найти игрушку, спрятанную под одним из двух одинаковых кусков материи. В каждом испытании малышу разрешали тянуться за игрушкой через 1, 3 или 7 секунд. Очень немногие 8-месячные дети могут через 1 секунду припомнить, где находится игрушка.
К 1 году уже все малыши находят игрушку и через 3 секунды, а большинство справляются с заданием и через 7 секунд.
Эмоции и контакты. Еще в младенчестве дети, привязываясь к родителям, начинают испытывать тревожные чувства при виде незнакомых людей. Нормальное проявление страха, сопровождающего привязанность и возникающего у детей между 8 месяцами и 1 годом, называется тревожным предчувствием разлуки. Это состояние, которое испытывает ребенок во время отсутствия родителей.
Страх перед незнакомыми может возникнуть и в присутствии родителей, но к 1 году он, как правило, исчезает, тогда как тревожное предчувствие разлуки отчетливо проявляется и у «ходячих детей». Оно достигает своего пика к 1,5 года, к 3 годам постепенно ослабевает, но исчезает лишь перед самой школой.
Боязнь незнакомых людей возникает с формированием способности воспринимать и запоминать такое качество объектов, как постоянство. Это и составляет основу детской привязанности к одному человеку или нескольким значимым для ребенка людям.
Ребенок радуется приходу детей, смотрит на них, устремляется к ним, лепечет, смеется. Появляется избирательность в отношении к детям. Ребенок выбирает какого-либо одного ребенка и направляется к нему. Может дергать, разбрасывать его игрушки и, отходя, играть в другом месте.
Интеллект. Благодаря наличию врожденных мыслительных схем дети управляют своими действиями и организуют информацию, поступающую из окружающего мира.
Способность к усвоению позволяет детям сначала «укладывать» новую информацию в имеющуюся у них схему без изменений самой схемы, потом приспосабливать ее к этой схеме и, наконец, изменять схему при поступлении информации, противоречащей ей. Младенцы используют эти новые способности одновременно, что помогает им совершенствовать их двигательные и прочие навыки, рационально использовать новую информацию и легче
приспосабливаться к меняющейся окружающей среде.
Малыш, например, старается открыть крышку коробки, чтобы достать игрушку, которую у него на глазах положил туда отец.
Таким образом, дети могут уже координировать свои сенсомотор-ные схемы для достижения внешних целей.
• вес мальчика — 9500-10200 г
• вес девочки — 8900-9700 г
рост мальчика — 73-75 см
• рост девочки — 72-73 см