Итоги 10-го месяца

Двигательные реакции. Ребенок может недолго стоять без опоры и без поддержки. Держась за руку взрослого или каталку, ходит приставным или чередующимся шагом. Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила. Активно ползает по полу.

Навыки. Закрепляются ранее приобретенные умения.

Действия с предметом. Действия с предметами устойчивы и разнообразны. Ребенок может играть с другим ребенком, вынимать из одной коробочки игрушки, включаться в игру другого ребенка. Выполняет действия по указанию взрослого. Начинается этап формирования функциональных действий, который затем выходит за пределы младенческого возраста, захватывая 2-3-й годы жизни. Ребенок начинает подражать действиям взрослого. Если раньше он действовал со всеми предметами одинаково, следуя «логике руки», например, все игрушки подносил ко рту, размахивал ими или стучал, то теперь каждый предмет приобретает для него особые свойства. Ребенок выполняет сложные действия: открывает, закрывает коробочки, дает и берет мяч, прячет его, снимает кольца со стержня, вкладывает игрушки в мисочку, в половину большой матрешки, вытаскивает втулочки из отверстий.

Понимание речи. По просьбе «Дай!» находит знакомые предметы среди многих других и дает их вам (взрослый при этом не указывает на предмет рукой). Ребенок находит, берет и подает 2 из 3 названных игрушек. Он начинает реагировать на вопрос «Где?» независимо от местонахождения предмета или игрушки.

Активная речь. Повторяет за взрослым новые слоги, которых нет в лепете ребенка. Автономная речь, понятная только близким, разнообразится.

Эмоции и контакты. Малыш контактирует с другими детьми. Общение со взрослыми своеобразно, но это полноценное, свойственное человеческим существам общение, где интересен и собеседник, и повод разговора. Помимо собственных речевых средств ребенок включается в процесс общения и неречевыми компонентами: прикосновением, улыбкой, выражением лица, жестами. Чувство привязанности возникает у малыша к тем людям, которые особо значимы для него, он устанавливает с ними доверительные отношения. Социальное общение, ощущение комфорта способствуют формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, ибо они придают этому чувству сугубо человеческий характер. Малыши одинаково сильно могут привязываться и к папам, и к мамам. Исследования психологов показывают, что форма привязанности, устанавливающаяся в первый год жизни ребенка, является наиболее стабильной. От нее зависит, какое чувство — тревоги или безопасности — сформируется у малыша в дальнейшем и будет преобладать до полутора лет.

Интеллект. Манипулируя предметами, ребенок не только познает их свойства и связи, но и как бы предвидит определенный будущий результат. Его поведение начинает приобретать характер целенаправленности и произвольности. Если прежде ребенок, подражая взрослому, выполнял действия одним показанным ему способом и на одних предметах, то теперь он пытается воспроизвести действия на всех возможных объектах.

Складывающаяся у малыша система чувственного восприятия и опыт его взаимодействия с различными объектами в окружающем его мире способствуют тому, что он начинает ощущать себя центром этого мира, а это, в свою очередь, помогает ему вырабатывать такие способности, как умение сосредоточиваться, запоминать

относительно сложные для зрительного восприятия предметы, а также осваивать связи типа предмет — звук и усваивать такое качество предметов, как их постоянство, развивать ощущение глубины (края).

У ребенка улучшается и усложняется в качественном отношении ощущение запаха и вкуса, а также развиваются слух, обоняние, осязание.

•   Формируется этап функциональных действий. Это более совершенные действия — нанизывание, открывание, вкладывание.

•   Ребенок начинает контактировать с другими

детьми.

•   В этот период закрепляются все ранее приобретенные навыки.

Обновлено: 2019-07-09 23:04:06