Итоги 1 -го месяца
Двигательные реакции. Руки ребенка согнуты во всех суставах, ноги согнуты. Движения не координирует, В положении на животе поднимает головку на несколько секунд и устанавливает ее по средней линии. При поглаживании спины удерживает головку до 5 секунд в положении на животе. Выражены все безусловные рефлексы.
Навыки. Хорошо сосет из соски. Выражен сосательный рефлекс.
Движения руки. Кулачки сжаты. Большой пальчик внутри кулачка. Выражен хватательный рефлекс.
Зрительные реакции. Плавно прослеживает за движущимся предметом без поворота головы. Если привлечь внимание ребенка к игрушке на высоте 40-50 см от его глаз и медленно передвигать ее по дуге вправо и влево на 20-30 см, ребенок будет следить глазами, не выпуская игрушку из поля зрения. Но это слежение автоматическое, на основе непроизвольного внимания. Ребенок бросает случайные взгляды на свою руку, не фиксируя на ней внимания. Иногда, когда рука изменит положение, малыш может внезапно посмотреть ей вслед.
Слуховые реакции. Слух улучшается по мере рассасывания слизистой жидкости в барабанной полости и заполняется воздухом. Ребенок прислушивается к голосу взрослого, к звуку погремушки. Если на расстоянии 50 см от ребенка, лежащего на спине, вне поля зрения греметь погремушкой с сильным звуком в течение 5-10 секунд, ребенок прислушивается. Его движения затормаживаются.
Речевые реакции. Крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. Если взрослый, наклонившись над ребенком на расстоянии 25-30 см от его лица, вызывая сосредоточение на своем лице, ласково разговаривает с ним, после нескольких обращений ребенок отвечает отдельными звуками, иногда наблюдается отсроченная реакция до 1 минуты. Гортанные звуки: гуканья (гы, кх, э).
Обоняние. Ребенок способен отличать запах матери от запаха других людей.
Эмоции. Первая улыбка в ответ на разговор взрослого появляется на б—7-й неделе жизни. В ответ на 3—4 обращения к нему ребенок неярко улыбается в ответ. Появляется первый интерес к объекту внешнего мира.
Интеллект. С 1-го месяца начинается вторая стадия развития сенсомоторного интеллекта (по Пиаже). Идет приспособление к своему окружению. Пробуждается интерес к рассматриваемым предметам. Развиваются ориентировочно-познавательные реакции. Созревает способность координировать движения глаз и рук — зрительно-моторная координация.
На этом этапе человек или предмет, исчезнувший из поля зрения малыша, перестает для него существовать. Продолжается этот этап до 4 месяцев.
• вес ребенка — 3500-4000 г,
• прибавка в весе — 600 г от первоначального,
• рост — 50-55 см.