Куклы пляшут
Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра-забава не только развлекает малышей, но и приучает их выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами. Организация игры является для детей новой, так как их поведение регулируется определенными требованиями. Но игровая ситуация строится так, что дети легко осмысливают и принимают эти требования.
Игра содержит два рода действий, каждый из которых приобретает для ребенка особый смысл и эмоциональную насыщенность. Во-первых, малышу приятно поплясать на виду у всех с нарядной куклой и раскланяться под конец пляски. Во-вторых, закончив это «ответственное дело», он сам выбирает .того, кому передать куклу. Делает он это с удовольствием, так как реализует предоставленную ему возможность выразить свою симпатию другому ребенку. Таким образом, каждое из этих действий позволяет ребенку проявить самостоятельность.
В то же время игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавая их друг другу. И хотя ожидание своей очереди требует от ребенка известных усилий, заинтересованность общей игрой облегчает его, придает детской организованности осознанный характер.
Важно и то, что все участники игры активны: одни пляшут с куклами, другие выполняют роль музыкантов.
Игровой материал. Для игры нужно пять-шесть кукол средних размеров. Желательно, чтобы они были нарядными и привлекательными для детей — с бантиками, поясочками, в красивых платьицах. Желательно иметь и несколько кукол-мальчиков. - Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и выдвигает перед ними стол, на котором расположены куклы. «Смотрите, какие куклы пришли сегодня поиграть с нами! — говорит он, стараясь привлечь внимание малышей к новым игрушкам. — Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Ведь они совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними». Взяв куклу, педагог показывает, как можно с ней танцевать. Потом он подзывает пять-шесть детей, предлагает каждому выбрать куклу. Дети с куклами становятся вокруг воспитателя и вместе с ним выполняют плясовые движения. Например, слегка поворачивают куклу в руках, подпрыгивают с ней, кружатся то вправо, то влево, хлопают ручками куклы и т. п. Под конец куклы в руках детей раскланиваются.
Во время выступления танцоров остальные участники игры подпевают вместе с воспитателем мелодию пляски и выполняют роль музыкантов: играют на своих кулачках, как на дудочках, или изображают игру на гармошках. Когда куклы после пляски начинают раскланиваться, музыканты им аплодируют.
«А теперь, — говорит воспитатель, — подумайте, кому передать свою куклу». Малыши передают свои игрушки тем, кто еще не плясал.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.
Правила игры.
1. В начале игры каждый выбирает себе куклу сам, ссориться из-за игрушек нельзя.
2. Куклу можно передавать только тому, кто еще ни разу не плясал.
Советы воспитателю. Игра может проводиться как под музыкальное сопровождение инструмента, так и под пение взрослого. Хорошо, если в группе имеется проигрыватель, магнитофон.
Проводя эту веселую игру-забаву, не забывайте о том, что цель ее—не только развлекать детей, но и учить их пользоваться общими вещами и уступать друг другу. Чтобы воспитанники осознали это важное правило коллективной жизни, в конце игры похвалите всех ее участников: танцоров — за веселую пляску, музыкантов— за хорошую музыку. Объясните малышам, что танец не получился бы таким веселым, если бы не было музыки. Посоветуйте им и в следующий раз играть так же дружно, как сегодня.