Игрушки-артисты

Особенности игры и ее воспитательное значение. Данная игра учит малышей понимать связи и отношения между разными персонажами сюжетной ситуации и способствует развитию речи. Это имеет важное значение для умственного развития детей, так как повышает уровень осознания ими окружающей действительности. Кроме того, игра развивает воображение детей и способствует их эстетическому развитию, поскольку подготавливает к восприятию фильмов, спектаклей. И наконец, эта игра — зрелище, которое вносит разнообразие в повседневную жизнь малышей, в быт детского сада.

Игра проводится со всей группой. От детей требуется самостоятельное выполнение правил в соответствии с предварительным уговором со взрослым. Непосредственный контроль взрослого, его напоминания в ходе игры отсутствуют, так как он в это время занят подготовкой интересного для ребят зрелища. Таким образом, эта игра является новым шагом на пути развития волевых качеств личности.

Игровой материал. Детский стол, который служит сценой для игрушек-артистов; настольная ширма, позволяющая подготавливать очередные сценки, заменяющая ее плотная ткань, которая покрывает стол до самого пола (это нужно, чтобы скрыть игрушки, находящиеся под столом).

Главным материалом игры являются образные и заводные игрушки—персонажи спектакля. Это могут быть куклы (девочки, мальчики, дети, взрослые, герои сказок и пр.), зверушки, игрушечные машинки, звонок, оповещающий о начале действия, и пр.

Весь игровой материал помещается в большой коробке или в сундучке. Персонажи каждой сценки собраны на отдельном планшете в последовательности, предусмотренной спектаклем. Это ускоряет переход от одной сцены к другой и облегчает труд воспитателя.

Описание игры и приемы ее проведения. В конце завтрака воспитатель предупреждает детей о том, что сегодня к ним приедут игрушки-артисты, чтобы показать интересный спектакль. Но эти артисты не умеют разговаривать, они только будут показывать сценки, а ребята сами догадаются, что показывают артисты. Поэтому нужно внимательно смотреть на сцену, не отвлекаться разговорами и вести себя так, чтобы артисты не обиделись, а то они перестанут показывать спектакль.

Подготовив таким образом детей к предстоящему зрелищу, воспитатель вместе с ними ставит стульчики для зрителей, стол для игрушек-артистов, покрывает его тканью. После этого все выходят из комнаты. Собрав детей в коридоре, взрослый предлагает им поехать в театр. Это дает возможность малышам подвигаться и настроиться на роли зрителей. Перед тем как впустить воспитанников в зрительный зал, педагог напоминает им правила поведения в театре.

Спектакль начинается со знакомства детей с артистами. Каждый персонаж выходит на сцену, раскланивается. Воспитатель называет его имя, а дети приветствуют его аплодисментами.

Затем ставится ширма, и воспитатель подготавливает материал для. первого сюжета: планшет с персонажами первой сценки ставит на стол, а для второй сценки — на подсобный стул.

Спектакль состоит из нескольких сюжетов, каждый из которых содержит две сценки, разделенные перерывом. В перерыве воспитатель задает детям вопросы, которые помогают малышам понять то, что им показывали. Содержанием сюжетов могут быть сценки из сказок, из жизни малышей, забавные ситуаций и пр. Главное, чтобы это содержание было понятно детям и соответствовало их интересам. Приведем несколько примеров таких сюжетов.

Птичий двор.

Картина 1. На сцене — сарай (коробка от торта с наклеенными окошками и дверью) и несколько домашних птиц, расположенных по всей площадке. Петух стоит на пеньке (кубике). Из сарая выходит кукла-хозяйка, выносит одного цыпленка и ставит его на землю.

Ширма закрывается, планшет убирается, на его место ставится второй. В перерыве воспитатель задает детям такие вопросы: «Что вы видели? Кто там был? Что делали цыплята? Что делал петушок? Кто выпустил цыплят во двор? Кто их хозяйка? Как вы думаете, где живут эти цыплята и петушок?»

Вопросы взрослого рассчитаны на то, чтобы дети уловили и передали словами смысловую связь между разными персонажами.

Картина 2. Кукла-хозяйка стоит в центре, у ее ног стоит кормушка, вокруг которой собрались цыплята. Хозяйка насыпает в кормушку пшено (рукой воспитателя), пододвигает какого-нибудь цыпленка поближе к кормушке. Петух спрыгивает со своего пенька и подходит к кормушке, которая побольше и поглубже.

К этой же кормушке подходят курочки и клюют вместе с петушком.

Снова ставится ширма и воспитатель задает вопросы: «Что вы видели? Что делала хозяйка? Что делали цыплята? Что делали петушок и курочка? Как вы думаете, наша хозяйка заботливая? А почему вы думаете, что она заботится о своих питомцах?»

Помогая детям объединить содержание двух картин, воспитатель подводит их к выводу, что им показали птичий двор, на котором живут куры, петушок и цыплята. Сначала их выпустили погулять, а потом стали кормить. Под конец можно спросить: «Как вы думаете, где будут спать птицы?»

Трусишки.

Картина 1. На сцене трое друзей: девочка Маша, мальчик Саша и мишка. Они смотрят книжку с картинками. Кто-либо из персонажей переворачивает (рукой воспитателя) страницы, остальные рассматривают картинки.

В перерыве, когда ставится ширма, детям задаются вопросы о том, кого они видели, что делали артисты, кто держал книжку, как они сидели.

Картина 2. Те же персонажи сидят по-другому: Саша сидит напротив мишки и Маши. Книжки нет. Неожиданно на сцене появляется заводная обезьянка, которая начинает кувыркаться, двигаясь сначала по направлению к детям, а затем (повернутая рукою взрослого) — к персонажам. Маша, испугавшись, убегает, мишка падает на спину, а Саша вскакивает на ноги и останавливает обезьянку.

После этой картины воспитатель задает детям вопросы, которые помогут им понять, кто трусишка, а кто смелый — тот, кто не побоялся остановить обезьянку. «А вы бы испугались обезьянку?— спрашивает он. — Разве она страшная? А какая она — смешная? Веселая? Кто из друзей вам больше всего понравился? Почему?»

Добрая лошадка.

Картина 1. По сцене гуляют несколько детей (пластмассовые фигурки, укрепленные пластилином на планшете). Неожиданно появляется заводная лошадка, запряженная в тележку (можно взять любую лошадку). Она двигается по всей сцене. Когда лошадка останавливается, все фигурки придвигаются к ней и выстраиваются в очередь.

В перерыве воспитатель спрашивает зрителей, что делали дети и кого они увидели, почему дети подошли к лошадке и стали в очередь. «Давайте попросим лошадку покатать детей, — предлагает воспитатель, — если она добрая, она нас послушает».

Картина 2. Лошадка стоит на месте, воспитатель сажает детей по одному на спину лошадки (или в тележку), укрепляя их с помощью пластилина. Передвигает лошадку по всей сцене, давая возможность детям рассмотреть ее и всадника со всех сторон. Потом снимает одного всадника и сажает другого. Так по очереди лошадка катает всех детей.

Зрители аплодируют, и опять ставится ширма.

Дети, отвечая на вопросы воспитателя, рассказывают, что они видели, что делали лошадка и дети, какая была лошадка (добрая, красивая и пр.), выполнила ли она их просьбу.

В конце этого сюжета воспитатель помогает детям связать две сценки и сформулировать содержание увиденного: дети гуляли, а когда появилась лошадка, всем сразу стало весело и они захотели покататься на ней.

Сюжеты спектакля игрушек могут усложняться и изменяться, в них могут быть неожиданные комические эпизоды, сюрпризы, можно использовать также разные эпизоды знакомых сказок.

Правила игры.

1.  Внимательно смотреть на сцену, не отвлекаться.

2.  В перерывах между картинами сидеть спокойно на своих местах.

3.  Отвечать на вопросы всем вместе. Если артисты понравились, можно похлопать им в ладоши.

4.  Если что-то хочется спросить, подождать, пока кончится картина, и в перерыве задать свой вопрос.

Советы воспитателю. Техника показа спектакля игрушек очень простая. Одной рукой взрослый держит игрушку, которая является главным действующим лицом картины, а другой перемещает тот или иной предмет. Все персонажи, которые не должны действовать, прикрепляются к планшету с помощью пластилина. В зависимости от содержания картин можно использовать один планшет, совершая на нем необходимые перестановки, а можно заготовить два планшета, если перестановки более сложные.

Вместо планшета можно использовать плотный картон или фанеру. Если в сценке действуют более двух персонажей, можно пригласить в качестве помощников детей из подготовительной группы (не более двух). Предварительно необходимо порепетировать с ними, распределив роли. Обычно дети охотно отзываются на такие предложения.

При подготовке к игре особое внимание следует обратить на вопросы, которые направлены на осмысление связей между персонажами, что является главной обучающей задачей этой игры. Важно также четко договориться с детьми о правилах поведения во время спектакля. Ведь в этой игре дети должны самостоятельно выполнять их, без напоминаний взрослого.

Обновлено: 2019-07-09 22:39:38