Пирамидки

Категория: Игры на развитие восприятия качеств величины

Особенности игры и ее воспитательное значение. Игра направлена на формирование устойчивого образа величины предметов независимо от их положения в пространстве. Ребенок во время игры превращает стоящую высокую пирамидку в лежащую. При явном изменении внешнего вида, пирамидки и ее положения в пространстве соотношение величины колечек сохраняется неизменным. Задача ребенка — сохранить этот неизменный порядок колец пирамидки при разных вариантах ее положения.

Игровые действия позволяют малышу осознать различия в величине колечек, которые надеваются на палочку.

Прислушиваясь к словам воспитателя, обозначающим величину каждого колечка, и повторяя их, дети лучше воспринимают качества величины. Так подготавливается переход к более дифференцированному восприятию этих качеств.

Игра отвечает возрастной потребности ребенка действовать с предметами, управлять ими. Преобразования пирамидки, которые дети осуществляют самостоятельно, очень нравятся им. Пирамидка как бы оживает в руках,ребенка.

Игра проводится с небольшой группой — пять-шесть человек. Все игровые действия выполняются детьми одновременно, по показу воспитателя. Общность решаемой задачи сближает детей, способствует развитию согласованности и взаимопонимания.

Игровой материал. Одноцветные пирамидки с толстыми кольцами (по числу участников игры, включая воспитателя). Для обозначения центра, к которому сходятся лучи, используется цветной картонный кружок.

Описание игры и приемы ее проведения. Дети садятся за общий стол, и каждый получает по пирамидке. Воспитатель, сидя за столом вместе с детьми, предлагает им поиграть с пирамидками. «Вот стоят пирамидки. Стоят они и на вас смотрят. Надоело пирамидкам стоять, захотелось им полежать. Поможем пирамидкам отдохнуть? — спрашивает детей воспитатель и предлагает, следуя его примеру, снять со своих пирамидок колпачки и поставить их ближе к себе.— Какое у пирамидки колечко наверху, большое или маленькое?» Каждый снимает самое маленькое колечко и придвигает его к своему колпачку. Лежащая пирамидка выкладывается вертикально от края стола к центру, где расположен картонный цветной кружок. Когда все колечки от пирамидок будут сняты и разложены на столе в порядке возрастающей величины, воспитатель показывает, как подровнять ряд колечек, чтобы получился красивый, ровный луч. Эти действия позволяют детям ощутить руками постепенное изменение величины колец.

На столе образуется цветной узор в виде лучей, которые отходят от центра-круга и сужаются по краям стола. Полюбовавшись вместе с детьми этим узором, воспитатель говорит: «А где же наши пирамидки? Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Надоело палочкам голыми стоять. Давайте позовем колечки домой и опять поставим пирамидки, как раньше». Теперь перед детьми стоит новая задача—собрать пирамидку. «Какое колечко палочка позовет первым? — спрашивает воспитатель, г- Посмотрите внимательно, как лежит пирамидка, и вспомните, какое колечко у пирамидки в самом низу». Ответы детей воспитатель либо одобряет, либо поправляет. Дети выбирают самые большие кольца и надевают их на палочки. «А теперь какое кольцо позовут палочки? — спрашивает воспитатель и, если нужно, подсказывает. — Большое колечко, но чуть поменьше первого, иди домой». Дети надевают колечки на палочки.

Так постепенно воспитатель и дети собирают свои колечки по убывающей величине. Получаются пирамидки. Поверх колец надеваются колпачки, и пирамидки снова становятся высокими. Пирамидки гуляют, прыгают, кружатся в руках у детей, а потом снова ложатся отдыхать и игра повторяется.

Правила игры.

1.  Играть дружно, организованно воспроизводить действия, которые показывает воспитатель.

2.  Отвечать на вопросы воспитателя.

Советы воспитателю. При проведении игры важно четко и правильно называть величину колечка, которое надевается на палочку. Названия величины могут варьироваться: «большое, но чуть поменьше», «еще чуть поменьше», «еще меньше, почти самое маленькое» и пр. Подсказывайте каждый раз детям название величины и следите, чтобы они правильно его повторяли. Провести эту игру будет несложно: ведь малыши очень любят подражать взрослым — они с удовольствием воспроизводят действия и слова воспитателя и охотно копируют движения друг друга.

Так как игра рассчитана не на всю группу, а всего на пять-шесть человек, проводить ее следует утром (когда еще не все воспитанники пришли в группу) или вечером (когда многие уже ушли домой). Тех, кто не участвует в игре, займите каким-либо интересным делом, чтобы они не скучали, или же предоставьте им возможность наблюдать за игрой, чтобы у них возникло желание включиться в нее.

Интересное